Кузов транспортного средства

 

1. КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, преимущественно легкового автомобиля, содержаний переднюю часть, образованную элементами моторного отсека и основания, включающего в себя соединенные между собой поперечным силовым элементом лонжероны , каждьй из которьк имеет передний участок, средний участок, наклонно расположенный относительно горизонтальной плоскости, и задний участок , присоединенный к полу, связанному с боковыми несущими элементами основания, и надколесные ниши, имеющие среднюю и переднюю-части, последняя из которых присоединена к указанному среднему участку каждого лонжерона , а задняя их часть образована отогнутым вверх передним участком пола, причем моторный отсек ограничен поперечной полкой, передним щитком и имеет перегородку, отличающийся тем, что, с целью повьшения технологичности сборки за счетобеспечения соединения между собой отдельно собранных узлов основания и моторного отсека,, последний снабжен верхними продольньми элементами и боковыми вертикальными стенками , соединенными с указанными передHPIM щитком, перегородкой и верхними Продольными элементами и присоединяемыми к боковым несущим элементам основания, а указанная средняя часть надколесной ниши образована участком упомянутой перегородки, сопряженным с ее боковыми плоскими участками, и соединена с передним щитком отогнутым под углом фланцем передней части пола, продолжающимся по направлению к нижнему торцу средней части надколесной , соединенному по всей длине с отогнутым под углом фланцем передней части пола, находящимся в одной наклонной плоскЪсти с верхней поверхностью средних участков лонжеронов, образуя базовую поверхность для соединения моторного отсека с основанием, причем отогнутые фланцы заднего торца передней части надколесной нищи присоединены к боковым плоским участкам перегородки . 2. Кузов по П.1, отличающийся тем, что боковые плоские участки перегородки расположены под углом 90° к указанной базовой поверхности .

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (l9) () )) D 25 08 В 62 D 27 02

4 (51) t

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3318965/27-11 (22) 17.07.81 (46) 15.02.85. Бюл. 9 6 (72) С.Л. Дамьяно, А.В. Носов и Г.В. Иихайлов (71) Ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. Ленинского комсомола Производственного объединения "Москвич" (53) 629.113.011.5(088.8) (56) 1. Патент США К .3753573, кл. 180.106.5, 1973.

2. Патент Англии Ф 10053570, кл. В 7 В, 1965 (прототип). (54) (57) 1. КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА, преимущественно легкового автомобиля, содержащий переднюю часть, образованную элементами мотор ного отсека и основания, включающего в себя соединенные между собой поперечным силовым элементом лонжероны, каждый из которых имеет передний участок, средний участок, наклонно расположенный относительно горизонтальной плоскости, и задний участок, присоединенный к полу, связанному с боковыми несущими элементами основания, и надколесные ниши, имеющие среднюю и переднюю части, последняя из которых присоедйнена к указанному среднему участку каждого лонжерона, а задняя их часть образована отогнутым вверх передним участком пола, причем моторный отсек ограничен поперечной полкой, передним щитком и имеет перегородку, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения технологичности сборки за счет обеспечения соединения между собой отдельно собранных узлов основания и моторного отсека„ последний снабжен верхними продольными элементами и боковыми вертикальными стенка" ми, соединенными с указанными передним щитком, перегородкой и верхними продольными элементами и присоединяемыми к боковым несущим элементам основания, а указанная средняя часть надколесной ниши образована участком упомянутой перегородки, сопряженным с ее боковыми плоскими участками, и соединена с передним щитком отогнутым под углом фланцем передней части пола, продолжающимся по направлению к нижнему торцу средней части надколесной нцши, соединенному по всей длине с отогнутым под углом фланцем передней части пола, нахо" дящимся в одной наклонной плоскости с верхней поверхностью средних участков лонжеронов, образуя базовую поверхность для соединения моторного отсека с основанием, причем отогнутые фланцы заднего торца передней части надколесной ниши присоединены к боковым плоским участкам перегородки.

2. Кузов по п. 1, о т л и ч а ю « шийся тем, что боковые плоские участки перегородки расположены под углом 900 к указанной базовой поверхности.

1 996253 2

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобилестроению, а именно к соединению между собой деталей, образуюших переднюю часть кузова легкового автомобиля.

В этой части кузова могут размещаться силовой агрегат, компоновка которого предполагает применение как силовой схемы с приводом на передние колеса, так и класстической, и, кроме того, отопитель, аккумуляторная батарея и другие агрегаты.

Известно большое количество конструкций автомобилей, на которых приме- 15 нека подвеска передних управляемых колес с направляющим устройством телескопического типа. Выбор подвески передних колес такого типа во многом определяет конструкцию передней части предлагаемого кузова.

Известна конструкция кузова транспортного средства, передняя часть которого содержит передний щиток, перегородку, лонжероны коробчатого сечения, образующие с полом основания кузова, и надколесные ниши, при этом верхняя точка крепления направляющего устройства передней подвески расположена в надколесной нише, а нижняя точка на лонжероне.

Сборку любого иэ указанных кузовов производят путем соединения отдельных деталей и узлов методом контактной точечной сварки, при котором основа- 35 ние кузова соединяют с деталями и предварительно подсобранными мелкими узлами передней части кузова 1).

Недостатками такой -конструкции являются трудоемкость и невысокая точность сборки кузова, что особенно проявляется при использовании подвески передних колес е направляющим устройством телескопического типа, поскольку элементы кузова, опре- 45 деляющие места монтажа направляющего устройства, относятся к различным мелким сборочным узлам.

Наиболее близким к предлагаемому является кузов транспортного сред- M ства, преимущественно легкового автомобиля, содержащий переднюю часть, образованную элементами моторного отсека и основания, включающего в себя соединенные между собой попе- 55 речным силовым элементом лонжероны, каждый из которых имеет передний учасгок, средний участок, накпонно расположенный относительно горизонтальной плоскости, и задний участок, присоединенный к полу, связанному с боковыми несущими элементами основания, и надколесные ниши, имеющие среднюю и переднюю части, последняя из которых присоединена к указанному среднему участку каждого лонжерона, а задняя их часть образована отогнутым вверх передним участком пола, причем моторный отсек ограничен поперечной полкой, передним щитком и имеет перегородку, а надколесная ниша имеет среднюю часть. Сборку такого кузова производят путем соединения отдельных деталей и узлов методом контактной точечной сварки, при котором основание кузова соединяют с деталями передней части кузова Г23.

Вследствие сложности сопрягаемых поверхностей деталей, большого количества мелких штампованных частей и трудности точной ориентации их друг относительно друга эта конструкция кузова при достаточно высокой трудоемкости сборки не обеспечивает точность установки передней подвески, предъявляемую к телескопическим устройствам.

Цель изобретения — повышение тех-. нологичности сборки за счет обеспечения соединения между собой отдельно собранных узлов основания и моторного отсека.

Укаэанная цель достигается тем, что в кузове транспортного средства моторный отсек снабжен верхними продольными элементами и боковыми вертикальными стенками, соединенными с укаэанными передним щитком, перегородкой и верхними продольными элементами и присоединяемыми к боковым несущим элементам основания, а указанная средняя часть надколесной ниши образована участком. упомянутой перегородки, сопряженным с ее боковыми плоскими участками, и соединена с передним щитком отогнутым под yrлом фланцем передней части пола, продолжающимся по направлению к нижнему торцу средней части надколесной ниши, соединенному по всей длине с отогнутым под углом фланцем передней части пола, находящимся в одной наклонной плоскости с верхней поверхностью средних участков лонжеронов, образуя базовую поверхность

9962

3 для соединения моторного отсека с основанием, причем отогнутые фланцы заднего торца передней части надколесной ниши присоединены к боковым плоским участкам перегородки.

Кроме того, боковые плоские участки перегородки расположены под углом

90 к указанной базовой поверхности.

На фиг. 1 изображена передняя часть кузова автомобиля в сборе; . на фиг.2 1О основание передней части кузова; на фиг. 3 — мотоотсек передней части кузова; на фиг. 4 — передняя часть кузова, вид слева сбоку; на фиг. 5— разрез А-А на:фиг. 1; на фиг.6 - раз- 15 рез В-Б на фиг. 4; на фиг. 7 — разрез

В-В на фиг. 4; на фиг. 8 — разрез

Г-Г на фиг. 4; на фиг. 9 — разрез

Д-Д на фиг., 4; на фиг. 10 — разрез

Š— Е на фиг. f; на фиг. 1t — разрез Ж-Ж на фиг. 1; на фиг. 12 — разрез И-И на фиг. 2.

Передняя часть кузова легкового автомобиля собрана из двух крупных узлов — основания и мотоотсека. Узел основания (см. фиг. 2) содержит лонжероны 1 коробчатого сечения, каждый из которых имеет передний участок, средний участок, наклонный к горизонтали, и задний участок. Передним участком лонжероны 1 присоединены к переднему несущему элементу 2, имеющему внутреннюю часть 3 (см. фиг. 11) к которой присоединены нижние вертикальные угольники 4. Передний 35 участок лонжерона : 1 имеет коробчатое сечение, открытое в боковую

-сторону, которое закрывается передним листовым элементом 5. Средний наклонный к горизонтали участок лонжерона 1 также имеет коробчатое сечение, открытое в боковую сторону.

Передняя часть надколесной ниши, состоящая из двух элементов — наружного 6 и внутреннего 7, присоединена 45 к среднему участку лонжерона 1, при этом внутренний элемент 7 закрывает его коробчатое сечение (см. фиг. 6).

Вверху передней .части 6 и 7 надколесной ниши установлен чашеобразный эле-5О мент 8 крепления верхнего конца телескопического устройства .передней подвески. Для крепления нижнего торца телескопического устройства подвески предусмотрен кронштейн 9, 55 расположенный в нижней. части средне-. го участка лонжерона 1. Таким образом, узел основания включает в себя

53 4 верхнюю Ь и нижнюю R точки крепления телескопического устройства передней подвески, что обеспечивает необходимую точность их взаимного расположения (см. фиг. 2).

Передняя часть надколесной ниши своим наружным элементом 6 соединена с поперечным несущим элементом 2 посредством продольного несущего элемента 10. Задний участок лонжерона 1, имеющий открытое вверх. коробчатое сечение, сформированное собственно . лонжероном t и задним листовым элементом 11, присоединен к передней части листовой металлической панели попа 12, снабженного поперечным уси лителем 13 и боковыми несущими элементами 14 коробчатого сечения, частично закрытыми усилителем 15 (см. фиг. 8) ° Связь лонжерона 1 с боковым несущим элементом f4 осуществляется посредством штампованной коробчатой детали 16, присоединенной к заднему листовому элементу 11, которая своей боковой частью 17 соединена с боковым несущим элементом 14, а верхним фланцем 18 — с листовой металлической панелью пола 12 (см. фиг. 2, 7, 8и9). !.Ъ

Передние отогнутые вверх участки пола 12 по обе стороны от лонжеронов

1 формируют задние сферические части 19 надколесных ниш. Отогнутый под углом фланец передней части пола находится в одной наклонной плоскости с верхней поверхностью средних участков лонжеронов и образует плоскую базовую направляющую поверхность F для соединения основания с. мотоотсеком. Листовые косынки 20 установлены на стыке верхней поверхности средней части лонжеронов 1 и отогнутого под углом фланца передней части пола 12, заключенного между лонжеронами I . .Указанные косынки

20 находятся в одной наклонной плоскости с верхней йоверхностью средних участков лонжеронов и предназначены для облегчения соединения основания с мотоотсеком.

Другой крупный узел передней части кузова — мотоотсек {см. фиг. 3) содержит верхние несущие элементы 21, соединенные передними торцами с поперечной листовой металлической полкой 22 и .задними торцами — с передним щитком, образованныч элементами 23 и 24 и усиленным листовой

996253 штампованной поперечиной 25. Перегородка 26 соединена с элементом 23 переднего щитка посредством нижнего отогнутого под углом фланца. Верх,няя часть перегородки 26 соединена 5 отогнутыми фланцами с верхними несущими элементами 21. По обеим сторонам нижней части перегородки 26 выполнены средние участки надколесных ниш в виде боковых сферических частей 27 и 28. Таким образом, надколесная ниша образована передней частью элементов 6 и 7, средней частью элементов 6 и 7, средней частью указанных сферических частей 27 (или 28), принадлежащих перегородке 26, и задней частью 19, принадлежащей полу 12.

Нижний отогнутый под углом фланец соединения перегородки со щитком продолжается по нижнему торцу боковых сферических частей 27 и 28 и находится с ними s одной наклонной .плоскости, образуя плоскую поверхность, соответствующую базовой направляющей поверхности F основания и в сборе состыкованную с ней.

Роль связующего элемента, позволяющего придать жесткость такому крупному узлу, как мотоотсек, выполняют 30 боковые вертикальные стенки 29, к которым отогнутыми фланцами присоединены боковые сферические части

27 и 28 в перегородке 26, элемент 23 переднего щитка,с элементом 24, поперечина 25 и верхние несущие элементы 21, при этом боковые вертикальные стенки 29 закрывают открытое в боковую сторону коробчатое сечение верхних несущих элементов 21. В из- 40 вестных конструкциях боковые вертикальные стенки являются деталями, принадлежащими боковие кузова, а не его передней части.

Узел мотоотсека содержит также металлические листовые детали 30, закрывающие с. торца коробчатое сечение верхних несущих элементов 21, вертикальные передние стойки 31, соединенные с поперечной листовой металлической палкой 22, боковые передние стойки 32, присоединенные к верхним несущим элементам 21, нижние косынки 33, присоединенные к

55 перегородке 26 и находящиеся в одной плоскости с нижним фланцем соедине" ния перегородки 26 и элемента 23 переднего щитка, и боковую косынку 34.

Поверхности 5 перегородки 26 являются ограничительными фиксационными поверхностями прилегания мотоотсека к основанию, расположенными под углом к базовой направляющей поверхности F. B предлагаемой конкретной конструкции угол между поверхностями S и Р выбран прямым.

Конструктивное решение мотоотсека продиктовано возможностью размеv щения силового агрегата в пространстве 35, отопительно-вентиляционной установки и аккумуляторной батареи в пространстве 36, оптических элементов фар в пространстве 37. Детали мотоотсека служат также для размещения дополнительных устройств автомобиля — петель 38 крышки капота (не показана) на верхнем несущем элементе 21, кронштейна 39 привода стеклоочистителя и кронштейна рулевого вала 40 на переднем щитке кузова (см . фиг. 1 и 3), кронштейнов 41 и

42. бачка омывателя ветрового окна на перегородке кузова. Кроме того, к нижним косынкам 33 может прикрепляться рулевой механизм реечного типа.

Листовая накладка 45 закрывает часть коробчатого сечения. верхнего несущего элемента 21. Верхняя косынка 44 связывает чашеобразные элементы 8 с перегородкой 26.

Сборка предлагаемой конструкции производится в следующей последовательности.

Вначале собирают основание кузова, затем (или параллельно) мотоотсек, после чего производят их соединение между собой.

Сборку основания (см. фиг. 2) начинают со сборки лонжеронов 1. Каждый лонжерон соединяют с передним листовым элементом 5, кронштейном 9, внутренним элементом 7 передней части надколесной ниши, предварительно сое диненным с элементом 6 надколесной ниши и чашеобразным элементом 8, косынкой 20 и задним листовым элементом 11, подсобранным с коробчатой штампованной деталью 16. Далее передние торцы лонжеронов 1 соединяют с внутренней частью переднего несущего элемента 3, к которому заранее присоединены нижние вертикальные угольники 4. После этого производят присоединение переднего несущего элемента 2 к внутренней части 3 (см.фиг. 11), причем элемент 2 предварительно под996253

8 собирают с продольным несущим элементом fO который присоединяют к передней части надколесной ниши б (см. фиг. 2). Основными фиксационными точками при сборке являются точ- 5 ки t и К, а также отверстия листовых косынок 20, расположенных в плоскости Г.

Параллельно производят сборку листовой металлической панели пола

12 с поперечным усилителем 15, боковыми несущими элементами 14 и усилителем 15 (см. фиг. 2), а также элементами задней части пола (не показаны). Затем производят соединение 15 панели пола в сборке с подсобранными в узел лонжеронами. Задние участки лонжеронов 1 с листовыми элементами

11 и коробчатая деталь 16 своими верхними фланцами, а листовые косын- 20 ки 20 своими задними отогнутыми вниз фланцами присоединяют к панели пола ,12 (см. фиг. 7-10 и 12), при этом боковую часть 17 коробчатой детали

16 соединяют с боковым несущим элементом 14 (см. фиг. 2, 7, 8 и 9).

Подсборку лонжеронов, панели пола и передних частей надколесных ниш производят на отдельных позициях (параллельно), а сборку лонжеронов с передним несущим элементом и полом производят на одной сборочной позиции.

Сборку мотоотсека также производят из предварительно подсобранных узловперегородки в сборе, переднего щит35 ка, верхних несущих элементов.

Перегородку 26 подсобирают с боковыми сферическими частями 27 и 28, нижними косынками ЗЗ боковой косынЭ

40 кой 34, дополнительными мелкими кронштейнами 41. и 42. Элементы 23 переднего щитка подсобирают с его левой частью элементом 24 (см. фиг. 9),лис— товой штампованной поперечиной 25, 45 кронштейнами 39 и 40 (см.фиг. 3 и 10 ) ерхний несущий элемент 21 подсобирают с металлическими листовыми деталями 30, а также с какими-либо крепежными элементами для возможной

50 установки в задней части петель 38 крышки капота. Далее на одной сборочной позиции производят сборку мотоотсека. Перегородку 26 соединяют с элементами 23 и 24 щитка (см. фиг. 3, 5 и 10), верхние несущие

55 элементы 21 соединяют с перегородкой 26, с элементами переднего щитка и поперечиной 25, Передними торцами верхние несущие элементы 21присоединяют к поперечной листовой металлической полке 22, снабженной передними вертикальными стойками 31. Боковые вертикальные стойки 32 присоединяют к указанным элементам 21.

Окончательной операцией сборки мотоотсека является установка боковых вертикальных стенок 29, к которым боковыми отогнутыми фланцами присоединяют элемент 23 средкего щитка, сферические части 27 и 28 перегородки 26 и поперечину 25, и, кроме того, вертикальными фланцами— элементы 21 (см. фиг. 3 и 9).

Фиксационными точками являются отверстия в нижних косынках 33, находящихся в плоскости F.

Сборка основания и мотоотсека, произведенная точечной контактной электросваркой, гозволяет приступить. к завершающей стадии сборки передней части кузова — соединению вышеописанных двух крупных узлов между собой, Мотоотсек подводят к основанию со стороны листовой металлической панели пола 12 до упора отогнутых флакцев внутренних элементов 7 надколесной ниши в ограничительную фиксационкую поверхность S перегородки 26, после чего производят сов- мещение косынок 33 и 20 и фланцев элемента 23 переднего щитка и перегородки 26 с передним фланцем листовой металлической панели пола 18.

Эту задачу упрощает тот факт, что указанное совмещение косынок и щитка с полом происходит по плоским базовым поверхностям F, так как нижняя линия элементов 23 переднего щитка является геометрическим продолжением верхней линии средней части лонжерона i и является прямои, принадлежащей плоскости F (см,фиг. 4).

Положение мотоотсека относительно основания фиксируют по отверстиям в упомянутых листовых косынках.

Соединение косынок 30 и 20 (см. фиг. 10) и фланцев элементов 23 переднего щитка и перегородки 26 с листовой металлической панелью пола

11 (см. фиг. 5) производят точечной сваркой, а соединение косынок 33 с продольными несущими элементами — дуговой электросваркой через специальные отверстия в них (см. фиг. 1 и 3).

9 99625

Верхний отогнутый под углом фпанец листовой панели пола 12, выполненный на ее боковых участках, соединяют с боковыми сферическими частями 27 и 28 перегородки 26 (см.фиг.9). 5

Вертикальные боковые стенки 29 соединяют с указанными боковыми участками панели пола 12, боковыми несущими элементами 14, боковыми частями 17 коробчатых штампованных 10 элементов 16 точечной сваркой и с усилителями 15 бокового несущего эле" мента 14 — дуговой электросваркой (см. фиг. 4, 7 и 8) .

Боковые фланцы чашеобразных эле- 15 ментов 8 соединяют с верхними несущими элементами 21, а их задние фланцы — с перегородкой 26 (см. фиг. 3 и 6). Листовые металлические детали 30 соединяют нижними фланцами с передними частями надколесных ниш 6 (см. фиг. 3), после чего открытое в боковую сторону коробчатое еечение .верхнего несущего элемента 17 закрывают листовой штампованной накладкой 43 (см. фиг. 3, 4 и 6), присоединяемой к листовой детали 30 своим передним отогнутым фланцем и к переднему фланцу боковой вертикальной стенки 29 — своим задним отогнутым 30 фланцем (см, фиг. 3).

Соединение внутренних элементов

7 передних частей надколесных ниш с перегородкой 26 происходит следующим образом: задний отогнутый фланец части внутреннего элемента 7, расположенного справа, соединяют с перегородкой 26 (cM ° фиг. 3), а часl0 ти внутреннего элемента, расположенного слева, соединяют с боковой косынкой 34 (см. фиг. 4).

Вертикальные передние стойки 31 соединяют с нижними вертикальными угольниками 4, а боковые передние стойки 32 — с продольными элементами 19 (см. фиг. 3 и 4) °

Заключительной операцией сборки передней части кузова является установка верхних косынок 44, связывающих чашеобразные элементы 8 с перегородкой 26 (см. фиг. 3, 6 и 10).

Такая последовательность сборки передней части кузова транспортного средства позволяет сохранить неизменными размеры, обеспечивающие точность установки телескопического устройства передней подвески, После сборки производится сверление установочных отверстий N с использованием специального приспособления.

Система отверстий N обеспечивающих становку телескопического устройства передней подвески, занимает единственно возможное положение, заданное конструкцией, при этом размер G постоянен на протяжении всего процесса сборки.

Таким образом, предлагаемая кон1 струкция кузова транспортного средства позволяет быстро и точно собрать его посредством контактной точечной сварки, легко поддающейся автоматизации, а переднюю часть кузова вЂ, из двух основных предварительно собранных узлов — мотоотсека и основания.

996253

Фиаff

ФиаЯ

Редактор С. Титова Техред.Л,Мартяшова

КорректорЛ. Пилипенко

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 323/2 Тираж 601 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Кузов транспортного средства Кузов транспортного средства Кузов транспортного средства Кузов транспортного средства Кузов транспортного средства Кузов транспортного средства Кузов транспортного средства Кузов транспортного средства Кузов транспортного средства Кузов транспортного средства Кузов транспортного средства Кузов транспортного средства Кузов транспортного средства Кузов транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано при изготовлении кузова, например, легкового автомобиля

Изобретение относится к конструкции задней части кузова автомобиля, а именно к формированию проема двери задка

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к конструкции передней части транспортного средства с устройством крепления осветительного прибора, в частности фары

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно передней части кузова автомобиля

Изобретение относится к автомобилестроению, и касается конструктивного выполнения передней или задней частей транспортного средства, имеющих угловые указатели поворота

Изобретение относится к передней части кузова транспортного средства, в частности к облицовке фар, и направлено на технологичность сборки узла, увеличение надежности крепления облицовки фары, на вынос элементов фароочистки за пределы энергоемкой зоны

Изобретение относится к передней части кузова автомобиля, в частности к защитной накладке, размещенной в нижней части ветрового стекла
Наверх