Фрикционная муфта

 

Союз Соеетскни

Соцналнстнческни

Республнк

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 020480 (21) 2903851/25-27 (53) М. Кд.з с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

F 16 0 13/52

Государственный комитет

СССР о делам изобретений и открытий

{53) УДК 6?1. 825. .54 (088.8) Опубликовано 150182.Бюллетень ¹ 2

Дата опубликования описания 15,0182 (72) Авторы изобретения с

Я.И. ПРоць, Б.М. Гевко и И.M. Ткачук

- :"-- : .я

Э

i

Тернопольский филиал Львовского ордена Ленйна политехнического института им.Ленинского !комсомола .,....; - „: и Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт светотехнической промышленносгц ."" : (I (71) Заявители (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

И з об ре те н не от носи тся к маши нос троению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является фрикционная муфта, содержащая подпружиненную по оси ведомую полумуфту с фрикционными накладками и ведущую полумуфту с фрикционными накладками и фланцем, установленным с кольцевым коническим зазором и образующим с ней камеру, соединенную с источником сжатого воздуха (1) .

Недостатком данной муфты являются низкие эксплуатационные характеристики °

;Цель изобретения — повышение эксплуатационных характеристик. Поставленная цель достигается тем, что муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через фрикционные накладки, снабжена дополнительным фланцем, закрепленным с кольцевым коническим зазором на ведомой полумуфте, а последняя выполнена с углублением, образующим совместно с дополнительным фланцем дополнительную камеру, соединенную с источником сжатого воздуха, а фрикционные накладки выполнены секторными и расположены на торцах полумуфт концентрично.

На.фиг. 1 показана фрикционная муфта; на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1.

Муфта содержит ведущую полумуфту

1 и две ведомые полумуфты левую 2 и правую 3, при этом ведущая полумуфта 0 1 жестко, например с помощью шпонки

4, соединена с валом 5, а обе ведомые полумуфты 2 и 3 свободно установлены на валу и подпружинены пружиной 6. С обеих сторон на торцовых поверхностях ведущей полумуфты 1 выполнены соосно центральному отверстию выточки, в которых винтами 7 укреплены конические фланцы — тарелки 8 и

9, образующие соответственно камеры 10 ,и 11,кольцевые конические зазоры 12 и 13, На торцовых поверхностях ведомых полумуфт 2 и 3 выполнены цилиндрические углубления — выточки большего диадиаметра, а в них установлены дополнительные конические фланцы — тарел25 ки 14 и 15, которые образуют дополнительные камеры 16 и 17 и кольцевые конические зазоры 18 и 19. Таким образом, кольцевые зазоры ведомых полумуфт 2 и 3 выполнены охватывающими

30 кольцевые зазоры ведущей полумуфты.

89 8163

Каждая из камер 10 и 11 ведущей полумуфты 1 и камер 16 и 17 ведомых полумуфт индивидуально соединена с источником сжатого воздуха. Например, камера 17 соединена посредством радиального отверстия 21, отверстия

22 и паза 23, выполненного по образующим распредвала 24.

На торцовых поверхностях вежущей полумуфты 1 и ее конических тарелок

8 и 9, а также торцовых поверхностях обеих ведомых полумуфт 2 и 3 и их конических тарелок 15 и 14 концентрично размещены секторные фрикционные накладки 25.

Устройство работает следующим образом..

В зависимости от величины и на-. правления передачи крутящего момента сжатый воздух подается в кольцевые зазоры, расположенные на торцовых поверхностях полумуфт. Например,сжатый воздух от источника посредством, канавки 23 распредвала 24 и отверстия

22 пустотелого вала 5 поступает в кольцевую выточку 21, находящуюся в постоянном контакте с этим отверсти- 25 ем. В дальнейшем через отверстие 20 сжатый воздух заполняет камеру 17, из которой сквозь кольцевой конический зазор 19 истекает в зазор между торцовыми поверхностями ведущей 1 gp и ведомой 2 полумуфт, .е ° в атмосферу, в виде кольцевой конической струи. 3а счет этого в зазоре появляется аэродинамический эффект притяжения, состоящий из присасывающей си- 35 лы вследствие течения плоского радиального потока струи воздуха на участке торцов полумуфт 1 и 2, и силы от (вакуума) разрежения, возникающего на участке, охватываемом 40 кольцевой струей поверхности торца тарелки 15, из-за эжекции этой струи.

Под аэродинамическим действием возникшей общей силы присасывания ведомая полумуфта 2, преодолевая силу сопротивления пружины 6, притягивает-45 ся к торцу ведущей полумуфты 1 до появления силового контакта между фрикционными накладками 25..

В случае необходимости передачи крутящего момента меньшей величины 5О сжатый воздух подается уже в камеру

11 йосредством других каналов (не показаны); связывающих эту камеру е источником сжатого воздуха. Из камеры 11 сжатый воздух сквозь кольце- 55 вой конический зазор 13 истекает также в зазор между торцами ведущей

1 и ведомой 2 полумуфт в виде кольцевой струи, под действием которой образуется аэродинамический эффект Я) от силы притяжения вследствие течения сплошного радиального потока на участке торцов полумуфт 1 и 2 и.силы от разрежения (вакуума) в зоне торца тарелки 9. Под действием этих сил ведомая полумуфта 2 также притягивается к торцу ведущей полумуфты

1, преодолевая при этом сопротовле ние пружины б, до возникновения силового контакта между фрикционными дисками 25.

Включение кольцевых присосов большего размера, выполненных на торцовых поверхностях левой 2 и правой 3 ведомых полумуфт, приводит к увеличению аэродинамического эффекта притяжения. Происходит это за счет того, что сила присасывания от возникающего на охватываемой кольцевой струей поверхности торца тарелки разрежения (вакуума) прямо пропорциональна площади торца этой тарелки, т.е. с увеличением геометрических параметров тарелки увеличивается сила от разрежения (вакуума) и наоборот, а сила притяжения от течения плоского радиального потока в зазоре остается неизменной.

С отключением подачи сжатого воздуха полумуфты 2 и 3 под действием своих пружин б отжимаются в крайнее положение, выводя тем самым иэ силового контакта трущиеся фрикционные пары 25, чем достигается отключение муфты.

Применение муфты приводит к повышению долговечности работы муфт путем охлаждения трущихся пар сжатым воздухом, возможности регулирования величины передаваемого момента и повышению нагрузочной способности.

Формула изобретения

Фрикционная муфта, содержащая подпружиненную по оси ведомую полумуфту с фрикционными накладками и ведущую полумуфту с фрикционными накладками и фланцем, установленным с кольцевым коническим зазором и образующим с ней камеру, соединенную с источником сжатого воздуха, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик, она снабжена дополнительным фланцем,закрепленным с кольцевым коническим за-.. зором на ведомой полумуфте, а последняя выполнена с углублением, образующим совместно с дополнительным фланцем дополнительную камеру, а фрикционные накладки выполнены секторными и расположены на торцах полумуфт концентрично.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 2828562, кл. F 16 D 13/52, 1979 (прототип).

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента от ведущего вала к ведомому

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для трансмиссий транспортных средств, а именно для выключения сцепления при переключении передач

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гидроуправляемым фрикционным муфтам коробок передач транспортных средств, преимущественно тракторов

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх