Устройство для защиты электроустановки от попадания на ее корпус опасного напряжения

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и) 881926 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.09.78 (21) 2689550/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (51)M. Кл.

Н 02 Н 3/14

Гооударствеиный коетнтет

СССР ао девам изобретений и открытий

Опубликовано 15.11.81. Бюллетень ¹ 42

Дата опубликования описания 15.11.81 (53) УДК 621.316. .925 (088.8) (72) Автор изобретения

И. И. Очковский (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКИ ОТ ПОПАДАНИЯ

НА ЕЕ КОРПУС 0НАСНО10 НАПРЯЖЕНИЯ

Изобретение относится к электротехнике, в частности, к устройствам защиты электроустановок от попадания на их корпус опасного напряжения.

Известно устройство защиты, обеспечивающее дистанционное включение и отключение электроустановки, а также ее отключение при превышении, потребляемого тока заданной величины (1) .

Однако данное устройство ие обеспечивает защиту от попадания на корпус электроустановки опасного потенциала.

Наиболее близким по технической сути к изобретению является устройство, обеспечивающее защиту от попадания на корпус электроустановки опасного потенциала, которое содержит репейный элемент, включенный между нулевым проводом питающей сети и, корпусом электроустановки. Замыкающие контакты релейного элемента включены последовательно с предохранителем между фазным проводом и нулевым. При появлении на кор. пусе опасного напряжения репейный элемент срабатывает, замыкая свои контакты в цепи предохранителя, обеспечивая тем самым его подключение на полное фазное напряжение.

Предохранитель перегорает, тем самым разрывая цепь питания электроустановки (2).

Однако известное устройство обладает невысокой надежностью, так как релейный элемент должен быть настроен на полное фазное напряжение, иначе он может сгореть и устройство тем самым выйдет иэ строя. Кроме того, известная схема не осуществляет контроль за

10 состоянием самого защитного устройства. А наличие предохранителя требует его замены после каждого срабатывания защиты, что создает неудобство при эксплуатации. !

Целью изобретения является повышение надежности работы и удобства эксплуатации устройства.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для защиты электроустановки от попадания на ее корпус опасного напряжения, содержащее. первый релейный элемент, подключенный между нулевым проводом питающей сети и корпусом электроустановки, снабжено конденсатором и двумя ограничительными ре881926 зисторами, при этом первый релсйный элемент зашунтирован конденсатором, и подключен одним выводом к корпусу электроустановки через соединенные последовательно первый размыкающий контакт первого релейного элемента и первый ограничительный элемент, а к фазному проводу питающей сети подключен через замыкающий контакт первого релейного элемента и второй ограничительный резистор, причем второй размыкающий контакт первого релейного элемента предназначен для включения в цепь питания защищаемой электроустановки.

Кроме того, устройство снабжено вторым высокоомным релейным элементом, включенным между общей точкой соединения замыкающего контакта релейного элемента и второго ограничительного резистора и корпусом электроустановки, а его переключающий контакт пред назначен для включения в цепи сигнализации состояния устройства.

На чертеже представлена электрическая схема устройства.

На чертеже обозначены: 1 — первый репейный элемент, 2 — конденсатор, 3 и 4 — контакты релейного элемента 1, 5 и 6 — ограничительные резисторы, 7 — кнопка "Включение", 8 — кнопка "Отключение", 9 — корпус электроустановки, 10 — второй высокоомный репейный элемент, 11 — контакт второго высокоомного релейного элемента, 12 — 14 — элементы сигнализации, 15 — переключатель (рубильник), 16 — источник питания.

Устройство работает следующим образом.

При подключении источника питания к электроустановке при помощи переключателя

15 и отсутствии на корпусе защищаемой электроустановки напряжения, превышающего безопасный уровень, релейный элемент 1 находится и обесточенном состоянии и контактом

4 подключает электроустановку к источнику 40 питания 16. При этом лампа 12 не горит. При появлении на корпусе электроустановки напряжения, превышающего безопасный уровень, например 12 В, включается репейный элемент

1 и своими контактами 4 отключает цепь пи- 45 тания электроустановки и включает цепь сигнализации (горит красная лампочка 12 "Корпус под напряжением"), а также своими контактами 3 .самоблокируется от фазного (положительного) провода источника питания 16 50 и отключается от корпуса электроустановки.

Ограничительное сопротивление 5 и конденсатор 2 служат для уменьшения скорости нарастания напряжения на релейном элементе 1 до величины, не превышающей скорость переклю- 55 чения его контактов, т.е. предотвращает перегорание обмотки релейного элемента 1 и, соответственно, исключает возможность его ue4 срабатывания, если напряжение на корпусе значительно превосходит рабочее напряжение релейного элемента 1, которое должно быть несколько меньше безопасного, например мень. ше 12 В. Таким образом, исключается возможность поражения обслуживающего персонала электрическим током, а также необходимость установки специального контура заземления, что повышает безопасность и уменьшает стоимость эксплуатации электрического устройства.

Изобретение целесообразно испольэовать как для электроустановок, питание которых осуществляется от однофазных (фаза — нуль) источников переменного тока или источников постоянного тока, так и установок, питание которых осуществляется от трехфазных и более источников переменного тока (на чертеже условно показана только одна фаза, так как остальные подключаются аналогично через размыкающие контакты релейного элемента 1).

Конкретные параметры элементов устройства зависят от величины напряжения и рода тока (переменный или постоянный) источника питания, тока нагрузки через контакты релейного элемента 1, условий эксплуатации электрического устройства и т.п. и легко расчитываются, и выбираются в зависимости от перечисленных требований.

Для повышения надежности работы устройства защиты в него последовательно с релейным элементом 1 может быть подключен второй высокоомный репейный элемент 10 (типа РП5, на чертеже показано пунктиром) через корпус параллельно контактам 3, переключающие контакты которого подключены в цепях сигнализации состояния устройства.

В этом случае при отсутствии потенциала на корпусе электроустановки релейиый элемент

10 включен и своими замыкающими контактами включает цепь сигнализации "Схема исправна" (горит зеленая лампочка 13). При по. явлении на корпусе потенциала репейный элемент 1 своими размыкающими контактами 3 размыкает цепи питания реле 10, последнее обесточивается, отключает своими замыкающими контактами 11 цепь сигнализации "Схема исправна" (гаснет зеленая лампочка 13), а своими размыкающими контактами включает цепь сигнализации "Схема ие исправна" (горит красная лампочка 14), однако при этом горит и красная лампочка 12 "Корпус под напряжением". При обрыве цепей самой схемы реле 10 также обесточивается и аналогично переключает свои цепи сигнализации, однако при этом не горит красная лампочка

1, так как репейный элемент 1 также: обесточен. Исправность самой схемы может быть гакже периодически проконтролирована при

5 88192 помощи кнопок 7 и 8, что делает необязательным подключение реле 10 предложенным об- . разом.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить надежность работы электроустановок, оно удобно при их эксплуатации. Все это выгодно отличает его от известных устройств.

Формула изобретения

l. Устройство для защиты электроустановки от попадания на ее корпус опасного напряжения, содержащее первый релейный элемент, подключаемый между нулевым проводом питающей сети и корпусом электроустановки, о т л и ч а ю щ е е с я, тем, что, с целью повышения надежности работы и удобства эксплуатации устройства, оио снабжено конденсатором и двумя ограничительными резисторами, при этом первый репейный элемент зашунти- 2о рован конденсатором и подключен одним выводом к корпусу электроустановки через соединенные последовательно первый размыкающий контакт первого релейного элемента

6 6 и первый ограничительный элемент, а к фазному проводу питающей сети подключен через замыкающий контакт первого релейного элемента и второй ограничительный резистор, причем второй размыкающий контакт первого релейного элемента предназначен для включения в цепь питания защишаемон электроустановки.

2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что оно снабжено вторым высокоомным релейным элементом, включенным между общей точкой соединения замыкающего контакта релейного элемента и второго ограничительного резистора и корпусом электроустановки, а его переключающий контакт предназначен для включения в цепи сигнализации состояния устройства.

Источники информации, принятые во внимание пир экспертизе ,1. Бунич Я. М. и др. Электрооборудование промышленных предприятий и установок, ч. 2. М., "Энергия", 1968, с. 45, рис. 11 — 5.

2. Шипунов Н. В. Защитное отключение.

М., "Энергия", 1968, с. 38, рис. 2 — 3.

ВНИИПИ Заказ 9991/82 Тираж 678 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Устройство для защиты электроустановки от попадания на ее корпус опасного напряжения Устройство для защиты электроустановки от попадания на ее корпус опасного напряжения Устройство для защиты электроустановки от попадания на ее корпус опасного напряжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к обслуживанию электрических сетей и электроприборов

Изобретение относится к области электротехники и может использоваться на электрических подстанциях и станциях

Изобретение относится к электротехнике, в частности к средствам защиты от поражения током при попадании фазового напряжения на корпус прибора, например бытового нагревательного прибора

Изобретение относится к средствам защиты человека и биообъектов от негативных энергетических воздействий и предназначено для снижения биоцидного действия воздушной ЛЭП с изолированной нейтралью

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств различного назначения (тепловозы, дизель-поезда, пассажирские вагоны, автомобильный и водный транспорт) и предназначено для защиты от аварийных режимов и возгорания электрооборудования при снижении сопротивления его изоляции относительно корпуса транспортного средства
Наверх