Фрикционная муфта

 

Сотоэ Советсимк

Соцмалмстмчесимк

Республик

ОЛ ИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 905529 (6I ) Дополнительное к авт. саид-ву (51)М. Кл.

F 16 0 13/52 (22) Заявлено 02.04.80 (2! ) 2904101/25 — 27 с присоединением заявки № вавудврстввииыН квмитвт

СССР (28) Приоритет

II0 делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.02.82 Бюллетень № 6

Дата опубликования описания (53) УД К621.825. .54 (088.8) (72) Авторы изобретения

Я. И, Проць, Б. М. Гевко и И. M. Ткачук (7I ) Заявитель (54) ФРИКЦИ01РНАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является фрикционная муфта, содержащая подпружиненную по оси ведомую полумуфту с фрикционными накладками и ведомую полумуфту с фрикционными накладками и фланцсм, установленным на ней с кольцевым коническим зазором и образующим с ней камеру, соединенную с источником сжатого воздуха (1i ..

Недостатком данной муфты является низкая эксплуатационная характеристика.

Бель изобретения - повышение эксплуатационных характеристик.

Поставленная цель достигается тем, что муфта содержит ведущую полумуфту с камерой и фрикционными накладками и поднружиненную по оси ведомую полумуфту с фрикционными накладками, а также снабжена коннентрично расположенными в камере ци}}нндрическими стаканами с фланцами, расположенными друг относительно друга с кольцевыми коническими зазорами и образующими совместно со стаканами кольцевые полости, каждая иэ которых соединена с источником сжатого воздуха.

Конические зазоры выполнены секторными.

Фрикционные накладки полумуфты выполнены секторными.

На фиг. 1 показана муфта; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. 1.

Муфта содержит ведущую лолумуфту— корпус 1, торцовая поверхность которого, обращенная к ведомой полумуфте 2, выполнена многоступенчатой. Корпус 1 установлен жестко на пустотелом валу 3, например, I5 с помощью шпонкн 4, а ведомая полумуфта 2 с возможным осевым перемещением.

На каждой ступени корпуса 1 ведущей полумуфты установлены один в другом и укреплены нижней своей торцовой плоскостью при помощи, например, винтов 5 цилиндрические стаканы 6 — 9, Стаканы установлены концентрично с зазором друг относительно друга и образуют кольцевые конические эа

905529

20

3 зоры-щели 3-15. Цилиндрические полости, 10 — 12 посредством системы каналов, например, камеры 12 через отверстие 16 корпуса

1, второго отверстия 17, соединенного с канавкой корпуса 1 и пазом 18, выполненным по образующей распредвала 19, соединены с источником сжатого воздуха.

Количество пазов, выполненных на распределителе 19, соответствуют числу цилиндрических полостей, так как каждая камера имеет свой индивидуальный привод. С целью экономии расхода воздуха кольцевые конические щели 13 — 15 выполнены секторными.

11а фланцах цилиндров 6 — 9 и торцовой по- верхности ведомой полумуфты 2 размещены концентрично фрикционные диски (платики)

20-22, высота которых больше, чем сечение кольцевого зазора. Диски 20 выполнены, как и зазоры, секторными. Диски могут быть выполненные в виде сплошных дисков с прорезями. Для осевого перемещения ведомой нолумуфты 2 в нерабочее положение используется пружина 23, установленная на валу 3 между ведущей и ведомой полумуфтами.

Устройство работает следующим образом.

От источника сжатым воздухом наполняется камера 12 либо камеры 10 или 11. Сквозь секторные конические зазоры 15 сжатый воз30 дух истекает в зазор между торцовыми поверхностями пояумуфт. Между торцами полумуфт возникает аэродинамический эффект притяжения, который состоит из присасывающего действия от течения радиальных секторных потоков в зазоре между торцовыми поверхностями и от разрежения (вакуума), возникающего в зоне торца ведущей полумуфты охватываемого щелями вследствие эжекции секторных радиальных потоков воздуха, истекающего из этих щелей.

При подаче сжатого воздуха, например, с камере 10 и истечении его сквозь сектор. ные зазоры 13 также образуется аэродинамический эффект притяжения за счет образования вакуума на горце стакана 6, вследствие эжекции истекающих из зазоров 13 струй и присасывающего усилия от течения в зазоре между торцами остальных стаканов и ведомой полумуфты радиальных секторных потоков воздуха, 50

Следует отметить, что преобладающим в определении величины аэродинамического эф. фекта притяжения является сила от вакуума, эжектируемого на охватывае иых секторными . коническими щелями поверхностях торца И ведущей полумуфты струями воздуха, так как эта сила прямо пропорциональна плошади торца, на котором он возникает.

Присасывающее же действие радиальнь|х потоков в зазоре между торцами полумуфт в каждом конкретном случае является малоизменяющимся. Таким образом, под присасываюшим действием аэрогинамического эффекта, возннкающего в зазоре между торцовыми поверхностями обеих полумуфт, ведомая полумуфта 2 притягивается и прижимается к торцу ведущей полумуфты до возникновения силового контакта между секторными фрикционными дисками 20 — 22 этих полумуфт, преодолевая при этом соприкосновение пружины 23. Силами трения, возникающими в точках контакта фрикционных дисков ведущей и ведомой полумуфт, производится передача крутящего момента.

В случае необходимости передачи крутящего момента друтого, например, увеличенного значения от действия переменной нагрузки, необходимо посредством распределительного механизма (на рис. не показан) отключить подачу сжатого воздуха, например, к камере

10, а произвести подачу его либо в камеру 11 либо в камеру 12 через воздухонаполнительные каналы, сообщающие эти камеры с источником сжатого воздуха. Последовательное включение в работу камер 11 или 12 приводит к увеличению плошадей охватываемых коническими секторными зазорам 14 и 15, на которых за счет эжекции образуется вакуум, увеличивая тем самым значение величины аэродинамического эффекта притяжения В целом.

В свою очередь, последовательное увеличение присасывающей силы позволяет производить передачу крутящих моментов различной величины.

После отключения подачи сжатого воздуха к камерам прекращается силовой контакт между фрикционными элементами посредством отжатия пружиной 23 ведомой полумуфты 2 в исходное нерабочее положение. Для повторения цикла работы муфты необходимо включить подачу сжатого воздуха от источника к любой из камер 11 и- 12, Выполнение на торце ведущей полумуфты концентричных, относительно друг друта, кольцевых аэродинамических присосов с секторными коническими щелями и фрикциониыми элементами значительно снижает износ трущихся фрикционных элементов вследствие интенсивного их охлаждения сжатым воздухом, что в свою очередь повышает надежность и долговечность работы. Кроме этого, такое выполнение конструкции муфты позволяет регулировать величину переда"аемого крутящего момента посредством последовательного включения npucocos, что расширяет ее универсальность.

5 9Ож9 6

Формула изобретения ющнми совместно со стаканами кольцевые

1. Фрикционная муфта, содержащая под- полости, каждая из которых соединена с испружиненную в осевом направлении ведомую точником сжатого воздуха. полумуфту с фрикционными накладками 2. Муфта по п. 1, о т л и ч а ю щ ви ведущую полумуфту с фрикционными на- 5 я с я тем, что конические зазоры въщолкладками и фланцем, установленным на иены. секторными. ней с .кольцевым коническим зазором и об- 3. Муфта по пп. 1 и 2, о т л и ч а юразующим с ней камеру, соединенную с щ а я с я тем, что фрикционные накладки источником сжатого воздуха, о т л и ч а" полумуфт выполнены секторными. ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик, она снабже- Источники информации, на концентрнчно расположенными в камере принятые во внимание при экспертизе цилиндрическими стаканами с фланцами, расположенными друг относительно друга с 1. Авторское свидетельство CCCp,по заявке кольцевыми коническими зазорами, и образу- N" 28285б2, кл. f 16 0 13/52, 1979 (прототип).

905529

Гоставитель И. Яцунов

Техред Э.Фечо

Редактор Н. Горват

Заказ 332/50

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тираж 980

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Корректор Jl Бокшан

Подписное

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для передачи крутящего момента от ведущего вала к ведомому

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для трансмиссий транспортных средств, а именно для выключения сцепления при переключении передач

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гидроуправляемым фрикционным муфтам коробок передач транспортных средств, преимущественно тракторов

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх