Устройство для контроля качества сборки роторов с подшипниками качения

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Республик

<>966522

4 т ф

Ф м

;.- r. (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 2111ВО (21) 3007926/25-27 с присоединением заявки Йо (23) Приоритет— (51) М. Кп.

G 01 М 13/04

Государственный комитет

СССР во делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.1082. Бюллетень Мо 38

f53) УДК 658 ° 562. .012.7 (088.8) Дата опубликования описания 151082

В.-Р.В.Атступенас, Ю.С.Вальтас, P.A.Èîíóøàñ

К.М.Рагульскис и A.Ñ.Tàëàëàñ (72) Авторы изобретения Я ао. „ь

Каунасский политехнический институт им.Ант наса Снечкуса и Литовская ордена Трудового Красного намейи;.,:. сельскохозяйственная академия (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СБОРКИ

РОТОРОВ С ПОДШИПНИКАМИ КАЧЕНИЯ

Изобретеиие относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля качества сборки роторов в подшипниках качения.

Известно устройство для контроля.качества сборки роторов с подшипниками качения, содержащее смонтированные на основании механизм крепления ротора, последовательно соединенные вибродатчик, усилитель, интегратор, регистрирующий прибор и источник питания, блок управления, пьезокерамическую пластину, при этом второй выход блока управления соединен . с вторым входом регистрирующего прибора (1).

Однако известное устройство не позволяет осуществлять активный контроль качества сборки подшипников ротбра.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей для активного контроля качества сборки подшипников ротора.

Поставленная цель достигается тем, что устройство, содержащее смонтированные на основании механизм крепления ротора, последовательно соединенные вибродатчик, усилитель, 2 интегратор, регистрирующий прибор и источник питания, блок управления, пьезокерамическую пластину, при этом второй. выход блока управления соединен с вторым входом регистрирукщего прибора, снабжено геыератором гармонического сигнала, выход которого соединен с вторым входом блока управления и частотным анализатором, первый вход которого соединен с .выходом усилителя, вторые входы частотного анализатора и интегратора соединены с третьим и четвертым выходами блока управления, а механизм крепления ротора установлен с возможностью поворота.

На чертеже представлена схема устройства.

На основании 1 смонтированы механизм крепления 2 ротора 3, например гидродвигателя, с вибродатчиком 4, последовательно соединенным через усилитель 5 и интегратор 6 и частотный анализатор 7 с регистрирующим

25 прибором 8, который через блок управления 9 соединен с источником питания

10 и генератором 11 гармонического сигнала. Блок управления 9 соединен с вторыми входами интегратора 6 и

30 частотного анализатора 7, а также с

966522 входом установленной между корпусом

12 и крышкой 13 исследуемого ротора

3 пьезокерамической пластины 14..

Устройство работает следующим об.— разом.

После предварительной сборки рото- 5 ра 3, например гидродвигателя, при которой между корпусом 12 и крышкой

13 устанавливается не постоянная прокладка, а пьезокерамическая пластина

14, при помоци механизма крепления

2 ротор устанавливается на основании

1 в горизонтальном положении и путем вращения прирабатывается. При этом блок управления 9 обеспечивает поступление на электроды пьеэокерамиеской пластины 14 гармонического сигнала, вырабатываемого генератором 11, причем величина переменной перегрузки, создаваемой изменением осевого размера пьезокерамической пластины 14, должна быть такой, чтобы подшипники .периодически полностью разгружались. Все это суцественно ускоряет процесс приработки подшипников. Далее устройство переводится в режим определения дефектов подшипников, для чего исследуемый объект 3 при помоци механизма крепления 2 устанавливается в вертикальном положении крышкой 13 либо. вверх, либо вниз, а при помощи блока управ- 30 ления 9 обеспечивается подача на электроды пьезокерамической пластины

14 такого напряжения от источника питания 10, которое обеспечивает разгрузку верхнего подшипникового узла. 35

Нижний подшипниковый узел при этом нагружен силой тяжести ротора. Одновременно блок управления 9 обеспечивает выключенное состояние интегратора 6 и включенное состояние частот-4р ного анализатора 7, а регистрируюций прибор S фиксирует амплитудные спектры вибрации корпуса 12 при нагружении либо одного, либо другого подшипника.

Анализ и сравнение этих спектров позволяет обнаружить дефектный подшипник и заменить его. Затем устройство переводится в режим регулирования осевой нагрузки предварительного натяга подшипников и определения требуемой толщины прокладки. Для этого исследуемый объект устанавливается в рабочее положение, и при помощи блока управления 9 задается и регулируется напряжение, поступающее от источника питания 10 на электроды пьезо 55 керамической пластины 14, осевой размер которои зависит от этого напряжения, а также одновременно выключается частотный анализатор 7 и включается интегратор 6. На регистрирующий прибор 8, например двухкоординатный самописец, поступает напряжение блока управления 9, однозначно связанное с осевой нагрузкой предварительного натяга подшипников, а также амплитудой общего уровня вибраций корпуса исследуемого ротора 3. После выполнения регулировки по заранее установленному соотношению определяется толщина пьезокерамической пластины 14 и устанавливается вместо нее постоянная прокладка той же толцины.

Данное устройство позволяет вы-. полнять различные операции активного контроля качества сборки роторов в подшипниках качения на одном рабочем месте и производить раздельное опре-. деление дефектов подшипников качения.

Формула изобретения

Устройство для контроля качества еборки роторов с подшипниками качения, содержащее смонтированные на основании механизм крепления ротора, последовательно соединенные вибродатчик, усилитель, интегратор, регистрирующий- прибор и источник питания, блок управления, пьеэокерамическую пластину, при этом второй выход блока управления соединен с вторым-входом регистрируюцего прибора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей для активного контроля качества сборки, .снабжено генератором гармонического сигнала, выход которого соединен с вторым входом блока управления, и .частотным анализатором, первый вход которого соединен с вы- ходом усилителя, вторые входы частот-. ного анализатора и интегратора соединены с третьим и четвертым выходами блока управления,а механизм крепления ротора установлен с воэможностью поворота. ь

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР ,rio заявке М 2697717/18-23, кл. G 01 С 25/00, 1979 (прототип)..966522

Составитель И.Баранов

Редактор T.Èèòðoâè÷ Техред С.Мигунова Корректор С.Шекмар

Заказ 7831/58 Тираж 887 Подписное

ЗНИИП 1 Государственного комитета СССР по делам. изобретений и открытий

113035, Москва, ;35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðîä; ул.Проектная, 4

Устройство для контроля качества сборки роторов с подшипниками качения Устройство для контроля качества сборки роторов с подшипниками качения Устройство для контроля качества сборки роторов с подшипниками качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх