Дисковый тормоз транспортного средства

 

ОП ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик ц37686!

К ПА? ЕКУУ (6!) Дополнительный к патенту (5!) М. Кл, э

Р 16 9 55/02 (22) Заявлено14.10.77 (2!) 2534917l25-27 (23) Приоритет — (32) 16.10.76

Государстеениь и комитет

СССР по лелам изобретений н открытий (3l)P 26 46 870.2-12 (331 ФРГ

Опубликовано 28.11.82Бюллетень № 48 (53) УДК 62»592. ,72 (088.8) Дата опубликования описания 25,11.82

1 (Иностранец

Эрих Райнеке (ФРГ) (72) Автор изобретеция

Иностранная фирма

Вабко Вестингхауз Гмбх (ФРГ) (7!) Заявитель (54) ЛИСКОВЫЙ ТОРМОЗ TPAНСПОРТНОГО

С РЕДСТВА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к автомобилестроению.

Известен дисковый тормоз, содержащий цилиндрический корпус, тормозные колодки, рабочий тормоз с поршнем и камерой, связанной через тормозной клацаН с ресивером, стояночный тормоз с поршнем и камерой, связанной через ручной тормоз с другим ресивером и со стопорным приспособлением, которое, в случае 1О необходимости, регулирует износ фрикпионных накладок тормозных колодок Г13.

Однако известный тормоз не обеспечивает достаточной надежности торможения.

Этот тормоз представляет собой комби- та нашпо рабочего и стояночного тормоза, однако он не позволяет обеспечить достаточного тормозного действия на стоян» ке.

Целью изобретения является повыше 20 ние надежности торможения.

Поставленная цель достигаешься тем, что дисковый тормоз транспортного средства, содержащий цилиндрический корпус, расположенные в нем тормозные колодки И с фрикционными накладками, привод рабочей и стояночных систем, поршни коточ рых установлены в равочих камерах и связаны с тормозными колодками, а также компенсатор износа фрикпионных накладок со стопорным приспособлением и по меньшей мере один реснвер,.связанный трубо проводом с рабочей камерой, снабжен блокируютцим элементом, выполненным в виде вставки с накладками, установленным в корпусе с возможностью контакта с поршнем стояночного привода и кинематически связанным со стопорным приспособлением компенсатора износа.

Блокирующий элемент может быть вы полнен составным.

Кроме того, блокируютций элемент мо жет быть выполнен в виде кольна.

Блокирующий элемент может быть так же выполнен в виде клиньвв, расположенных на кольцеобразной опоре с упорами и пружинами фиксапии клиньев один отно- сительно другого в окружном направлении.

Блокирующий элемент шарнирно связан со стопорным приспособлением компенса- тора износа.

Блокирующий элемент может быть вы полнен и в виде кулачка, установленного на. вращающейся оси.

На фиг. 1 изображен дисковый тормоз разрез; на фиг. 2 - компенсатор износа тормозных кблодок со стопорным приспособлением; на фиг. 3 - вариант выполне;- 10 ния блокирующего элемента при опоре с круглым поперечным сечением; на фиг. 4другой вариант выполнения опоры; на . фиг.5 - вариант выполнения компенсатора износа тормозных колодок; на фиг. 6 «1$

10 - варианты выполнения дискового тормоза.

Дисковый тормоз содержит корпус 1 кольцевого . цилиндра дискового тормоза, который посредством опоры 2 корпуса 1 gp соединен с поворотной цапфой таким об° разом, что может выполнять только осевые движения, поршэнт 3 служебного тормоза, поршень 4 стояночного тормоза и блокирующий элемент 5, вмонтированный в корпус 1.

На поршне 4 стояночного тормоза выполнены наклонные поверхности в виде зубцов 6. Эти зубцы 6 взаимодействуют с блокирующим элементом 5 в виде. коль- Зо ца, снабженного дополнительно наклонными поверхностями 7. Перемещения блокирующего элемента 5 передаются на рабочий цилиндр 8 компенсатора износа, в кото.ром расположен предварительно подпружиненный пружиной 9 поршень 10 с поршневым штоком 11, и стопорное приспособление 12, которое служит для подрегулировки зазора поршня служебного тормоза при износе тормозной накладки и ограни- 40 чения движения поршня 10 только в одном направлении. Поршневой шток 11 связан с блокирующим элементом 5 через шарнир 13.

Тормозные кольца 14 и 15 с фрикционными накладками 16 и 17 свободно перемешаются в осевом направлении в опоре 2, Фрикционные накладки 16 и 17 при включенном тормозе через поршень 3 взаимодействуют с QHDpsofl поверхностью

18 и 19 корпуса 1, с одной стороны, и

50 с вращающимися тормозными дисками 20 и 21, с другой стороны. Поршень 4 стояночного тормоза предохраняется от прокручивания посредством закрепленного в корпусе стержня 22.

Пневматическая связь между ресивером 23 для сжатого воздуха и располо-, женной между двумя поршнями 3 и 461 4 рабочей камерой 24 осуществляется по; средством тормозного клапана 25 и патрубка 26 в корпусе 1, а между вторым ресивером 27 для сжатого воздуха и рас положенной с другой стороны поршня 4 рабочей камерой 28 стоячочного тормоза — посредством клапана 29 ручного тормоза и патрубка 30, выполненного в . корпусе l. Камера 31 рабочего цилиндра

8 посредством патрубка 32 также соединена с клапаном 29 ручного тормоза.

Согласно другому варианту выполнения кольцевой блокирующий элемент 5 может быть заменен несколькими частями вставки 38 (фиг. 3 и 4). При этом кли нообразные части 33 устанавливают, например, при помощи пружин 34 на опоре 35. Таким образом при различной величине хода поршня 4 служебного тормоза вследствие различного износа накладок одного тормозного диска давление прижима тормозных накладок под-. гоняется таким образом, что после прилегания первой части клина возможно другое, соответствующее величине хода движение прижима с целью дальнейшей компенсации, причем различные величи-. ны хода обуславливаются различной шириной зазоров 36 и 37 между поршнем 4 стояночного тормоза и частями ЗЗ вставкИ.

Опора 35 выполнена в виде перемещаемой в кольцевом зазоре кольцевой части, которая имеет или круглое (фиг.3), YaIH прямоугольное (фиг. 4) поперечное сечение, причем клинообразные части 35 вставки имеют выступы 38, которые перемешаются в дополнительно выполненных канавках,39 опоры 35, причем в данном случае выступы и канавки имеют 0-Тобразное поперечное сечение.

Движение опоры 35 вызываятся приведением в действие шаровой головки 40 шарнира 1 3, перемещающейся посредством рабочего цилиндра 8 (фиг. 2).

Опора 35 снабжена, кроме того, упора ми 41, которые могут быть выполнены кольцеообраэными и служат для поддержания расстояния частей 33 вставки.при отпуске стояночного тормоза. цилиндрический корпус 42 варианта дискового тормоза может посредством опоры 43 корпуса соединяться с полуосью

44.так, чтобы выполнять только аксиальиые движения (фиг. 6).

В цилиндрическом корпусе 42 вмонтированы поршень 45 рабочего тормоза, поршень 46 стояночного тормоза и блокирующий элемент 47 в виде кулачка 48.

976861

Стопорное устройство состоит из расположенного вне корпуса 42 рабочего цилиндра 49, поршня 50, который своим поршневым штоком 51 соединен с шестерней 52 через зубчатую рейку 53. 5

В передней части рабочего цилиндра

49 находится стопорное приспособление

54, позволяющее зубчатой рейке 53 ограниченное обратное перемещение в сторону кулачка 48. Это стопорное приспособле- 10 ние 54 служит для регулировки зазора поршня рабочего тормоза при износе фрикционных накладок. Расположенные в опоре

43 корпуса с возможностью перемещения в аксиальном направлении тормозные коль.1s ца 55 и 56 жестко соединены с фрикционными накладками 57 и 58, которые посредством поршня е5 и поверхности 59 прилегания ц шиндрического корпуса 42 связаны с тормозным диском 60. 20

Пневматическая связь между ресивером 61 для сжатого воздуха и расположены между двумя поршнями 45 и 46 камерой 62 рабочего тормоза осуществляется посредством тормозного клапана 25

63 и патрубка 64 цилиндрического корпуса 42, а между вторым ресивером 65 для сжатого воздуха и расположенной на другой стороне поршня 46 камерой 66 стояночного тормоза - посредством кла- ЗО пана 67 стояночного тормоза и патрубка

68. Посредством патрубка 69 камера 70 рабочего цилиндра 49 соединена с клапаном 67 ручного тормоза. Пружина 71 поддерживает рейку поршня 50 в разбло35 кированном состоянии, воздействуя на вставку 72 и наклонные поверхности 73.

Между поршнем 45 и поршнем 46 установлена тарельчатая пружина 74.

На фиг. 7 изображен дисковый тормоз о тормозные диски 75 и 76 которого сое динены посредством винта 77 со втулкой

78 колеса. Жестко укрепленные части тормоза состоят из тормозных колец

79 и 80, снабженных фрикционными на45 кладками 81 и 82. Тормозные кольца

79 и 80 жестко установлены в окружном и свободно подвешены в осевом направлениях в тормозной опоре 83, закреплен-: ной на осевом фланце 84 посредством болта 85.

Привод тормоза состоит из расположенного между тормозными. кольцами 79 и 80, состоящего из двух частей 86 и

87 кольцевого цилиндра и аксиально пе ремещающегося в нем поршня 88 стояночИ ного тормоза

Расположенная между кольцевым ци- линдром 86 и кольцевым поршнем 88 ка

6 мера 89 служебного тормоза соединена через патрубок 90 с тормозным клапаном

91, а заключенная между кольцевым цилиндром 87 и кольцевым поршнем S8 камера 92 стояночного тормоза соединена посредством патрубка 93 с клапаном 94 ручного тормоза.

Между коническими поверхностями поршня 88 и цилиндра 87 расположена вставка 95 в форме валика или шара, которая находится под воздействием пружины 96 вспомогательного поршня 97. Расположенная над поршнем 97 камера 98 соединена с клапанам 94 ручного тормоза. Поршень 97 имеет наклонные поверхности 99.

Вариант конструкции дискового тормоза на фиг. 8 отличается от изображенных на фиг. 1-7 тем, что блокирующий эле-: мент 100 расположен в изогнутом цилиндре 101, а пружина 102 взаимодействует с клиновидной вставкой (фиг. 5). Конструкция тормоза на фиг. 9 аналогична изо.браженной на фиг. 7, но является сдвоенной, без поршня рабочего тормоза и регулировки зазора.

Конструкция тормоза на фиг. 10 отличается от изображенной ю фиг. 1 формой выполнения поршня 103 рабочего тормоза и поршня 104 стояночного тормоза, взаимодействующего с клинообразными вставками 105 и пружинами 106.

Дисковый тормоз, изображенный на фиг.l, работает следующим образом.

При нагрузке служебной тормозной установки посредством приведения в действие тормозного клапана 25 управляющее давление заполняет рабочую камеру

24 между поршнем 3 служебного тормоза и поршнем 4 стояночного тормоза.

В то время как служебный поршень 3 выполняет движение сжатия и передает его на фрикционные накладки 16 и 17, стояночный тормозной поршень 4 опираечм ся на блокирующий элемент 5. Зазор между обоими поршнями 3 и 4 регулируется блокирующим элементом 5.

Если стояночная тормозная установка посредством клапана 29 ручного тормоза нагружается сжатым воздухом, то управляющее давление заполняет рабочую камеру 28 и стояночный поршень 4, захватывая служебный поршень 3, передает движение на фрикционные накладки 16 и 17.

Если после остановки транспортного средства должен включаться стояночный тормоз, клалан 29 ручного тормоза при водится в соответствующее положение, 976861 8 ти рабочего цилиндра 49 стопорное устройство 54 обуславливает то, что необходимый для заклинивания или фиксации стояночного тормоза ход является свор-S бодным, однако обратный ход при устранении заклинивания имеет только определенную, соответствующую максимальному" ходу поршня 45 служебного тормоза величину. При включениях стояночного торt6 моза расстояние между поршнем 46 и поршнем 45 рабочего тормоза, даже при износе накладок, поддерживается посредством регулирования поршня 46 стояночного тормоза приблизительно постоянным. в-1S Такая компенсапия зазора происходит за счет ограничения стопорным приспособлени ем 54 обратного хода. Тарельчатая пружина

74 призвана компенсировать изменение длины, вызванное колебаниями темпера20 туры, Дисковый тормоз, изображенный на фиг. 7, работает следующим образом.

При приведении .в действие тормозного клапана Bl камера 89 служебного тормоза продувается через патрубок 90.

Нарастающее там давление с одной стороны перемешает тормозной цилиндр 86 с тормозным кольцом 79 и тормозной накладкой 82 в сторону вращающегося

30 тормозного диска 75, а с другой стороны действующее в противоположном направлении на кольцевой поршень 88 давление обуславливает его движение, переходящее через валик 95 на кольцевой цилиндр 87, 35 таким образом, что его тормозная накладка укрепленная на тормозном кольце 80, ) прилегает к вращающемуся диску 76.

7 и из камеры 31 рабочего пилиндра 8 снимается давление, которое удерживало поршень 10 против силы пружины 9 в разблокированном положении.

В результате этого соединенный с по шневым штоком 11 шарнир 13 передает это движение на кольцевой блокирующий элемент 5 и давит ступенчатыми наклонными поверхностями 7 на ступенчатые наклонные поверхности 6 поршня 4 стояночного тормоза.

Дисковый тормоз, изображенный на фиг. 6, работает следующим образом.

При нагрузке приведением в действие тормозного клапана 63 регулирующее да ление заполняет камеру 62 между поршнем 45 рабочего тормоза и поршнем 46 стояночного тормоза.

В то время, как поршень 45 рабочего тормоза выполняет движение сжатия и передает его на фрикционные накладки 57 и 58, атояночный тормоз

Зазор поршня 45 получается из расстояния между обоими поршнями 45 и 46 и практически задается путем регулирования положения блокирующего элемента47

После остановки транспортного средства клапан 67 ручного тормоза нагружает ся сжатым воздухом, управляющее давление заполняет камеру 66, а стояно ный тормозной поршень. 46 приводится в дви« жение вместе с рабочим поршнем 45, который, как и при служебном торможении, передает движение на фрикционные накладки 57 и 58.

Если тормоз должен блокироваться, то клапан 67 ручного тормоза переводится в соответствующее положение и через клапан 69 в камеру 70 рабочего цилин- щ дра 49 подается давление. Поршень 50 устанавливается в соответствующее положение; сжимая пружину 71. Зубчатая рейка 53 передает движение поршня 50 шестерне 52 и прижимает вставку 72 к наклонной поверхности 73 блокирующего элемента 47. При выключении стояночного тормоза осуществляется обратное ограничение.

Для отпускания стоячного тормоза ка- э мера 66 посредством переключения клапана 67 ручного тормоза в соответствую- " щее положение продувается.так, что пос,ле соответствующего восстановления давления в этой камере 66 стопор 47 освобождается от действующих на него сил и последующая продувка рабочего ци линдра 49, т.е. его камеры 70, снимает блокировку. Находящееся в передней чао-.

При приведении в действие клапана 94 ручного тормоза через патрубок 93 продувается камера 92 стояночного тормоза.

Восстанавливающееся там давление с одной стороны перемешает кольцевой поршень 88 в сторону внутренней поверхности кольцевого цилиндра 86 таким образом, что оно обуславливает описанное при рабочем торможении приведение в действие тормоза, а с другой стороны - перемещает кольцевой цилиндр 87 с его тормозным кольцом 80 и тормозной накладкой 81 в направлении другого тормозного диска 76. Вставка, т.е. валик 95, при этом свободно расположена на наклонной поверхности 99 поршня 97 стояночного тормоза, так как наведенное s камере 98 через клапан 94 ручного тормоза давление удерживает поршень 97 против натяжения пружины 96 в одном положении, которое не воздействует на

976

861 10

Формула изобретения

9 валик 95. Только после завершения стояночного торможения для фиксирования стояночного тормоза давление в камере

98 понижают таким образом, что сила пружины 96 обуславливает движение поршня 97 и перемещает валик 95 посредством наклонных поверхностей 99 поршня .97 вверх в направлении проходящих клинообразно плоскостей, которые образованы обращенными к камере 92 поверхностями кольцевого поршня 88 и кольцевого цилиндра 87.

Для выключения стояночного торМоза камера 92 посредством переключения клапана ручного тормоза в соответствующее положение продувается, чтобы вставка» валик 95 освободилась от действующих на него сил и блокировка устранилась бы.

Работа дисковых тормозов, изображенных на фиг.8-10,аналогична дисковым тор- 20 мозам,изображенным иа фиг.1-7. Особенностью дискового тормоза „изображенного на фиг.8,скомпенсатором износа тормозных колодок, изображенным на фиг.5,является то, что движения блокируощего элемента 100 происходят в изогнутом рабочем цилиндре 101, и при включении стояночного тормоза пружина 102 толкает клино,. видную вставку и закрепленный на ней корпус рабочего цилиндра в блокирующее ЗО положение.

Особенность дискового тормоза, изображенного на фиг. 10, состоит в последовательном включении поршня 103 ра- ЗЗ бочего тормоза и поршня 104 стояночного тормоза. Стопорение поршня стояночного тормоза происходит посредством трех, распределенных но окружности клинообразных вставок 105, на которые ао вследствйе понижения регулирующего дав-. ления в радиальном направлении наружу давят силы пружины 106.

Применение изобретения позволит обес печить надежное и гарантированное тормо-4З жение на стоянке.

1. Дисковый тормоз транспортного средства, содержащий цилиндрический корпус, расположенные в нем тормозные колодки .с фрикционными накладками, привод рабочей и стояночной систем, поршни которых установлены в рабочих камерах и связаны с тормозными колодками, а .также компенсатор износа фрикционных накладок со стопорным приспособлением и по меньшей мере один ресивер, связан ный трубопроводом с рабочей камерой, о тл и ч а ю шийся тем, что, с пелью повышения надежности торможения, он снабжен блокирующим элементом, выпол ненным в виде вставок с накладками, установленным в корпусе с возможностью контакта с поршнем стояночного привода и кинематически связанным со стопорным приспособлением компенсатора износа.

2. Тормоз по и. 1, о т л и ч а.юшийся тем, что блокирующий элемент выполнен составным.

3. Тормоз по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что блокирующий элемент выполнен в виде кольца.

4. Тормоз по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что блокирующий элемент выполнен в виде клиньев, расположенных HB кольцеообразной опоре с упорами и пружинами фиксации клиньев один относительно другого в окружном направлении.

5. Тормоз по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что блокирующий элемент шарнирно связан со стопорным при способлением компенсатора износа.

6. Тормоз по п. 1, о т л и ч а юц и и с я тем, что блокирующий элемент выполнен в аиде кулачка, установленного на вращающейся оси.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Заявка ФРГ % 2510193, кл. F 16 D 55/02, 1976 (прототип).

976861

Составитель Ц. Розанов

Редактор Н. Егорова Техред Ж.Кастелевич . Корректор Г. Рейетйик

Заказ 9032/80 Тираж 990 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Дисковый тормоз транспортного средства Дисковый тормоз транспортного средства Дисковый тормоз транспортного средства Дисковый тормоз транспортного средства Дисковый тормоз транспортного средства Дисковый тормоз транспортного средства Дисковый тормоз транспортного средства Дисковый тормоз транспортного средства Дисковый тормоз транспортного средства Дисковый тормоз транспортного средства Дисковый тормоз транспортного средства Дисковый тормоз транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к многодисковым тормозам, и может быть использовано как в колесах летательных аппаратов, так и в колесах наземного транспорта

Изобретение относится к тормозам подвижного состава железных дорог

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к тормозным барабанам

Изобретение относится к дисковому тормозу с укороченными накладками, в частности автомобильному тормозу с корпусом, включающем в себя вилку (мостик), первое плечо корпуса, несущее привод, и второе, внешнее плечо корпуса

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных строительных механизмах, например в крановых лебедках

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в тормозных системах автотранспортны.х средств
Наверх