Козловой кран

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.02.80 (21) 2885004/29-11 с присоединением заявки №вЂ” (51) М. Кл.о

В 66 С 1900

Гасударственный комнтет (23) Приоритет —.

ll0 делам нзобретеннй и открытий (53) УДК 621.874 (088.8) Опубликовано 23.10.81. Бюллетень №39

Дата опубликования описания 28.10.81 (72) Авторы изобретения

В. С. Суворов и Л. С. Дем йокич;: "

Минский филиал Гасударственного проектн нологическога и экспериментального института «Оргстанкинпраи-.»- =. (71) Заявитель (54) КОЗЛОВОЛ КРАН

Изобретение относится к подъемно-транс портному машиностроению, а именно к козловым кранам. наиболее близким к изобретению по технической сущности является козловой кран, содержащий пролетное строение, одна нз стоек которого установлена на поворотной относительно вертикалыгой осн ходовой тележке, а другая — на опорной балке, опирающейся на хбдовые тележки, на вертикальных осях которых установлены звездочки, связанные между собой посредствам-цепи.. те

Колеса ходовых тележек выполнены управляемыми в горизонтальной плоскости — у тележек, установленных в опорной балке, . с помощью рулевого механизма, а у тележки, связанной с опорной стойкой, с помощью рукоятки, которая может быть использована также для перемещения крана {1),.

Недостатком известного крана является невозможность регулирования ширины колеи и габарита крана по ширине. Кроме того, связь осей ходовых тележек, установленных в опорной балке посредством цепей передачи с пересекающимися ветвями, обеспечивает только два положения колес ходовых теле2 жек, при которых возможно перемещение крана — плоскости вращения колес параллельны плоскости портала .ибо перпендикулярны ей. Во всех остальных положениях плоскости вращения колес расположены под углом друг к другу н перемещение крана невозможно (кран заторможен). -Таким образом, конструкция системы управления колесами ходовых тележек, установленных в опорной балке, обеспечивает возможность поступательного движения крана только в плоскости портала или перпендикулярно к ней, что ограничивает маневренность крана в стесненных условиях.

Цель изобретения — повышение маневренности крана за счет регулирования ширины колеи и габарита крана по ширине, а так же обеспечение компактности в нерабочем положении для экономии производственной площади.

Поставленная цель достигается тем, что опорная балка выполнена поворотная относительно стойки. и снабжена механизмом ее фиксации относителыго последней, а стойка, опирающаяся на опорную балку, снабжена блоком звездочек с цепями, связывающими

874586 их со звездочками вертикальных осей ходовых тележек параллельными ветвями.

Кроме того, блок звездочек может быть установлен на стойке " возможностью поворота и снабжен механизмом его фиксации относительно последней.

Звездочки могут быть установлены на вертикальных осях ходовых тележек с возможностью поворота и снабжены механизмами их фиксации относительно осей.

На фиг. 1 показан козловой кран, общий вид; на фиг. 2 - — опорная балка и стойка, продольный разрез; на фиг. 3 — разрез .А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 2 (цепная передача, связывающая вертикальные оси ходовых тележек со стойкой); на фиг. 5 — 10 — варианты компоновок опорной и ходовой частей крана, вид в плане на фиг. 11 — 14 — последовательные положения опорной и ходовой частей при приведении крана в нерабочее положение.

Козловой кран состоит из пролетного строения 1 с грузоподьемным органом 2 (ручная таль, полиспаст с крюковой обоймо", захват и др.). Пролетное строение онирается на вертикальные стойки 3 и 4, которые могут быть как цельными, так и телескопическими. Стойка 3 установлена на ходовой тележке 5 с колесами, стойка 4 — на опорной балке 6, смонтированной на ходовых тележках 7 и 8, Цапф 9 (фиг. 2), жестко закрепленная в стойке 4, установлена в опорной балке»а осевой и радиальных опорах. С помощью механизма 10 зажима (фиг. 3) управляемого рукояткой 11, опорная балка 6 может быть зафиксирована относительно цапфы 9 и, следовательно, стойки 4. HB цапфе 9 с возмо>кностью поворота установлен блок 12 звездочек, который вза,имодействует с механизмом 13 сцепления, например многодисковой фрикционной муфтой, управляемым рукояткой 14. Ходовые тележки 7 и 8 имеют вертикальные оси 15 и

16, установленные на осевых и радиальных опорах в балке 6. На осях 15 и 16 с возможностью поворота установлены звездочки 17 и 18, взаимодей твующие с механизмами

19 и 20 сцепления, управляемыми рукоятками 21 и 22. Звездочки 17 и 18 связаны с соответствукицими венцами блока 12 при помощи цепей 23 и 24 с параллельными ветвями. Числа зубьев звездочек 17 и 18 и венцов блока 12 р" âíû между собой. На осях

15 и 16 жестко закреплены штурвалы 25 и

26, предназначенные для управления ходо выми тележками 7 и 8. Для отсчета у|лов поворота балки 6 и ходовых тележек 7 и 8 имеются лимбы 27 — 29, а с осями 15 и 16 и стойкой 4 связаны стрелки 30- — 32. Колеса ходовых тележек? и 8,снаб>кены индивидуальными тормозами 33 и 34.

Ходовая теле>кка 5 также имеет вертикальную ось, установленную поворотно относительно стойки 3, и может быть зафик5 о сирована относительно последней при помощи механизма зажима с рукояткой 35, аналогичного механизму зажима опорной балки. Для управления ходовой тележкой 5 на ней закреплена откидная рукоятка 36 (нерабочее положение рукоятки на фиг. I показа но пунктирной линией) . Отсчет углов поворота тележки 5 относительно стойки 3 производится с помощью лимба 37 и стрелки 38, связанной с тележкой 5. Колеса ходовой тележки 5 также снабжены индивидуальным тормозом 39. На стойках 3 и 4 установлены чалочные устройства 40 и 41, например поворотные кронштейны с цепями и карабинами, предназначенные для крепления крана и неподвижной опоре (стене, колонне) при хранении его в нерабочем положении.

Такая конструкция опорной и ходовой частей крана, а также системы управления ими позволяет адаптировать кран к конкретным условиям его эксплуатации, в частности для движения и грузоподъемных работ в узких проходах, над выступающими препятствиями и над траншеями, для разворота на малой площади, для поступательного дви>кения под любым углом к плоскости портала, для хранения в нерабочем положении и др.

В исходном положении крана опорная балка 6 (фиг. 5) расположена перпендикулярно плоскости портала, а плоскости вра30 щения ходовых колес тележек 7 и 8 параллельны ей. Балка 6 (фиг. 2) зафиксирована относительно стойки 4, блок 12 звездочек— относительно цапфы 9, а звездочки 17 и 18— относительно осей 15 и 16. Стрелки 30 — 32 установлены на нулевые деления лимбов 2729. Стрелка 38 (фиг. 1),также установлена на нулевом делении лимба 37, что соответствует параллельности плоскостей вращения колес ходовой тележки 5 плоскости портала.

При таком положении указанных элементов крана его движение происходит как в известном козловом кране.

При необходимости движения или работы в узком проходе (ширина прохода меньше габарита крана в исходном положении) осуществляется разворот опорной балки 6

4>. относительно стойки 4 на необходимую величину (фиг. 6). Для этого с помощью рукоятки 11 освобождают опорную балку 6 и поворачивают штурвал 25 или 26 на требуемый угол. Вследствие того, что вертикальные оси ходовых тележек 7 и 8 связаны со стойкой цепными передачами с параллельными ветвями и с одинаковыми числами зубьев звездочек, при повороте штурвала 25 или 26 происходит разворот опорной балки на тот же угол в противоположном направ55 лении, т. е. имеет место блокировка поворота опорной балки и вертикальных осей ходовых тележек 7 и 8, При этом плоскости вращения их колес остаются параллельными

8? углом друг к другу.

Возможность разворота опорной балки относительно стойки вплоть до совмещения балки с плоскостью портала обеспечивает трансформацию крана при нерабочем положении. в плоскую конструкцию велосипедного типа. Благодаря этому обеспечивается компактность крана в нерабочем положении и достигается экономия производственной площади при его хранении.

Наиболее просто и безопасно приведение крана в нерабочее положение осуществляется с использованием блокировки поворота !

5 опорной балки и вертикальных осей связанных с ней ходовых тележек.

Порядок приведения крана в нерабочее положение.

Кран перемещается балкой вперед до неподвижной опоры Эстены, колонны), у

20 которой он будет храниться (фиг. 11). После затормаживания колес ходовых тележек

7 и 8 и расфиксацин опорной балки 6 производится поворот портала, как указано на фиг. 12. После совмещения плоскости пор25 тала с опорной балкой (фиг. 13) ходовая тележка 5 разворачивается таким образом, что плоскости вращения ее колес параллельны плоскости портала. Такое положение колес ходовых тележек 5, 7 и 8 предотвращает возможность самопроизвольного отъезда

З0 крана от опоры перпендикулярно плоскости портала. После этого ходовая тележка 5 и опорная балка 6 фиксируются относительно соответствующих стоек.

В случае необходимости кран в этом положении может перемещаться в плоскости

З5 портала.

Для обеспечения безопасного хранения крана с помощью чалочных устройств 40 н 41 (фиг. 1) крепится к опоре.

Таким образом, изобретение обеспечи40 вает повышение маневренности крана в работе и компактность его в нерабочем положении, что в свою очередь обеспечивает экономию производственной площади.

Предлагаемый козловой кран . наиболее эффективно может быть использован для

45 выполнения подъемно-транспортных работ при отсутствии стационарных грузоподъемных механизмов или в малодоступных местах зданий и сооружений, в стесненных или в полевых условиях, а также во взрывоопасных помещениях.

Формула изобретения своему начальному положению (в данном случае — плоскости портала) независимо от величины угла поворота штурвала. После разворота опорной балки 6 производится ее фиксация относительно стойки 4 с помощью. рукоятки 11.

Разворот опорной балки 6 относительно стойки 4 может быть выполнен и другим способом. Произведя расфиксацию балки и затормозив колеса ходовых тележек 7 и 8; поворачивают- портал относительно оси поворота опорной балки, как это показано на фиг. 12, с последующей фиксацией балки относительно стойки.

Максимально допустимый угол разворота опорной балки и, следовательно, минимальные ширина колеи и габарит крана по ширине в рабочем положении определяются иэ соображений техники безопасности по критерию устойчивости крана.

В тех случаях, когда не требуется описанная блокировка поворота опорной балки

6 и вертикальных осей 15 и 16 ходовых тележек? и 8 (фиг. 2), маневренность крана может быть значительно увеличена за счет свободного вращения блока 12 звездочек относительно цапфы 9, что достигается путем выключения механизма 13 сцепления посредством рукоятки 14. В этом случае, благодаря связи посредством цепной передачи с параллельными ветвями и передаточным отношением 1:1, поворот вертикальных осей ходовых тележек 7 и 8 может осуществляться с помощью соответственно штурвала 25 и 26 на любой угол к плоскости портала, т. е. все колеса крана являются управляемыми в горизонтальной плоскости. Включение механизма 13 сцепления фиксирует тележки 7 и 8 в достигнутом угловом положении.

Возможность независимого парного управления тележками 7 и 8 облегчает разворот крана на малой площади и обеспечивает его поступательное движение под любым углом к плоскости портала (фиг. 7), в том числе перпендикулярно к ней (фиг, 8). В последнем случае обеспечивается движение и грузоподъемные работы над выступающими препятствиями и над траншеями.

Использование независимого парного управления ходовыми тележками 7 и 8 в сочетании с разворотом опорной балки 6 обеспечивает большое количество компоновок опорной и ходовой частей крана, целесообразных в тех или иных конкретных условиях. На фиг. 9 показана компоновка для поступательного движения под произвольным углом к плоскости портала и с минимальным габаритъм по ширине. Наличие лимбов позволяет разворачивать ходовые тележки 5, 7 и 8 и опорную балку 6 точно на заданнне углы, что сокращает время переналадки и облегчает маневрирование краном.

Выключение механизмов 19 и 20 сцепления (фиг, 2) обеспечивает независимое управление каждой из ходовых тележек 7 и 8, 4586 фиксации крана в заданном положении путем разворота колес указанных тележек под

1. Козловой кран, содержащий пролетное строение, одна из стоек которого установлена на поворотной относительно вертикальной оси ходовой тележке, а другая— на опорной балке, опирающейся на ходовые"

874586 тележки, на вертикальных осях" которых установлены звездочки, связанные между собой посредством цепи, отличающийся тем, что, с целью повышения его маневренности и обеспечения компактности в нерабочем положении, опорная балка выполнена поворотной относительно стойки и снабжена механизмом ее фиксации относительно последней, а стойка, опирающаяся на опорную балку, снабжена блоком звездочек с цепями, связывающими их со звездочками вертикаль- 1В ных осей. параллельными ветвями.

2. Кран по п. 1, отличшощийся тем, что . блок звездочек установлен на стойке с возможностью поворота и снабжен механизмом его фиксации относительно последней.

3. Кран по п. 1, отличающийся тем, что звездочки установлены на вертикальных осях ходовых тележек с возможностью поворота и снабжены механизмами их фиксации относительно осей.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе,1. Патент СССР М 241329 кл. Е1 66 С 5/06, 1966 (прототип).

874586 фиг. 1Ð иг.

Cuz. fZ

Фиг, ff фир. Q

@иг. 14

Составитель В. Преобреженская

Редактор Г. Кацалап, Техред А. Бойкас Корректор

Заказ 9235 35 . Тираж 932 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП сПатентэ, т, Ужгород, ул. Проектная, 4

Козловой кран Козловой кран Козловой кран Козловой кран Козловой кран Козловой кран Козловой кран 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механизации погрузочно-разгрузочных работ и касается конструкции устройств, предназначенных для работы на верхних уровнях вагонов

Изобретение относится к системам мостовых кранов для сооружений и т.п

Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения и может быть использовано в козловых кранах большой грузоподъемности

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к конструкциям козловых кранов

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к грузовым тележкам мостовых кранов преимущественно грузоподъемностью до 20 т включительно

Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения

Изобретение относится к области грузоподъемных машин

Кран // 2279398
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к кранам с устройствами для разгрузки пролетного строения

Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения
Наверх