Храповое устройство для стопорения вала

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски к

Социапистичесиик

Республик

< 868206 (6l ) Дополнительное к авт. спид-ву (22) Заявлено 306180 (21) 2880680/25-28 с присоединением заявки Ж (23)Приоритет

Опубликовано 300981 ° Битллетеиь Ю 36

Дата опубликования описания (5 )М. Кл .

F 16 0 29/00

1ЪОУдаРоткклвый KONHTCT

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. .838.1(088.8),1 ,1

А.С. Поповский, В.А. Яковлев и Н.В. Еремеев," т

1 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ХРАПОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТОПОРЕНИЯ ВАЛА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для блокирования вращения вала в одном из направлений.

Известен храповой стопор вала, содержащий устанавливаемое на валу храповое колесо и взаимодействующую с ним собачку, установленную с возможностью поворота относительно своей оси (11.

Недостатком указанного механизма является невысокая надежность вследствие отсутствия принудительного поджима собачки к храповому колесу, 15

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является храповое устройство для стопорения вала, содержащее корпус, жестко устанавливаемое

Ю на валу храповое колесо, взаимодействующую с ним и закрепленную на оси в корпусе собачку и связанную с ней одним концом пружину (21.

Недостатком указанного механизма являются небольшие функциональные возможности вследствие невозможности стонорения вала в направлении враще-, ния при заранее установленной скорости вращения.

Цель изобретения — стопорение вала в одном из направлений только при достижении им установленного значения скорости вращения.

Указанная цель достигается тем, что собачка выполнена в виде пластины с зубьями разной высоты на концах и закреплена на оси, расположенной на оси симметрии зуба большей высоты, а другой конец пружины закреплен в корпусе с возможностью перемещения, На фиг. 1 изображено храповое устройство для стопорения вала в исходном положении, на фиг. 2 — то же при крайнем положении собачки перед сходом ее зуба большей высоты с вершины зуба храпового колеса.

868206

Формула изобретения

Храповое устройство для стопорения вала содержит корпус 1, жестко устанавливаемое иа валу 2 храповое колесо 3, взаимодействующую с ним и закрепленную на оси 4 в корпусе 1 собачку 5 и связанную с ней одним концом пружину 6. Собачка 5 выполнена в виде пластины с зубьями 7 и 8 разной высоты на концах и закреплена на оси 4, расположенной на оси симметрии зуба 7 большей высоты, а другой конец пружины 6 закреплен в корпусе 1 с возможностью перемещения.

Перемещение пружины 6 обеспечивается ползуном 9, связанным с регулировочным винтом 10.

Храповое устройство работает следующим образом.

При вращении храпового колеса 3 в напр влении, укаэанном стрелкой, со скоростью ниже установленного предельного значения его зубья поочередно контактируют с зубом 7 собачки 5, заставляя ее совершать качательные движения вокруг оси 4, при этом чуб 8 периодически входит в зону контакта с зубьями храпового колеса 3 . В момент схода зуба 7 с вершины любого зуба храпового колеса 3 зуб 8 под действием усилия пружины 6 успевает

30 выйти из зоны контакта с зубьями храпового колеса 3 с зазором А величи1 на которого минимальна при скорости

Ъ вращения, близкой к установленному предельному значению.

При превышении установленного пре" З дела скорости вращения храпового колеса 3 зуб 8 не успевает выйти из зоны контакта и вращение храпового колеса

3 стопорится.

Различные предельные значения ско- 40 рости вращения храпового колеса 3 ус" танавливаются при помощи регулировочного винта 10 путем изменения усилия

4 пружины 6, а тем самым скорости .вы-, хода зуба 8 иэ зоны контакта с зубьями храпового колеса 3 и возврата собачки 5 в исходное положение.

Вращение храпового колеса 3 в направлении, противоположном указанному стрелкой, ничем не ограничивается.

При усилии удерживающей пружины 6 равном нулю эуб 7 полностью выходит иэ зоны контакта, а эуб 8 постоянно будет контактировать с зубьями храпового колеса 1, т.е. вращение будет возможно только в направлении противоположном указанному стрелкой.

Использование предлагаемого устройства позволяет расширить функциональные возможности.

Храповое устройство для стопорения вала, содержащее корпус, жестко устаьавливаемое на валу храповое колесо, взаимодействующую с ним и закрепленную на оси в корпусе собачку и связанную с ней одним концом пружину, отличающееся тем, что, с целью стопорения вала в одном иэ направлений только при достижении им установленного значения скорости вращения, собачка выполнена в виде wracтины с зубьями разной высоты на концах и закреплена на оси, расположенной на оси симметрии зуба большей высоты, а другой конец пружины закреплен в корпусе с возможностью перемещения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Артоболевский И.И. Механизм в современной технике, M., "Наука", 1979, т. 1, с. 144, рис, 277.

2. Там же, рис. 278 (прототип).

868206

Составитель О. Федосеева

Редактор И. Ткач Техред С.Мигунова:.

Корректор У. Пономаренко

Заказ 828)/44 Тираж 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д, 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Храповое устройство для стопорения вала Храповое устройство для стопорения вала Храповое устройство для стопорения вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к передачам для бесступенчатого регулирования скорости движения выходного звена

Изобретение относится к передачам для бесступенчатого регулирования скорости движения выходного звена

Изобретение относится к машиностроению, предназначено для плавного изменения передаточного отношения между входным и выходным валами вариатора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в вариторах для бесступенчатого регулирования чисел оборотов выходного вала

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточного отношения между входным и выходным валами вариатора

Изобретение относится к машиностроению, в частности к импульсным автоматическим бесступенчатым передачам, и может быть использовано в приводах промысловых машин, грузоподъемных машин, автомобилей и др

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к импульсным автоматическим бесступенчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к импульсным бесступенчатым передачам

Изобретение относится к области машиностроения
Наверх