Фрикционная муфта

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (894242

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6i ) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлено 300879 (21) 28!3385/25-27 (51) M. Кл.

F 16 D 13/52 с присоединением заявки РЙ

ГюаудаРстааииый камнтет (26) Приоритет до делам изобретений и открытий

Опубликовано 30.1 281. Бюллетень И1е 48

Дата опубликования описания 30.12.81 (53) УДК 621.825. .54(088,8) Э,П. Выборнов, 10.С. Середняков, И.В. Иванив и В.И. Панченко (72) Авторы изобретения

БНБляст".:.Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (7!) Заявитель (54) ФРИКЦИОННАЯ МуфТА

Изобретение относится к машиностроению,в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, сжимае5 мые поршнем (1).

Недостатком муфты является большой расход рабочей жидкости, Наиболее близкой к предлагаемой

10 является фрикционная муфта, содержащая корпус с опорным и фрикционными дисками и гидроцилиндром управления с подпружиненным по оси поршнем со сливным отверстием, расположенным

15 против фрикционных дисков 1 2 ).

Недостатком данной муфты является большое .усилие включения.

Цель изобретения — уменьшение усилий включения.

Поставленная цель достигается тем,что во фрикцонном диске, обращенном к поршню, выполнены отверстия, а на контактирующей с ним поверхности поршня выполнен паз, сообщающийся с атмосферой, при этом минимальное расстояние по дуге окружности между сливным отверстием и пазом больше ширины отверстия во фрикционном диске.

На фиг. 1 изображена фрикционная муфта, разрез; на фиг. 2 — сечение

А-A на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение

Б-Б на фиг. 1..

Муфта содержит корпус 1 с подпружиненным относительно него отжимными пружинами 2 поршнем 3 гидроцилиндра управления, имеющим сливное отверстие 4, перекрываемое фрикционными дисками 5, 6 и 7. Во фрикционнои диске 5 по окружности на радиусе расположения сливного отверстия выполнены отверстия 8, а на соседней с диском

5 фрикционной поверхности 9 выполнен паз 10, сообщающийся с атмосферой.фрикционные диски расположены между поршнем 3 и опорным диском 11. формула изобретения фрикционная муфта, содеРжащая корпус с опорным и фрикционными .дисками и гидроцилиндром управления с подпружиненным .по оси поршнем со сливным отверстием, расположенным против фрикционных дисков, о т л и ч а ю.щ а я с я тем, что, с целью уменьшения усилия включения, во фрикционном диске, обращенном к поршню, выполне3

89424

Расстояние между пазом 10 и сливным отверстием по дуге окружности радиуса Й больше ширины h отверстия. Муфта работает следующим образом.

При включении муфты (фиг. 1) жид- 5 кость под давлением подается в гидравлический .силовой цилиндр, образованный корпусом 1 и поршнем 3. Под действием давления жидкости поршень

3 начинает двигаться, сжимая отжимные,пружины 2 и пакет дисков 5, б и 7.. Под действием сил трения скорость дисков синхронизируется.Сливное отверстие 4, предназначенное для слива жидкости при выключении муфты, имеет небольшое проходное сечение, поэтпму слив через чего во время включения муфты не оказывает существенного влияния на процесс включения. Если после синхронизации фрик- 2ф ционный диск 5 установится таким образом,что отверстие 8 совпадает со сливным отверстием 4, то в этом случае жидкость не будет вытекать из гидравлического силового цилиндра, 25 так как паз 10, сообщающийся с атмосферой, смещен относительно сливного отверстия на расстояние большее ширины отверстия 8.

При выключении муфты (фиг.1) в 1щ случае перехода с одной передачи на другую магистраль подвода жидкости выключаемой фрикционной муфты, соединяется с атмосферой. 8 силовом гидРавлическом цилиндре выключаемой фрикционной муфты остается давление, обусловленное центробежным давлением. жидкости.

Обычно сила, действующая на поршень от центробежного давления жидкости, больше силы отжимных пружин 2, и поршень остается непожвижным, сжимая фрикционные диски 5, 6 и 7. Одновременно давление в гидравлическом силовом цилиндРе включаемой фрикционной муфты быстро нарастает и,. наконец, момент трения в ней (приведенный к валу выключаемой фрикционной муфты) становится больше момента трения выключаемой фрикционной муфты. Вследствие этого в выключаемой муфте диск

5 начинает проскальзывать относительно поршня 4.При этом отверстия 8 поочередно движутся мимо сливного отверстия 4, заполняясь при этом

55 жидкостью. Двигаясь дальше, отверстия

8 соединяются с пазом 10, который выходит в атмосферу. Жидкость из отверстия 8 попадает в паз 10 и затем

2 4 в атмосферу, Так поочередно каждое отверстие 8 переносит жидкость от сливного отверстия к пазу 10, соединенному с атмосферой. При этом радиус, на котором находится уровень свободной поверхности жидкости в гидравлическом силовом цилиндре, увеличивается, а сила центробежного давления жидкости на поршень падает.

8 некоторый момент сила центробежного давления станет меньше силы отжимных пружин и поршень начнет двигаться, освобождая при этом фрикционные диски. Процесс выключения муфты закончится, когда поршень 3 прижмется к корпусу 1.

Некоторое отличие представляет случай выключения муфты при переходе с передачи на нейтраль. 8 этом случае, если после соединения магистрали подвода с атмосферой обороты двигателя и обороты колес автомобиля, приведенные к одному валу, совпадают, то муфта остается включенной и вращается со

-скоростью трансмиссии. Если обороты не совпадают (например, водитель резко уменьшил подачу топлива или затор.мозил), то вследствие динамического момента, возникающего в муфте из-эа разных угловых ускорений ведомой и ведущей частей, произойдет проскальзывание фрикционных дисков 5 и 7 относительно дисков 6 и поршня 3. После проскальзывания процесс слива будет происходить аналогично уже описанному процессу выключения муфты при переходе с одной передачи на другую.

Предлагаемая конструкция фрикционной муфты позволяет устранить недостатки, присущие фрикционным муфтам с ,шариковыми клапанами или муфтам с постоянно открытыми сливными отверстиями.Эта муфта имеет также преимущество перед муфтой с перекрываемыми .сливными отверстиями, так как позволяет уменьшить затраты нажимного усилия на сжатие отжимных пружин.

894242 ны отверстия, а на поверхности поршня выполнен паз, сообщающийся с атмосферой, при этом минимальное расстояние по дуге окружности между сливным отверстием и пазом больше ширины отверстия во фрикционном диске.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Гапоян Д,Т. фрикционы автоматических коробов передач. М,, "Машиностроение", 1966, с. 107, рис. 50в.

2. Патент США N 3470988, кл . 192- 87.15, 1969 (прототип) .

894242

Составитель И. Яцунов

Редактор И. Тыкей Техред 3. Фанта Корректор В. Бутяга

Заказ 11427/55 Тираж 1009 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 721602

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента от ведущего вала к ведомому

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для трансмиссий транспортных средств, а именно для выключения сцепления при переключении передач

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гидроуправляемым фрикционным муфтам коробок передач транспортных средств, преимущественно тракторов

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх