Фрикционная дисковая муфта

 

ФРИКЦИОННАЯ ДИСКОВАЯ МУФТА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с фрикционными дисками, смонтированными между опорным и нажимным Дисками, и расположенные между дисками упругие элементы, топшина которых больше толщины фрикционных дисков, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения плавности включения, она снабжена упорсмм , смонтированным на ведущей полумуфте на расстоянии от ближайшего диска сжатого пакета 4 рикционных дисков, равном суммарному зазору между дисками в свободном состоянии.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

ЭМЛ Яй

РЕСПУБЛИК gory Ф 16 D 13/52

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ .

Ю

С0 (Ь

QO

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2962471/25-27 . (22) 17.07,80 (46) 23.03.83. Бкщ, М 11

; (72) A. С. данченко и В. А. Зайцев (71) Челябинский филиал Государственно-го союзного научно-исследовательского тракторного института, (53,) 62 1.825.54(088.8) (56) 1, Авторское свидетельство 0ССР

N 539183, кл; Р 16 D 13/56, 1972, 2. Авторское свидетельство СССР

% 531942, sa, Р 16 Q 13/52, 1971, (прототип). (54) (57) ФРИК11ИОННАЯ ДИСКОВАЙ

„.SU„„1006814 Д

МУФТА, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с фрикционными дисками, смонтированными между опорным и нажимным дисками, и расположенные между дисками упругие элементы, толщина которых больше толщины фрикционных дисков, о тл и ч e ю ш а я с я тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения плавности включения, она снабжена упором, смонтированным на ведущей полумуфте на расстоянии от ближайшего диска сжатого пакета фрикционных дисков, равном суммарному зазору между дисками в свободном состоянии.

1 1006814 2 ится к машнностро- диском2 и ведомыми дисками тренияЗ,а устройствам для пе- ведущие диски трения 4 - с ведущей полумуфтой-барабном 5. Между ведомыми иная дисковая муфта, дисками тренияЗ,ведомым барабаном 1 и муфты, вэаимодейст 5 ведомым нажимным диском 2 расположеионные диски с упо- ны упругие элементы 6, толщина котове между ними набо- рых больше толщины дисков, выполненв (1$ ные в виде гофрированных кольцевых прумуфты явпяется жин и ориентирукзпие ведомые диски трен, так как диски тй ния 3 относительно ведомого барабана 1 пругих элементов. в определенном положении и на равном по технической суш- расстоянии друг от друга. На ведущей является фрикци- попумуфте 5 установлены упоры 7, меж, содержашая.веду- ду которыми расположены ведущие диски фты с фрикционны- 15 трения 4, соединенные с ним через шлиованными Me_#_Qly опор- цы, и упругие элементы 8, Ориентируюками, и расположен- шие ведущие диски трения 4 относительгие элементы, топ- но ведущей полумуфты 5. также в опредетолшины фрикцион- ленном положении и также на равном растф стоянии друг от друга. стной муфты .являет- Расстояние между поверхностями треиз-за жесткого . ния ведомых дисков трения равно расстоянию между поверхностями трения веду— повышение. надеж- ших дисков трения. ия плавности вклю- д Ведомая попумуфта 1 кинематически связана с ведущей полумуфтой 5 так, что достигается т ем, после сборки исключается возможность овая муфта, содержа их осевого перемещения Apyr относителью полумуфты с но друга., смоцтированные 5в В процессе сборки обеспечивается равмным дисками, и ное расстояние между поверхностями треними упругие эле- ния ведущих и ведомых дисков трения, ых больше толщины образующих пары трения, снабжена упором, В первом варианте конструктивйого душей полумуфте

35 исполнения муфты (фиг. 1) ведбмый опоржайшего диска сжа- . ный диск 9 выполнен конструктивно за ных дисков, равном, одно целое с ведомой полумуфтой 1.

Изобрел.ние отттос ению, в частности к редачи вращения, Известна фрикцио содержащая две полу вуюшие через фрикц реми, и распопоженнь ры упругих элементо

Недостатком этой сложность конструкци разводятся набором у

Наиболее близкой ности к изобретению онная дисковая муфта шую и ведомую полуму ми дисками, смонтир ным и нажимным дис ные между ними упру шина которых больше . ных дисков E23

Недостатком иэве ся низкая надежность включения.

Цель изобретения ности путем увеличен чения.

Поставленная цель что фрикционная диск щая ведущую -и ведому фри кционными дисками между опорным и нажи расположенные между менты, толщина котор фрикпионных дисков, смонтированным на ве на расстоянии от бли того пакета фрикцион суммарному зазору между дисками в свободном состоянии.

На фиг. 1 изображена предлагаемая фрикционная муфта в разрезе, где опорный диск конструктивно выполнен за опно целое с ведомым барабаном; на фиг.2то же, где опорный диск кинематически связан с ведущим барабаном,на фиг. 3—

45 кинемвтическвя схема представленной на фиг. 1 муфты в выключенном состоянии; на фиг. 4 - то же, в первом этапе вклк чения; на фиг. 5 - то же,во втором этапе включения; на" фиг. 6 - то же, во включенном состоянии; на фиг. 7 — кине50 матическая схема представленной нв фиг. 2 муфты в выключенном состоянии; на фиг. 8 — то же, в первом этапе включения; на фиг. 9 — то же, во втором этапе включения.; на фиг. 10 — то же, во

5$ включенном состоянии.

Ведомая попумуфта-барабан 1 через нытицы соединена с ведомым нажимным. Во втором варианте конструктивного исполнения муфты (фиг. 2) ведущий опорный диск 10 кинематически связан с веЯушей попумуфтой 5 и в частном случае может быть выполнен конструктивно за оп8о целое с ним. ,0ля включения муфты нажимной диск

2 (фиг. 1, 2 или фиг. 3, 7) перемешается в осевом направлении.

На первом этапе включения муфты (фиг. 1 и 2) нажимной диск 2 перемешается до соприкосновения с первым ведушим диском 4 (фиг. 4 и 8). При этом основное усилие от нажимного диска передается на все ведомые диски трения 3 через упругие элементы 6. На этом этапе включения муфты ведущие диски трения

4 не перемешаются, а ведомые диски трения 3, переместившись под воздействием упругих элементов 6,. занимают промежуточное положение с гарантированным за814 4

Заканчивается третий этап включения муфты тогда, когда полностью выбраны зазоры между поверхностями трения ведомых 3 и ведущих 4 дисков трения, На четвертом этапе включения муфты (после полного выбора зазоров между поверхностями трения) пакет дисков 3 и 4 сжимается величиной осевого усилия, обеспечивающего требуемый коэффициент запаса муфты по крутящему моменту.

Процесс выключения муфты протекает в обратной последовательности и также условно может быть разбит на четыре этапа как и процесс включения.

Первый этап1 когда снижается осевое усилие сжатия йакета дисков 3 и 4, что обуславливает снижение коэффициента запаса муфты по крутящему моменту, так как в работе остаются две или четыре пары трения (в зависимости от конструктивного исполнения).

Второй этап когда под воздействием упругих элементов 6 и 8 при снижении < нажимного усилия разводятся диски трения 3 и 4 так, что остается в работе одна пара трения.

Третий этап когда дальнейшее уменьшение нажимного усилия приводит к полному выключению из работы последней пары трения между нажимным диском 2 и ведущим диском трения 4. При этом веду.— щий диск трения 4, ближайший к нажимному 2, упираетоя в упор 7 (фиг. 1, 2), ограничиванмции дальнейшее осевое перемещение ведущих дисков 4.

Четвертый этап, когда нажимной диск

2 под воздействием упругих элементов 6, расположенных между ведомыми дисками трения 3, отжимается в исходное поло. жение, а диски трения разводятся ими так, что между поверхностями трения ведомых и ведущих дисков устанавливаются равные зазоры.

При сборке упругие элементы устанавливаются в предварительно поджатом состоянии, Обеспечение частоты выключения. повышает надежность муфты, позволяет исключить потери мощности в выключенных муфтах и повысить таким образом КПД трансмиссии.

Поэтапное (последовательное) включение в работу пар трения обеспечивает плавное включение муфты, что способствует снижению- динамических нагрузок на элементы трансмиссии при трогании, переключении передач и реверсирование, что способствует увеличению надежности и долговечности машины в целом.

3 1006 эором между поверхностями трения ведущих и ведомых дисков трения (фиг. 4 и 8).

Крутящий момент на этом этапе включения обоих вариантов муфт не передается, так как выбирается зазор между нажимным диском 2 и ближайшим к нему ведущим диском трения (фиг. 4, 8).

На втором этапе включения муфты перемещения нажимного диска 2 обеспечивает передачу осевого усилия как на ве- tO домые диски трения 3 через расположенные между ними упругие элементы 6, так и на ведущие 4. В этом случае нажимной диск 2 давит непосредственно на ближайший к нему ведущий диск трения t$

4, обеспечивая передачу крутящего момента посредством одной пары трения.

Остальные. ведущие диски 4 перемешаются под воздействием осевого усилия, передаваемого через расположенные между щ ними упругие элементы 8, и в передаче крутящего момента не участвуют, так как сохраняется гаранитрованный зазор между поверхностями трения ведущих 4 и ведомых 3 дисков трения. 2$

Заканчивается второй этап включения муфты тогда, когда зазор между опорным диском 9 (фиг. 5) или 10 (фиг. 9 ) и ближайшим к нему ведущим диском трения 4 (фиг. 5) или ведомым диском тре- 3й ния 3 (фиг. 9) полностью выбран. Зазор между остальными поверхностями трения изменяется, но не выбирается полностью в первом варианте конструктиыюго исполнения муфты (фиг. 5) или выбирается полностью только с одной стороны дисков

3$ трения во втором варианте конструктивного испопненйя муфты (фиг. 9). Крутящий момент на этом этапе включения муфты передается одной парой трения (меж-

46 .ду нажимиым диском 2 и ведущим диском трения 4) и его величина зависит от реактивного усилия сжимаемых упругих элементов 8, расположенных между ведущими дисками трения 4.

4$

На третьем этапе включения муфты в работе участвуют две пары трения в первом варианте конструктивного исполнения муфты (фиг. 5) или четыре пары трения во втором варианте конструктивного исполнения (фиг. 9) °

Величина передаваемого участвующими в работе парами трения крутящего момента по мере перемещения нажимного диска 2 также как и на втором этапе включения определяется реактивным усилием сжимаемых упругих элементов 8, расположенных между ведущими дисками, трения 4.

1006814

1006814

1006S14

1006814

4cre.7

10 з

ВЯИИЛИ Заказ 2091/58 Тираж 923 Подписное

Филиал ППП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная дисковая муфта Фрикционная дисковая муфта Фрикционная дисковая муфта Фрикционная дисковая муфта Фрикционная дисковая муфта Фрикционная дисковая муфта Фрикционная дисковая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента от ведущего вала к ведомому

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для трансмиссий транспортных средств, а именно для выключения сцепления при переключении передач

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гидроуправляемым фрикционным муфтам коробок передач транспортных средств, преимущественно тракторов

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх