Способ определения радиального зазора подшипников

 

Союз Советск як

Социаииетичвекин

Pecnydnw

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

G О1 И 13/04

9кударетюнвМ квинтет

CCCP ио делам иаееретеннй и открытий

Ояубликовано 23. 11. 82. Бюллетень № 43

Дата ояубликовання описания 23. 11.82 (53) УДК 658. 562. . 012. 7(088. 8) (72) Авторы изобретения . И. Кирса, А. С. Киреев и А. И. Запара

Всесоюзный научно-исследовательский технологический институт восстановления изношенных деталей машин

Всесоюзного научно-производственного объединения

"Ремдеталь" (7l ) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАДИАЛЬНСГО ЗАЗОРА

ПОДШИПНИКОВ

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано преимущественно для onpe" деления радиального зазора подшипников.

Известен способ определения ради ального зазора подшипников, заключающийся в том, что вращают подшипник сзаданной скоростью, измеряют амплитуду вибрации невращающегося кольца подшипника при этой скорости вращения и по результатам измерений рассчитывают зазор в подшипнике (1).

Однако известный способ имеет низ" кую точность измерения радиального зазора подшипника.

Целью изобретения является повышение точности измерения радиального зазора подшипников за счет исключения погрешности пространственного расположения точки измерения вибрации.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу вращают подшипник при двух различных скоростях вра.-. 2 щения, измеряют при этих скоростях амплитуду вибрации невращающегося кольца подшипника, находят отношение измеренных амплитуд и отношение скоростей и рассчитывают„радиальный зазор по найденным отношениям.

На чертеже представлена предлагае" мая схема устройства.

В корпусе 1 установлено невращающееся наружное кольцо испытуемого подшипника 2, внутреннее кольцо которого смонтировано на валу 3, и вибродатчик

4. На валу 3 установлена подвижная часть.5 датчика 6 частоты вращения вала

Датчики 4 и 6 соединены с входами ключевого устройства 7, управляемый вход которого соединен с пультом 8 управления. Выход ключевого устройства 7 соединен с входом устройства 9 га измерения амплитуды сигнала. Управляемый вход устройства соединен с пуль" .том 8 управления, а выходы,- с запоминающими устройствами 10 и 11, выхоЭ 9? 632 ды которых соединены с входами блока

12 сравнения, третий вход которого соединен с пультом 8 управления. 8ыходы устройства 9 измерения амплитуды сигнала и блока 12 сравнения соеди-g нены с входами цифрового индикатора 13, Способ осуществляется следующим образом.

Устанавливают минимально возможную частоту вращения вала 3. Переключате- 30 лями "Тип подшипника" и "Номер узла" на пульте 8 управления устанавливают масштабный коэффициент блока l2 сравнения.

Переключатель режима на пульте 8 управления устанавливают в положение

"Минимум". Постепенно повышая частоту вращения вала, доводят ее до значения и„. При этом ключевое устройство 7„ куда поступает сигнал от датчика &, .открывает выход, и сигнал от датчика проходит на устройство 9 измерения амплитуды, а затем в запоминающее уст ройство 10. При дальнейшем повышении частоты вращения вала и положений переключателя режима "Максимум" ключевое устройство 7 открывается при частоте и, и сигнал от датчика 4 прохо2 дит на устройство 9, а затем в запо" минающее устройство ll. При нажатии

30 на пульте управления кнопки Результат" блок 12 сравнения производит вычисление радиального зазора подшипни" ка и выдает результат .на цифровой индикатор 13. После фиксации результата нажатием кнопки "Сброс" на пульте 8 управления производится сброс. показаний индикатора и освобождение памяти устройств 10 и 11. При необходимости может производиться повторная проверка.

Расчет радиального зазора подшип"

40 ника производят по формуле

2

Рп, -ь

n„

4. 4 где d"" радиальный зазор подшипника; п, n>" минимальная и максимальная скорости вращения подшипника;

А, А2- амплитуды вибрации невращающегося кольца подшипника при скоростях вращения п, п2, С " коэффициент пропорциональности;

Y " к оoэ3ф фи Lцlи еeнHтT, зависящий от ти" па подшипника.

Применение в расчетной формуле отношения амплитуд A>/А 1 и скоростей

n>/n позволяет исключить из рассмотрения погрешность пространственного расположения точки измерения вибрации.

Предлагаемый способ позволяет существенно повысить точность измерения за счет исключения погрешности пространственного расположения точки измерения вибрации.

Формула изобретения

Способ определения радиального зазора подшипников путем измерения амплитуды вибрации его невращающегося кольца в процессе вращения подшипника с одной скоростью, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения точности измерения путем исключения погрешности пространственного расположения точки измерения вибрации, дополнительно подшипнику сообщают вращение с другой скоростью, измеряя при этом амплитуду вибрации невращающегося его кольца, а радиальный зазор определяют по отношению амплитуд вибрации при двух скоростях вращения и отношению этих скоростей.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Авторское свидетельство СССР

М 771473, кл. С Оl Н 1/08, 1980 (прототип) .

97632

Составитель И. Баранов

Техред Ж.Кастелевич Корректор В. Бутяга

Редактор Л. Гратилло

Тираж 887 Подписное

ВНИИПИ Государственнoro комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. ч/5

Закав 899ч/70 филиал ППП "Патент", г.. Ужгород, ул. Проектная, ч

Способ определения радиального зазора подшипников Способ определения радиального зазора подшипников Способ определения радиального зазора подшипников 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх