Станок для шлифования зубчатых колес

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

ФК АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 27.05.81 (21) 3293517/25 -08 t$$) М. Кд,з с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

В 23 F 1/02

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

f $3) УДК 8 21. 589. .8.923.1 (088.8) Опубликовано 07,1182, Бюллетень ¹ 41

Дата опубликования описания 07.11В2

Н.Э. Тернюк, В.Г. Дигтенко, Ю.Б. Наседкин, В.B -. Лаиуний, и В.Е. Шимко (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СТАНОК ДЛЯ ШЛИФОВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ния (1).

Изобретение относится к области станкостроения, в частности Y станкам для шлифования цилиндрических зубчатых колес с числовым программным управлением.

Известен станок для шлифования зубчатых колес, на станине которого установлены стол с зажимным приспособлением, салазки с несущей шлифовальный круг шлифовальной бабкой,расположенные с возможностью перемещения вдоль оси обрабатываемого зубчатого колеса, механизм правки шлифовального круга с пантографом. Станок оснащен центральным блоком управлеНедостатки данного станка заключаются в низкой производительности изза большой трудоемкости переналадки на обработку деталей-разных типораз- меров и больших потерь времени на пе-! решлифование круга, а также в низких функциональных возможностях станка иэ-за невозможности обработки деталей различных типоразмеров беэ замены его элементов (установочно-зажимного приспособления, шестерен, гитар и др.). е

Целью изобретения является повышение производительности и автоматизация процесса переналадки.

5 Эта цель достигается тем, что предлагаемый станок снабжен вторым шлифовальным кругом, установленным на шлифовальной бабке, двумя механизмами правки с пантографами, смонтированными на станине, и размещенной на салазках кареткой с приводом и двумя фиксирующими элементами Шлифовальные круги расположены один относительно другого на расстоянии, равном расстоянию между фиксирующими элементами, пантографы снабжены введенными в станок двухкоординатными системами ЧПУ, каретка установлена с воэможностью перемещения в направлении, перпендикулярном оси обрабатываемого зубчатого колеса, и на ней закреплена шлифовальная бабка. Системы ЧПУ и привод каретки соединены с центральным блоком управления.

Зажимное приспособление выполнено с воэможностью переналадки и соединено с центральным блоком управления.

Станок снабжен бесконтактным датчиком контроля точности обрабатываемого зубчатого колеса, соединенным

30.с центральным блоком управления.

971595

Привод 22 вращения кругов связан с центральным блоком управления и может быть использован для вращения двух шлифовальных кругов или одного круга. На валу шлифовальных кругов установлены разъемные муфты 23, предназначенные для независимой остановки кругов друг от друга. На салазках

6 установлен палец 24, предназначенный для фиксации каретки 7 в одном и» двух фиксированных положений, каждое нэ которых соответствует ра55

На фиг. 1 изображена общая принципиальная схема станка, на фиг. 2 станок, вид сбоку, на фиг. 3 — то же, вид сверху.

Станок содержит станину 1. На горизонтальных направляющих 2 станины 5 установлен стол 3, несущий зажимное приспособление 4 с обрабатываемым зубчатым колесом 5, выполненное с воэ,можностью переналадки на обработку зубчатых колес разных типоразмеров. 10

На вертикальных направляющих станины

1 смонтированы салазки 6 с возможностью перемещения вдоль оси 0-0 обрабатываемого зубчатого колеса, несущие каретку 7 с двумя фиксирующими элементами, например коническими отверстиями 8. Каретка установлена с возможностью перемещения в направлении А, перпендикулярном оси обрабатываемого зубчатого колеса, и снабжена приводом 9, соединенным с центральным блоком управления 10. На каретке 7 смонтирована шлифовальная бабка 11, на которой установлены два шлифовальных круга 12 и 13.

Расстояние ?I между кругами равно расстоянию с между фиксирующими элементами.

На вертикальной стойке станины 1 смонтированы три механизма 14 правки шлифовальных кругов. Каждый механизм правки включает два пантографа 15 и 16, установленных симметрично.Приводы пантографов механизмов правки снабжены двухкоординатными системами 17 ЧПУ. Последние соединены с 35 центральным блоком 10 управления.

Для периодического поворота обрабатываемого зубчатого колеса 5 на угловой шаг на зажимном приспособлении 4 закреплен механизм 18 деления 40 с приводом 19, соединенным с центральным блоком управления. Для перемещения салазок 6 имеется привод 20, снабженный однокоординатной системой

ЧПУ, связанной с центральным блоком 45

10 управления. Для контроля правки шлифовальных кругов 12 и 13 и положения кругов относительно стола 3, а также требуемого межосевого расстбяния имеется бесконтактный датчик 21 (например, фотоэлектрический, индукционный и т.п.}, закрепленный на станине 1. бочему положению одного из шлифовальных кругов

Станок работает следующим образом.

На оправку зажимного приспособления 4 устанавливают заготовку обрабатываемого зубчатого колеса 5. По горизонтальным направляющим от привода 9 перемещается каретка 7 и устанавливается один из шлифовальных кругов, например 12, в рабочее положение. Далее через центральный блок

10 управления стол 3 Вместе с зажимным приспособлением 4 и обрабатываемым зубчатым колесом 5 перемещается по направляющим 2 до требуемого .для обработки межосевого расстояния между кругом 12 и зубчатым колесом 5.

Осуществляется возвратно-поступательное вертикальное движение шлифовального круга 12 вместе с салазками 6, согласованное с делениями.

В момент обработки одного зубчатого колеса через двухкоординатную систему 17 ЧПУ одним из механизмов

14 правки осуществляется правка профиля шлифовального круга 13, не находящегося в работе в данный момент,. для последующей обработки другого колеса. Поскольку система ЧПУ двухкоординатная, возможно получение любых плоских кривых. Это является одним иэ факторов, расширяющих функциональные возможности станка. Периодическая правка круга 12, работающего в данный момент, осуществляется другим, расположенным в центре, механизмом 14 правки.

Контроль требуемой точности обрабатываемого зубчатого колеса 5 по толщине зуба производится датчиком

21, который корректирует работу механизма правки и положение шлифовального круга 12 относительно зубчатого колеса 5.

B мелкосерийном и единичном производстве при работе на данном станке обеспечивается расширение функциональных возможностей и существенно повышается производительность труда.

Формула изобретения

1. Станок для шлифования зубчатых колес, на станине которого установлены стол с зажимным приспособлением, салазки с несущей шлифовальный круг шлифовальной бабкой, расположенные с возможностью перемещения вдоль оси обрабатываемого зубчатого колеса, механизм правки шлифовального круга с пантографом, при этом станок оснащен центральным блоком управления, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности и автоматизации переналадки,станок снабжен вторым шлифовальным кру971595 гом, установленным на шлифовальной бабке, двумя механизмами правки с пантографами, смонтированными на станине, и размещенной на салазках кареткой с приводом и двумя фиксирующими элементами, причем шлифовальные круги расположены один относительно другого на расстоянии, равном расстоянию между фиксирующими элементами, пантографы снабжены введенными в станок двухкоординатными системами ЧПУ, каретка установлена с возмож ностью перемещения в направлении, перпендикулярном оси обрабатываемого зубчатого колеса, и на ней закрепле. на шлифовальная бабка, а системы ЧПУ и привод каретки соединены с центральным блоком управления.

2. Станок по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что зажимное приспособление выполнено с возможностью переналадки и соединено с центральным блоком управления.

3. Станок по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что он снабжен бесконтактным датчиком контроля точности обрабатываемого зубчатого колеса, соединенным с центральным блоком

10 управления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Коган Г;И. "Изготовление циf5 линдрических колес со шлифовальными зубьями". М., Машгиз, 1962, с. 161162.

Составитель H.Ïåéñàõoâè÷

Редактор Н.Багирова Техред M.Ãeðãåëü Корректор Н.Король

Заказ 8813/24 Тираж 1153 Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Станок для шлифования зубчатых колес Станок для шлифования зубчатых колес Станок для шлифования зубчатых колес Станок для шлифования зубчатых колес Станок для шлифования зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области формообразующих технологий металлов, в частности зубчатых колес

Изобретение относится к области формообразующих технологий металлов, изготовлению зубчатых колес

Изобретение относится к инструментальному производству и может быть использовано при обработке зубьев реечных накатников, применяющихся для холодной накатки мелкомодульных эвольвентных и треугольных шлицев на валах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обработке мелких профилей на накатных роликах, конических, цилиндрических и сферических зубьев шестерен, расположенных под углом к оси

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шлифованию методом единичного деления зубчатых колес и многопшицевых валов, зубчатые венцы которых имеют значительные погрешности от предшествующей обработки
Наверх