Станок для двухстороннего шлифования деталей аэродинамического профиля абразивными лентами

 

Союз Соевтсиик

Социанистичвсиик

Рвс публии

ОП ИСАЙ И

ИЗОБРЕТЕН И

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ц 905009

{63) Доиолнительиое к авт. свид-еу (22)Заявлено 05.06.78 (2I j 2623489/25с прнсоелинениект заявки М (23}Вриоритет

1)М. Кл.

В 24 В 21/16

)Ьеудауетвеай квинтет

СССР ае левки взвбрвтеввй н открытки

Опубликовано 15.02.82. Бимлетеиь М

3) УДК 62l.924..24 (088.8) Дата еиубликевании оиисаиии ° 02 . (72) Авторы изобретения

1!

Казанский ордена Трудового Красного Знамени авиационыь|й институт им. А.Н.Туполева

А.Н.Лунев, А.У.Губайдуллин, Ф.С.Юнусов, В.А..Раимов и Н.В.Фадеева (7I ) Заявитель (54) СТАНОК ДЛЯ ДВУХСТОРОННЕГО ШЛИФОВАНИЯ

ДЕТАЛЕЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

АБРАЗИВНИИИ ЛЕНТАИИ

Изобретение относится к обработке деталей аэродинамического профиля шлифовальными лентами и может быть использовано преимущественно для обработки пера крупногабаритных и с большими углами закрутки лопаток газотурбинных двигателей, паровых и газовых турбин в авиационной, судостроительной промышленности и энергомашиностроении.

Известен станок для шлифования лопаток, выполненный в виде размещенного на станине продольного стола с передней, задней и промежуточными бабками, несущими копир и деталь, кинематически связанными друг с другом, и супнгрта, несущего шпифовальную головку с контактными роликами, а также привода поперечных, вертикальных и угловых подач и привода дополнительной ориентации инструмента относительно обрабатываемой поверхности T.17.

Известно, что детали аэродинамического профиля задаются совокупностью профильных сечений, т.е. сечений, перпендикулярных продольной оси детали, и что наибольшую точность аэродинамического профиля получают при обработке подобных деталей по профильным сечениям.

На известном оборудовании этот . вид обработки достаточно строго реализован для лопаток небольшой длины с малыми углами закрутки.

Однако обработка крупногабаритных лопаток с большими углами закрутки на данном оборудовании имеет ряд недостатков, которые объясняются тем, что при больших углах закрутки наклон входных и выходных кромок достигает значительных величин (до 45-50 о продольной оси) . При обработке подобных деталей на известном оборудовании приходится применять инструмент с большой кривизной образующей r.

905009

4$

Пятно контакта инструмента и детали в этом случае смещено от середины инструмента. Причем на входной и выходной кромках это смещение происходит в разные стороны.

Строка уке не совпадает с профильным сечением. При одновременной двухсторонней обработке наклон строк со стороны спинки и корыта происходит в разные стороны, что приво.дит к снижению точности получения аэродинамического профиля за счет отклонения строк от заданных и контролируемых профильных сечений лопатки и копира; применения инструментов с большой кривизной образующей .r, что уменьшает рабочую ширину и приводит к повышенному износу абразивного инструмента; возникновению на кромках лопатки момента от нормальных составляющих сил резания спинки и корыта, что приводит к деформации детали в процессе обработки и возникновению вибраций.

Кроме того, снижается производительность процесса за счет снижения ширины активной режущей кромки, что вызывает увеличение числа строк и уменьшение величины шага подачи на строку; необходимость понижения поС дач на кромках -; прикромочных участках деталей либс, дополнительной их доработки. Причем ухудшается стабильность качества обработки за счет возникновения в плоскости профильных сечений межстрочечных гребешков„ а также возникновения нестабильного процесса с деформациями и вибрациями на кромках и прикромочных участках деталей.

Цель изобретения — повышение производительности и точности шлифования крупногабаритных лопаток с большими углами закрутки, Поставленная цель достигается тем, что совмещаются строки со стороны спинки и корыта в плоскости профильного сечения, увеличиваются рабочая ширина и длина абразивной поверхности инструмента, применяется ориентация инструментов относительно обрабатываемых поверхностей детали до совмещения главных осей инструментов с нормалями обрабатываемых поверхностей в каждом профильном сечении.

В станке эта ориентация осуществляется поворотом инструментов во1О

36

3S круг осей, проходящих через точки контактов инструментов с обрабатываемыми поверхностями детали. В процессе шлифования эти оси совершают в пространстве плоскопараллельное перемещение. При шлифовании входной кромки обе инструментальные головки повернуты в одном направлении вокруг вышеуказанных осей до совмещения точек контакта со стороны спинки и корыта в плоскости профильного сечения. Затем в процессе перехода точек контакта от входной кромки к середине детали и далее к выходной кромке инструментальные головки возвращаются, соответственно, в нейтральное поло>кение и далее отклоняют— ся в другую сторону. Процесс ориентации осуществляется непрерывно.

Выполнение конструкции станка с поворотными шлифовальными головками накладывает значительные ограничения на поперечные, продольные и вертикальные размеры шлифовальных головок. Так при длине лопатки

600 мм, ширине 300 мм, закрутке г. О

60 и наклоне входных и выходных кромок 45 поперечные размеры не должны превышать 350 мм, продольные — 700 мм, вертикальные — 2000 мм.

В то же время с точки зрения точности, производительности и качества длина и ширина должны быть максимальны.

Поэтому разделение шлифовальной головки на подвижную и неподвижную части и обеспечение независимости расстояния между ведущим и натя>кным роликом от положения контактного ролика позволяет испсльзовать максимально возможную длину ленты—

3750 мм, а размещение шлифовальной ленты между направляющими на участке перехода от подвижной части шли— фовальной головки к ее неподвижной части позволяет испольэовать макси-. мально возможную ширину ленты — 80 мм. !

На фиг, l изображена схема орит ентации инструмента относительно обрабатываемых поверхностей детали, на фиг. 2 — предлагаемый станок, вид сверху; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 2 „ на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 — разрез В-В на фиг. 4.

Станок содержит крестообразную станину 1, на которой размещен стол

2, несущий переднюю 3 и заднюю 4

905009

50

Формула изобретения бабки, в нижних шпинделях которых установлена деталь 5, а в верхних— копир 6. Стол 2 перемещается по станине 1 с помощью гидроцилиндра 7.

Перпендикулярно столу 2 на станине

1 установлены левый 8 и правый 9 поперечные суппорта, приводимые в движение гидроцилиндрами 10 и 11 и несущие левую 12 и правую 13 шлифовальные головки,поворачиваемые при ориентации по закрутке механизмами поворота 14 и 15 вокруг осей I I

II-II, перпендикулярных продольным осям детали 5 и копира 6 и проходящих через точки контакта инструментов с деталью 5 и датчиков положения с копиром 6. По левой 12 и правой 13 шлифовальным головкам перемещаются от гидроцилиндров 16 и 17 левая 18 и правая 19 копирные каретки, несущие левые 20 и правые

21 датчики положения, левый 22 и правый 23 контактные ролики, а также нижние 24 и 25 и верхние 26 и

27 поддерживающие ролики, На корпусах шлифовальных головок 12 и 13 установлены электродвигатели 28 и

29, приводящие в движение шлифоваль-„ ные ленты 30 и "31, надетые на приводные шкивы 32 и 33. На ведущих ветвях шлифовальных лент 30 и 31 установлены натяжные ролики 34 и

35. Шлифовальные ленты 30 и 31 пропущены между направляющими 36 и 37, о помещенными в прямоугольных пазах 33 шлифовальных головок 12 и 13. Высота нижних 24 и 25 и верхних 26 и 27 поддерживающих роликов такова, что ветви шлифовальных лент между нижними 24 и 25 и натяжными роликами 40

34 и 35, а также верхними роликами 26 и 27 и приводными шкивами

32 и 33 параллельны плоскости направляющих 36 и 37, что обеспечивает независимость расстояния меж- 45 ду приводными шкивами 32 и 33 и натяжными роликами 34 и 35 от положения копирных кареток 18 и 19 по высоте шлифовальных головок 12 и 13.

Станок работает следующим образом.

11роцесс резания осуществляется шлифовальными лентами 30 и 31, надетыми на контактные 22 и 23, поддерживающие 24 и 25, 26 и 27 и натяжные 34 и 35 ролики, и приводимыми в движение электродвигателями 28 и 29. Подача на строке осущесчляется эа счет перемещения копирных кареток 18 и 19 с установленными на них датчиками положения

20 и 21 и контактными роликами 22 и 23 от гидроцилиндров 16 и 17.

Подача на строку осуществляется от гидроцилиндра 7 за счет перемещения стола 2 установленными на нем передней 3 и задней 4 бабками, в нижних шпинделях которых закреплена деталь 5, а в верхних — копир

6, в конце: каждой строки на величину шага.

Ориентация по профилю осуществляется синхронным поворотом нижних и верхних шпинделей передней

3 и задней 4 бабок. Ориентация по закрутке осуществляется раздельно для поверхностей спинки и корыта обрабатываемых деталей от механизмов поворота 14 и 15 за счет поворота шлифовальных головок 12 и 13 вокруг осей 1-1 и II- П .

Движение копирования осуществляется от гидроцилиндров 10 и Il эа счет перемещения поперечных суппортов 8 и 9 по направляющим станины 1.

Использование предлагаемого станка для шлифования деталей аэродинамического профиля, например пера крупногабаритных лопаток газотурбинных двигателей, шлифовальными лентами по сравнению с известными наиболее прогрессивными техническими решениями позволяет повысить точность получения аэродинамическoro профиля деталей, а также производительность обработки за счет увеличения скоростей подач.

Укаэанные преимущества предлагаемого станка позволяют применить его на операциях окончательного шлифования деталей аэродинамического пропрофиля в результате чего на 20-ЗОХ снижается трудоемкость финишных операций по подгонке профиля, в 2-3 ра" эа уменьшается процент брака по прижогам, улучшаются условия труда рабочих-шабровщиков.

Станок для двухстороннего шлифования деталей аэродинамического профиля абразивными лентами, ныполненный в виде размещенных на станинепродольного стола с передней и эадИсточники информации, принятые во внимание при экспертизе

l . Авторское свидетельство СССР

Ф 141074, кп. В 24 В 17/02, 05.06.60

7 905009 8 ней бабками, несущими копир и де- правляющнх шлифовальной головки с таль, кинематически связанные один воэможностью перемещения в поперечс другим, и двух суипортов, несущих ном направлении и качания относишлифовальные головки с контактны- тельно оси, проходящей через точки ми роликами, а также привода попереч- s контакта контактного ролика с деных, вертикальных и угловых подач талью и датчика поперечного положен привода синхронного поворота дета- ния с копиром, а шлифовальные голи и копира, с двух сторон которого ловки снабжены устанавливаемыми на установлены с возможностью контак- копирные каретки дополнительными тирования с ним датчика положения, 0 роликами параллельного положения отличающийся тем, что, меняющих длину ветвей шнифовальных с целью повышения производитель- лент, причем ветви шлифовальных лент ности и точности шлифования крупно- помещены между вертикальнымн нагабаритных лопаток с углами закрут- правляющими копирных кареток. ки более 30, контактный ролик и дат->5 чик положения установлены на введенные в устройство копирные каретки, выполненные в виде подвижных плит, смонтированных на вертикальных на

Станок для двухстороннего шлифования деталей аэродинамического профиля абразивными лентами Станок для двухстороннего шлифования деталей аэродинамического профиля абразивными лентами Станок для двухстороннего шлифования деталей аэродинамического профиля абразивными лентами Станок для двухстороннего шлифования деталей аэродинамического профиля абразивными лентами Станок для двухстороннего шлифования деталей аэродинамического профиля абразивными лентами Станок для двухстороннего шлифования деталей аэродинамического профиля абразивными лентами Станок для двухстороннего шлифования деталей аэродинамического профиля абразивными лентами 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при окончательной обработке поверхностей желобов внутренних колец подшипников

Изобретение относится к обработке металлов и может быть использовано как для шлифования внутренних и наружных поверхностей днищ и обечаек, так и для обработки торцов, переходов и фасок днищ для аппаратов пищевой и химической промышленности

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для шлифования абразивной лентой профильных поверхностей деталей, в частности диафрагмы нагнетателя газотурбинной установки

Изобретение относится к области абразивной обработки и может быть использовано при изготовлении механических деталей из титана или титанового сплава, в частности лопастей реактивного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при абразивной обработке, в частности, кромок лопаток газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при полировании криволинейных кромок пера лопатки газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при шлифовании криволинейных кромок пера лопатки газотурбинного двигателя
Наверх