Рулевая колонка транспортного средства


B62D1/189 - Самоходные транспортные средства; прицепы (управление или направление вдоль желаемой колеи сельскохозяйственных машин и орудий A01B 69/00; колеса, ролики, оси, способы и средства для увеличения силы сцепления колес с поверхностью дороги B60B; шины, накачивание, смена или ремонт шин B60C; сцепные устройства B60D; транспортные средства, приспособленные для передвижения по рельсам и дорогам, амфибии, преобразуемые транспортные средства B60F; подвески B60G; отопительные, холодильные, вентиляционные и прочие устройства для обработки воздуха в транспортных средствах B60H; двери, окна, ветровые стекла, раздвижные крыши и подобные устройства, защитные покрытия для временно неиспользуемых транспортных средств B60J; силовые установки, вспомогательные приводы, трансмиссии,

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Соитз Советских

Социалистических

Республик (»)1002177 (6l ) Дополнительное к авт. сеид-ву М 471232 (22) Заявлено 29 12. 81 (21) 3373566/27-11 (51)М. Кл. с присоединениеат заявки М

В 62 0 1/18

Гееударстеелкмх квинтет

СССР (23)Приоритет (53) УДК 629 113. .О 14.5(088.8) Опубликовано 07. 03. 83. Бюллетень М 9 ао делам кзебретеккй и етхрытий

Дата опубликования описания 10.03.83

В.А. Гусенко, Е.H. Капотин и AjC Шутиков (72) Авторы изобретения

1 (71) Заявитель (54) РУЛЕВАЯ КОЛОНКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым колонкам управления поворотом машины.

Известна рулевая колонка транспортного средства из авт. св.

11 471232, содержащая зубчатый сектор, входящую в зацепление с ним зубчатую рейку, сферический шарнир, связывающий рейку с огранами управления, и корпус, установленный в опорах.

Однако эта конструкция имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что в процессе изготовления трудно обеспечить оптимальный зазор в зацеплении из-за разброса допусков, а в эксплуатации практически невозможно обеспечить приработку зубьев сектора и рейки без роста зазора в зацеплении. Невозможность восстановления оптимального зазора приводит к интенсивному возникновению динамических нагрузок в. зубчатом

2 зацеплении, опасности разрушения зубьев и неуверенности в четкой управляемости машины из-за неприятного люфта на рукоятках штурвала, и, следовательно, к снижению надежности устройства.

Кель изобретения - повысить надежность работы узла путем обеспече" ния бесступенчатой регулировки зазора в зацеплении зубчатого сектора и рейки.

Это достигается тем, что в устройстве по авт. св. и 471232 втулка выполнена эксцентриковой с лысками на одном конце под ключ и с цанговым зажимом на другом конце для фикса" ции ее в корпусе, выполненным в виде конической пробки, входящей в конический раструб, расточенный на конце эксцентриковой втулки с радиалью ными прорезями, при этом конический раструб и коническая часть пробки закрыты полой цапфой, установленной в одной из опор и взаимодействующей

3 10021 с конической пробкой с помощью резьбы, а в корпусе установлен регулируемый упор с шариковым подпятником, взаимодействующий с центром поворота зубчатого сектора.

На фиг. 1 показана предлагаемая рулевая колонка с разрезом, общий вид, на фиг. 2 - разрез по оси зубчатой рейки.

Рулевая колонка имеет корпус 1, о в котором установлен вал 2 в подшипниках 3. Один конец вала связан передачей со штурвалом 4, а на другом конце вала установлен зубчатый сектор 9. Сектор находится в зацеплении с рейкой 6, установленной во втулке 7, которая выполнена эксцент- риковой с лысками 8 на одном конце под ключ и с цанговым зажимом на другом конце для фиксации ее в корпусе. р

Зажим выполнен в виде конической пробки 9, входящей в конический раструб 10, расточенный на конце эксцентриковой втулки 7 с радиальными прорезями ll. Конический раструб 10 И и коническая часть пробки 9 закрыты полой цапфой 12, установленной в одной из опор 13 и взаимодействующей с конической пробкой 9 с помощью резьбы 14. В корпусе установлен регупируемый упор 1$ с шариковым подпятником 16, взаимодействующим с центром 17 поворота зубчатого сектора 5.

При изменении углового положения колонки поворот корпуса 1 относитель35 но опоры 13 происходит с одной стороны на цапфе 18 эксцентриковой втулки 7, с другой - на полой цапфе 12, которые вращаются на втулках 19, закрепленных на опоре 13 винтами 20.

Регулировка зацепления производится следующим образом.

Поворотом эксцентриковой втулки

7 за лыски 8 зубчатая рейка 6 прибли"

4$ жается к зубьям сектора 5 за счет эксцентриситета P. на величину минимального зазора, при котором обеспечивается работа зацепления без заеданий. Удерживая ключом втулку 7 в этом положении производится ввертыt вание пробки 9 в резьбу полой цапфы 12. При этом лепестки конического раструба 10 раздвигаются конической частью пробки 9 и фиксируют втулку 7 относительно цапфы 12 и следовательно относительно корпуса I.

Совмещение середин зуба сектора с серединой зуба рейки производится упором в центр 17 шарикового подпятника 16, перемещаемого регулируемым упором 15.

Технико-экономический эффект предложения заключается в упрощении технологии изготовления рулевой колонки за счет применения деталей, не требующих высокой точности изготовления. Кроме того, в результате бесступенчатой регулировки зазора в зацеплении зубчатого сектора и рейки обеспечивается четкая управляемость машины, а значит говышается эксплуатационная надежность машины. Проведение испытания рулевой колонки с описанным устройством подтвердили ее повышенную надежность и упрощение регулировки зацепления зубчатого сектора с рейкой. Этот эффект явился существенным основанием для принятия решения об использовании описанного устройства в известной рулевой колонке по авт. cs. N 471232, находящей1 ся в настоящее время в производстве.

Формула изобретения

Рулевая колонка транспортного средства по авт. св. 11 471232, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения более точной регулировки зацепления зубчатого сектора с рейкой, втулка выполнена эксцентриковой с лысками под ключ на одном конце и с цанговым зажимом на другом конце, при этом конический раструб, выполненный с радиальными прорезями, и коническая часть пробки закрыты полой цапфой, установленной в одной из опор и взаимодействующей с конической пробкой посредством резьбы, а в корпусе установлен регулируемый упор с шариковым подпятником, взаимодействующий с центром поворота зубчатого сектора.

1002177

1002177

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная

Составитель В. Ионова

Редактор Г. Прусова Texpeg О.Неце Корректор Г. Огао

Заказ l705/7 Тираж 655 Подписное

ВНИИХИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll +03(Mocxaa N-Я Разовская наб. 8. 4/

Рулевая колонка транспортного средства Рулевая колонка транспортного средства Рулевая колонка транспортного средства Рулевая колонка транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к соединительному устройству рулевого управления для автодорожного транспортного средства, например, для городского общественного транспорта

Изобретение относится к системам автоматического управления направлением движения транспортного средства вдоль одного направляющего рельса

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рабочему месту водителя, в частности, линейных автобусов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных средств, например легковых автомобилей, и предназначено для установки его на панели приборов с учетом требований активной и пассивной безопасности

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств, преимущественно автомобилей, погрузчиков, тракторов

Изобретение относится к автомобильному оборудованию и обеспечивает контроль состояния агрегатов и блоков, адекватное воздействие на них и предотвращение угона

Изобретение относится к автомобильному оборудованию и обеспечивает контроль состояния агрегатов и блоков, адекватное воздействие на них и предотвращение угона

Руль // 2168436
Изобретение относится к объектам автомобильного производства

Изобретение относится к автомобилестроению
Наверх