Устройство для измерения аэродинамических параметров газового потока

 

Февз Юееетскмх

Соцреанстинескмх

РЕЕВУ6ЩЕ1

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ (862019

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 181078 (21) 2677396/25-06 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 070981 Бюллетень М33

Дата опубликования описания 070981 (51) М. Кл.3

G 01 M 9/00

G 01 M 15/00

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений н открытий (53) УДК 621.438-55(088.8) М. В. Бакурадзе, В. M. Жиц, В. И. ишневич

Б. A. Белов и Э. И. Гудков (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ .ИЗМЕРЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ

ПАРАМЕТРОВ ГАЗОВОГО ПОТОКА

Изобретение относится к устройствам для измерения параметров газового потока.

Известно устройство для измерения аэродинамических параметров газового потока, содержащее держатель зонда, выполненный в виде сферической пары, позволяющей менять в круговой зоне угол наклона тела зонда относительно оси отверстия (1g .

В таком устройстве сферический держатель не позволяет протраверсировать все сечение даже прямоугольной формы и тем более. сложной конфигурации. Кроме того, при измерениях во- 15 эникают дополнительные трудности, связанные с усложнением:процесса определения координат траверсируемой точки и векторных.

Известно также устройство для изме-20 рения аэродинамических параметров газового потока в исследуемых объектах, преимущественно в турбомашинах, содержащее измерительный зонд, укрепленный в держателе, имеющем воз- 25 .можность перемещения вдоль паза, выполненного s корпусе исследуемого объекта, и направляющие, фиксирующие держатель в горизонтальной и вертикальной плоскостях (.21 . 30

Однако известное устройство сложно в изготовлении и не позволяет доста-! точно просто производить измерения в пазах сложной формы.

Целью изобретения является упрощение процесса измерения.

Это достиг ется тем, что предложенное устройство дополнительно содержит эластичные полосы, закрейленные в корпусе и расположенные вдоль паза с положительным перекрытием, и элементы поджатия эластичных полос к держателю, кинематически связанные с последним, причем держатель заост-. рен в направлении перемещения.

На фиг. 1 изображено данное устройство, продольный разрез(на фиг.2сечение A-А фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б фиг. 1> на фиг. 4 — держатель зонда.

В стенках корпуса 1 исследуемого объекта выполнена прорезь 2, к корпусу 1 над прорезью 2 прикреплены две направляющие стенки 3. Между направляющими стенками 3 образован паэ 4.

Между направляющими стенками 3 н стенками корпуса 1 вставлены и закреп. лены полосы 5 из эластичного материала, например армированной резины, Тело 6 держателя 7 зонда 8 вытянуто

862019 и заострено вдоль паза (см. фиг.1) и вставлено между эластичными полосами 5 так, что они, упруго прижимаясь к нему, уплотняют тело б, а в местах заострений 9 смыкаются между собой, перекрывая и уплотняя паз 4.

К телу 6 держателя 7 напротив заост- рений 9 вертикально прикреплены четы ре цапфы 10, на каждой из которых установлено по два элемента качения в виде шарикоподшипников 11 и 12, Нижние подшипники 11 прижаты к эластичным полосам 5, верхние подшипники

12 касаются вертикальных поверхностей . 13 стенок 3. Там же, над цапфами 10, прикреплены горизонтально к держателю 7 четыре цапфы 14, на каждой из которых установлено по одному элементу качения в виде шарикоподшипников

15 ы 16, которые входят в боковые углубления 17 стенок 3 так, что два из них (подшипники 15) для лучшей центровки (диаметрально противоположные) касаются нижних поверхностей 18 углублений 17, а остальные два (подшипники 16) - верхних поверхностей

19. На наружной поверхности 20 стенок 3 выполнена накатка (насечка) в виде зубцов 21, поперечных пазу 4.

Иа резьбовой части 22 держателя 7 установлены стопорная гайка 23 и стопор 24 °

Во время работы устройства при аэродинамических исследованиях необходима частая перестановка зонда 8 вдоль прорези 2 корпуса 1. Держатель

7 передвигают в пазу 4 так, что заострения 9 тела 6 раздвигают эластичные полосы 5, при этом подшипники 11, вращаясь на цапфах 10, обкатываются по полосам 5, создавая постоянное натяжение их и уплотняя тело б держа.теля 7, Одновременно подшипники 12, вращаясь на тех же цапфах 10, обка,тываются по стенкам паза 4, обеспечйвая центровку зонда 8 в поперечном направлении относительно стенок 3.

Подшипники 15 и 16, вращаясь на цапфах 14, обкатываются соответственно по нижним 18 и верхним 19 поверхностям углублений 17 стенок 3, обеспечивая центровку зонда 8 в вертикальном направлении, т.е. вдоль его оси. Для надежной фиксации зонда

8 после его передвижения вдоль паза

4 передвигают стопорную гайку 23 по резьбовой части 22 держателя 7,- прижимая ею стопор 24 к зубцам 21 накатки йаружной поверхности 20 стенки 3.

Таким образом, во всем диапазоне перемещений зонда обеспечивается постоянное уплотнение и центровка зон. да в пазу. Данная конструкция устройства для измерений параметров потока благодаря малому коэффициенту трения стали по резине и незначительной площади соприкосновения трущихся деталей, а также использованию элемен35 тов качения обеспечивает плавное, быстрое и легкое перемещение держателя аэродинамического зонда вдоль исследуемого объекта, что позволяет увеличить число замеров,за единицу

2О времени и облегчить процесс измерений.

Формула изобретения устройство для измерения азродинамических параметров газового потока в исследуемых объектах, преимущественно в турбомашинах, содержащее измерительный зонд, укрепленный в держателе, имеющем возможность пере30 мещения вдоль паза, выполненного в корпусе исследуемого объекта, и направляющие, фиксирующие держатель в горизонтальной и вертикальной плоскостях, о т л и ч а ю щ е е с я тем, 3$ что, с целью упрощения пр. цесса измерения, устройство дополнительно содержит эластичные полосы, закрепленные в корпусе и расположенные вдоль паза с положительным перекрытием, и элементы поджатия эластичных полос к держателю, кинематически связанные с последним, причем держатель заострен в направлении перемещения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

4 1. Патент CttlA 9 3917432 кл. 415-118, опублик. 1975.

2. Чертеж УЛ 309-00-00, выпущенный специализированным предприятием, 1977;

Устройство для измерения аэродинамических параметров газового потока Устройство для измерения аэродинамических параметров газового потока Устройство для измерения аэродинамических параметров газового потока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх