Способ управления поворотом прицеп-ных звеньев автопоезда

 

84 4443

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 15.05.79 (21) 2772970/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) M. Кл.

В 62 D 13/04

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и OTKpblTHH (53) УДК 629.11З (038.8) (43) Опубликовано 07.07.81. Бюллетень № 25

,45) Дата опубликования описания 07.07.81 (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ

ПРИЦЕПНЫХ ЗВЕНЬЕВ АВТОПОЕЗДА

Изобретение относится к управлению прицепными звеньями автопоездов, преимущественно длиннобазных и многозвенных.

Известен способ управления поворотом прицепных звеньев автопоезда, заключающийся в том, что определяют угол поворота управляемых колес предшествующего звена и задерживают сигнал, пропорциональный углу поворота управляемых колес

11).

Недостатком данного способа является то, что он применим для управления колесами прицепов или независимых поворотных тележек, базы которых равны между собой. При невавенстве баз звеньев появляются смещения колес на повдроте, которые могут достигать значительной величины.

Целью настоящего изобретения является повышение точности управления путем повторения неповоротными колесами последующего звена траектории движения неповоротных колес предшествующего звена независимо от рельефа дороги и изменения скорости движения автопоезда в процессе поворота.

Указанная цель достигается тем, что поворачивают управляемые колеса последующего звена на угол, при котором мгновенный радиус поворота неповоротных колес последующего звена равен зафиксиро2 ванному радиусу поворота неповоротных колес предшествующего звена, а задержку сигнала проводят на время, необходимое для прохождения неповоротпыми колесами последующего звена пути, равного расстоянию вдоль траектории движения до неповоротных колес предшествующего звена, а также тем, что угол, на который поворачивают управляемые колеса последующего

10 звена, определяют по формуле: у (/) = †„ В (/ — т. )

1 где LI — база предшествующего звена;

15 1.2 — база последующего звена;у (t — т, ) — угол поворота управляемых колес предшествующего звена в момент времени (3 — т,);

t — текущее время; т, — время задержки сигнала, пропорционального углу поворота.

На чертеже изображена схема автопоезда на повороте при движении задних непо-. воротных колес звеньев по одной траекто-

25 рии.

Автопоезд имеет головное (предшествующее) звено 1 с передними поворотными колесами 2 и задними неповоротными колесами 3, дышло 4 и последующее звено 5 с а0 передними поворотными колесами 6 и зад844443 з т з=

L(L2 (6) 1@(2 (И ) 1Д(! (тэ ) ) 30

7 (t) = — 71 (t — тз ) L( (7) 40

65

3 ними неповоротными колесами 7. Угол поворота колес 2 предшествующего звена 1 определяют в функции пути, пройденного задними неповоротными колесами 3. Сигнал, пропорциональный углу поворота колес 2, задерживают на время т„необходимое для прохождения неповоротными колесами 7 последующего звена 5 пути, равного расстоянию вдоль траектории движения до неповоротных колес 3 предшествующего звена 1, т. е.

L+ J (V1 — Vg)dt о (1) где L — расстояние от колес 3 до колес 7 при прямолинейном движении автопоезда; S,— то же, при криволинейном движении; V;— поступательная скорость движения колес 3;

V — поступательная скорость движения колес 7; t — время.

Колеса 6 последующего звена поворачивают так, чтобы мгновенный радиус поворота неповоротных колес 7 был равен задержанному мгновенному радиусу поворота неповоротных колес 3 предшествующего звена, т. е.:

R (t) = R1(t тз)> (2) где R (t) — мгновенный радиус поворота колес 7, определенный в момент времени t, R1(/ — т, ) — мгновенный радиус поворота колес 3, определенный не в данный момент времени t, а раньше на величину времени запаздыва1 ния т,.

При этом угол, на который поворачивают колеса 7 для выполнения условия (2), определяют из следующего выражения:

y (t) = arctg — ° tgy1(t — т,), (3)

1 где L1 — база предшествующего звена 1;

1л — база последующего звена 5; у (t) — относительный угол поворота колес 6 в момент времени /; у1(1 — т, ) — относительный угол поворота колес 2 в момент времени it — т,).

Как известно, для обеспечения движения колес автопоезда по одной траектории на повороте необходимо и достаточно, чтобы в каждой точке пути абсолютные углы последующих колес были бы такими же, как и у предшествующих колес.

v (t ) = 1р1 (t — т з ) з (4) где 1р(1) — абсолютный угол поворота колес 7 в момент времени t; р1(t — т,) — абсолютный угол поворота колес 3 в момент времени (t — т,).

Поскольку производная от абсолютного угла поворота колес представляет собой кривизну траектории движения в данной

4 точке, то для выполнения равенства (4) необходимо и достаточно, чтобы в соответствующих точках траектории совпадали радиусы кривизны, т, е.:

p(t) = p1(1 — т,), (5) где р (() — радиус кривизны траектории движения колес 7 в момент времени t;

p1(t — т,) — радиус кривизны траектории движения колес 3 в момент вре мени (t — т,).

Поскольку колеса 3 и 7 неповоротные относительно рамы звеньев 1 и 5 соответственно, то радиусы крпвизны траекторий совпадают с мгновенными радиусами поворота этих колес. Поэтому, для выполнения равенства (4), с учетом (5), необходимо и достаточно, чтобы в каждый момент времени выполнялось равенство (2) . Заменяя мгновенные радиусы поворота их выражениями через базы звеньев и относительные углы поворота колес 2 и 6, равенство (2) запишется

Из равенсгва (6) после преобразований, получаем выражение (3), которое приближенно, при сравнительно небольшой величине углов у2(1) и у1 ((— т,), может быть записано

Аналогичным образом осуществляется управление поворотом длиннобазного прицепа с независимыми поворотными тележками, на которые шарнирно опирается грузонесущая рама, при этом предшествующим звеном является передняя поворотная тележка, а последующим звеном — задняя поворотная тележка, Использование заявляемого способа позволяет улучшить маневренность автопоездов, снизить стоимость строительства специальных дорог, предназначенных для их движения, повысить безопасность движения и уменьшить помехи, создаваемые ими транспортному потоку на дорогах.

Формула изобретения

1, Способ управления поворотом прицепных звеньев автопоезда, заключающийся в том, что определяют угол поворота управляемых колес предшествующего звена и задерживают сигнал, пропорциональный углу поворота управляемых колес, о т л и ч аю шийся тем, что с целью повьш1ения точности управления путем повторения неповоротными колесами последующего звена траектории движения неповоротных колес предшествующего звена независимо от рельефа дороги и изменения скорости дви844443

Составитель В. Калмыков

Техред А. Камышникова

Редактор Т, Авдейчик

Корректор Л. Слепая

Подписное, Заказ 4600

Изд. 433 Тираж 712

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

3 а горская типография Упрполиграфиздата Мое облисполком а

5 жения автопоезда в процессе поворота, поворачивают управляемые колеса последующего звена на угол, при котором мгновенный радиус поворота неповоротных колес последующего звена равен зафиксированному радиусу поворота неповоротных колес предшествующего звена, а задержку сигнала проводят на время, необходимое для прохождения неповоротными колесами последующего звена пути, равного расстоянию вдоль траектории движения до неповоротных колес предшествующего звена.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что угол, на который поворачивают управляемые колеса последующего звена, определяют по формуле: где L — база предшествующего звена, L — база последующего звеня, 1(1 — т,) — угол поворота колес предшествующего звена в момент времени (1 тз) >

t — текущее время, т, — время задержки сигнала, пропорционального углу поворота.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

15 1, Авторское свидетельство СССР № 652019, кл. В 62 D 13/04, 1977 (прототип).

Способ управления поворотом прицеп-ных звеньев автопоезда Способ управления поворотом прицеп-ных звеньев автопоезда Способ управления поворотом прицеп-ных звеньев автопоезда 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управляемым устройствам для перевозки грузов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам рулевого управления большегрузных седельных автопоездов, и может быть использовано для упрощения конструкции и повышения универсальности звеньев автопоезда

Изобретение относится к блоку односкатного колеса, выполненному с возможностью управления поворотом, в частности для использования с тяжелыми транспортными прицепами, имеющими группы односкатных колес

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления колесами прицепов автопоездов

Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Автопоезд // 2372241
Изобретение относится к области безрельсовых транспортных средств

Изобретение относится к конвейерным системам и, в частности, к подвижным конвейерным механизмам для использования с бесконечными конвейерными лентами и сцепному устройству для использования с механизмами и другими подвижными механизмами

Изобретение относится к системам и способам рулевого управления для состава транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным комплексам, включающим в себя многозвенное безрельсовое наземное колесное транспортное средство и проезжую часть для этого транспортного средства, содержащую магнитное вещество, и касается управления колесами ведомых звеньев транспортного средства при движении по упомянутой проезжей части
Наверх