Зубчатая передача смешанного зацепления

 

О П И С А Н И Е (;863938

И306РЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

CoIo3 Советскнх

Соцналнстнческнх

Реслублкк (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02 08.79 (21) 2805361/25-28 с присоединением эаявки лев (28) Приоритет (52)Nl. Кл.

F 16 H 1/02

Геюудэрстеенный кемнтет

СССР

IIo делам нзебретеннй н атнрытнй (53) УД К 621.833 (088.8) Опубликовано 15.09.81. Бюллетень Эй 34

Дата опубликования описания 15.09.81 (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА СМЕШАННОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании и изготовлении зубчатых передач.

Известны дозаполюсные передачи на базе зацепления Новикова с исходным контуром зубьев, содержащим дуговые участки и соединяющий их прямолинейный участок профиля, выполненные таким образом, что сумма расстояний от произвольной нормали к делительной прямой до двух теоретических точек контакта, соответствую цих двум линиям зацеп-:1О ления, равна удвоенному расстоянию от той же нормали ло делительной прямой до прямолинейного участка (1).

Недостатком этих передач является повыtS шение чувствительности к погрешностям межосевого расстояния, что может уменьшить эффект роста изгибной прочности передачи.

Наиболее близкой к изобретению является зубчатая передача смешанного зацепления, со20 держащая колеса, поверхности зубьев которых составлены из расположенных на ножках и головках дуговых участков н выпуклого полюсного участка (2) .

Недостатком известной зубчатой передачи является невысокая нагрузочная способность и чувствительность к погрешностям изготовления.

Цель изобретения — повышение нагруэочной способности и снижение чувствительности к погрешностям изготовления.

Укаэанная цель обеспечивается, тем,что исход. ные контуры зубьев сопрягающихся колес на каждом из активных дуговых участков головки и ножки очерчены плавно соединенными между собой выпуклыми и вогнутыми линиямн, а в месте их соединения расположены действующие линии.

Исходные контуры зубьев сопрягающихся колес на дуговых участках головок, примыкающих к полюсному участку, выполнены кусочно-конгруэнтными и длиной 0,1 — 0,3 нормального модуля передачи.

На фиг. 1 схематически показана пара исходных контуров зубьев колес предлагаемой передачи; на фиг. 2 — зона контакта исходных контуров зубьев колес, узел 1 на фиг. 1; на фиг. 3 — эона контакта исходных контуров

863938 4 при выполнении кусочно-конгруэнтного участка; на фиг, 4 — нятна контакта на головке зуба колеса при раз>>и»п>х значениях межосевого расстояния.

Зубчатая передача содержит зубчатые колеса с исходными контурами 1 и 2 (фиг. 1).

Пара исходных контуров зубьев колес описываемой передачи с двумя теоретическими линиями зацепления с точками контакта К> и

К имеет активные участки головки а К>С и ножки Ъ К ы зуба исходного контура, которые описаны выпуклыми а К> и Q К и вогнутыми К>С и К а дугами с радиусами0 P,I>> y со> 2 3 4. пряженными в теоретических точках контакта

К> и К,. Точки и С соединяются, например, прямыми линиями, Активные дуговые участки исходного контура 2 также описаны кривыми Е К, т и 0 К, Ъ, имеющими ле. региб в точках К> и К .

Контакт исходных контуров при уменьшении межосевого расстояния сдвигается от номинального положения К> в сторону больших или меньших углов давления, и площадка контакта увеличится.

Участок К> 1, описанный радиусом P (фиг. 3), является конгруэнтным для исходных контуров 1 и 2, При увеличении межосевого расстояния участок К>дконтактирует с участком К> 1 Е и кромочной контакт исключен.

f0

20

В случае выполнения передач с линейной системой зацепления в паре исходных контуров активные участки ножек и головок конгруэнтны (ь9 = 0, rge а 9 — разность радиусов кривизны дуг контактирующих между собой участков> исходных контуров, измеренная в одну и ту же сторону изменения углов давления), а система допусков (д с,>„) на межосевое расстояние с1 ч построена эквивалентно только увеличению а> (>5> iO) . Если а> =0> то дуговые участки имеют наибольшее пятно контакта и высокие контактную и изгибную прочность. Если Ь0 70, >о эона контакта стягивается к линиям сопряжения выпуклых и вогнутых частей каждого иэ активных участков ножки и головки и контактируют выпуклые участки поверхностей зубьев, расположенные для двух зубьев, нахо( дящихся в контакте, по разные стороны от этих линий сопряжения, в результате чего исключается кромочный контакт.

45

В случае точечной системы зацепления, в месте соединения выпуклых и вогнутых частей каждого из активных участков головок и но55 жек расположены активные действующие пинии.

Благодаря меньшему диапазону изменения углов давления на концах дуговых участков при погрешностях, эквивалентныхЬс! =0 пятно

W контакта после приработки распространяется на высоту зуба, что повьплает контактную и изгибную прочность передачи. При достаточно высокой точности изготовления зубчатая пере. дача выполнена таким образом, что пара исходных контуров зубьев на дуговых участках головок содержит кусочно-конгруэнтные участки (hp= 0 ), расположенные начиная от места соединения выпуклых и вогнутых участков головок и примыкающих к полюсному участку и имеющие длину (0,1 — 0,3) m, где

m — нормальный модуль передачи, а выше этого места соединения повсюду gg 80

Меньшие величины этих конгруэнтных участков рекомендуются для цилиндрических передач, большие — для передач со скрещивающимися осями, например гипоидных.

В номинальном положении(> с» =0) зубья

М таких передач имеют значительное по величине пятно контакта, высокую контактную и изгибную прочность. При ЬО )О вначале контактируют между собой выпуклые участки поверхностей зубьев (без кромочного контакта), а после приработки пятно контакта распространяется по всему зубу, и на головках и ножках реализуется выпукло-вогнутый контакт.

При да (О пятно контакта сдвигается в обе стороны от линии сопряжения выпуклых и вогнутых частей каждого из активных участков ножки и головки и после приработки распространяется по всему зубу. Во всех перечисленных случаях изменения да передачи имеют высокую устойчивость пятна контакта и повышенные контактную и изгибную прочность.

Формула изобретения

1. Зубчатая передача смешанного зацепления, содержащая колеса, поверхности зубьев которых составлены из расположенных на ножках и головках дуговых участков и выпуклого полюсного участка, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и снижения чувствительности к погрешностям изготовления, исходные контуры зубьев сопрягающихся колес на каждом иэ активных дутовых участков головки и ножки очерчены плавно соединенными между собой выпуклыми и вогнутыми линиями, а в месте их соединения расположены действующие линии.

2. Передача по п. 1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что исходные контуры зубьев сопря. гающихся колес на дутовых участках головок, примыкающих к полюсному участку, выполнены кусочно-конгруэнтными и длиной 0,1--0,3 нормального модуля передачи.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

863938

1. Авторское свидетельство СССР по заявке 11 2135589/25-28, кл. F 16 Н I/02, 1975.

2 Авторское свидетельство СССР 8 по заявке У 2487058/25 — 28, кл. F 16 Н 1/02, l 977 (прототип) .

Рие.2

é63938

Составитель А. Верховский

Техред Л.Пекарь Корректор У. Пономаренко

Редактор С. Тимохина

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 7739/54 Тираж 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раугвская наб., д. 4/5

Зубчатая передача смешанного зацепления Зубчатая передача смешанного зацепления Зубчатая передача смешанного зацепления Зубчатая передача смешанного зацепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх