Устройство для выделения сигнала верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ СИГНАЛА ВЕРХНЕЙ МЕРТВОЙ ТОЧКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащее задатчик импульсов , индукционный датчик, усилитель, пороговые устройства и блок выхода, причем индукционный датчик размещен у задатчика импульсов и через усилитель и пороговые устройства связан с блоком выхода, отличающееся тем, что, с целью повыщения точности , в него включены смеситель, триггер и генератор импульса начальной установки , причем связь усилителя с пороговыми устройствами выполнена через парафазные выходы усилителя, смеситель, триггер и генератор импульса начальной установки включены в связь пороговых устройств с блоком выхода, при этом смеситель соединен с выходами пороговых устройств и подключен к S-входу триггера и к генератору импульса начальной установки, выход которой соединен с R-входом триггера. (Л со 00 ел со Вых.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(59
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3424214/25-06 (22) 05.02.82 (46) 30.08.83. Бюл. № 32 (72) К.Н. Николаев и А.Д. Николаев (71) Волжское объединение по производству легковых автомобилей (53) 621.43.001.5 (088.8) (56) 1. Патент США № 4109630, кл. 73-117, 1978 (54) (57) УСТРОЙСТВО. ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ СИГНАЛА ВЕРХНЕЙ МЕРТВОЙ
ТОЧКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ, содержащее задатчик импульсов, индукционный датчик, усилитель, пороговые устройства и блок выхода, причем ин„„SU„„10 8533 А дукционный датчик размещен у задатчика импульсов и через усилитель и пороговые устройства связан с блоком выхода, отличающееся тем, что, с целью повышения точности, в него включены смеситель, триггер и генератор импульса начальной установки, причем связь усилителя с пороговыми устройствами выполнена через парафазные выходы усилителя, смеситель, триггер и генератор импульса начальной установки включены в связь пороговых устройств с блоком выхода, при этом смеситель соединен с выходами пороговых устройств и подключен к S-входу триггера и к генератору импульса начальной установки, выход которой соединен с R-входом триггера.
1038533
Изобретение относится к системам зажигания двигателя внутреннего сгорания, в частности к системам управления углом опережения зажигания.
Известны устройства для выделения сигнала верхней мертвой точки (СВМТ) двигателя внутреннего сгорания, содержащие задатчик импульсов, индукционный датчик, усилитель, пороговые устройства и блок выхода, причем индукционный датчик размещен у задатчика импульсов и через усилитель и пороговые устройства связан с блоком выхода (1).
Однако указанные устройства, выделяющие импульсы ВМТ по спаду первой полуволны сигнала с индукционного датчика, требуют для нормального функционирования выполнения определенного ряда условий, а именно: определенной ориентации магнита в корпусе датчика; соответствующей распайки выводов катушки на клеммной колодке датчика с маркировкой начала и конца намотки; фазировки соединенных проводов между датчиком и усилителем сигнала с датчика.
При нарушении любого из названных условий точность определения положения
ВМТ снижается на 20-30Р/р, так как выделение импульса ВМТ будет происходить по спаду второй полуволны сигнала с индукционного датчика, что приводит в итоге к ухудшению основных характеристик
ДВС.
В условиях массового производства соблюдение вышеуказанных условий становится затруднительным, что снижает точность оп р еделен и я ВМТ.
Цель изобретения — повышение точности.
Указанная цель достигается тем, что в устройство для выделения сигнала верхней мертвой точки двигателя внутреннего сгорания, содержащее задатчик импульсов, индукционный датчик, усилитель, пороговые устройства и блок выхода, причем индукционный датчик размещен у задатчика импульсов и через усилитель и пороговые устройства связан с блоком выхода, включены смеситель, триггер и генератор импульса начальной установки, причем связь усилителя с пороговыми устройствами выполнена через парафазные выходы усилителя, смеситель, триггер и генератор импульса начальной установки включены в связь пороговых устройств с блоком выхода, при этом смеситель соединен с выходами пороговых устройств и подключен к S-входу триггера и к генератору импульса начальной установки, выход которой соединен с
R-входом триггера.
На фиг. 1 показана функциональная схема устройства; на фиг. 2 (а-з) — временные диаграммы работы устройства при поступлении на его вход сигнала с индукционного датчика.
Функциональная схема устройства (фиг 1) содержит задатчик 1 импульсов, выполненный из ферромагнитного материала, жесткосвязанный с валом ДВС, индукционный датчик 2, соединенный с входами парафазного усилителя 3, генерирующий сигнал при вращении задатчика 1 импульсов, пороговые устройства 4 и 5, входы которых соединены с выходами парафазного усилителя 3, а выходы через смеситель 6 — с S-входом триггера 7, выделяющего импульс ВМТ, и входом генератора 8 импульса начальной установки, выход которого соединен с Rвходом триггера 7.
Устройство работает следующим образом.
При вращении задатчика 1 импульсов, жестко связанного с валом ДВС, индукционный датчик 2 генерирует электрический сигнал (фиг. 2а), поступающий на вход парафазного усилителя 3. Сигналы с выходов парафазного усилителя 3(фиг. 2 б,в) поступают на входы пороговых устройств 4 и 5 с выходов которых снимаются импульсы, сформированные из первой и второй полуволн сигнала с датчика 2 (фиг. 2 г,д). С выходов пороговых устройств сигналы поступают. на входы смесителя 6.
В общем случае формирование импульсов из первой полуволны сигнала с датчика происходит одним из пороговых устройств 4 или 5 в зависимости от ориентации
З0 магнита в датчике, распайки выводов катушки на клеммной колодке датчика, фазировки соединительных проводов между датчиком и усилителем. В случае, показанном на фиг. 2, формирование импульса из первой полуволны сигнала с датчика произво3s дится пороговым устройством 4.
На выходе смесителя 6 получается электрический сигнал, изображенный на фиг. 2е.
Триггер 7 перед поступлением на его Sвход сигнала (фиг. 2е) сбрасывается в «О» сигналом, сформированным генератором
40 8 импульса начальной установки (фиг. 2ж).
Спад импульса, сформированный из первой полуволны сигнала с датчика 2 одним из пороговых устройств 4 или 5, соответствующий ВМТ, поступает на вход S-триггера 7 и устанавливает его в единичное со45 стояние.
Одновременно этим же импульсом синхронизируется генератор 8 импульса начальной установки, т.е. запускается одновибратор, либо обнуляется счетчик, подсчитывающий импульсы углового положения вала, либо синхронизируется вычислитель угла зажигания. Обратный возврат триггера 7 в исходное состояние осуществляется сигналом с генератора 8 импульса начальной установки (фиг.. 2), который вырабатывается либо по заднему фронту импульса, сформированного одновибратором, либо по переполнению счетчика, подсчитывающего импульсы углового положения ва1038533
Рие. 2
Составитель Н. Патрахальцев
Редактор Н. Безродная Техред И. ВересУ Корректор В. Бутяга
Заказ 6!7435 Тираж 550 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 ла, либо импульсом, управляющим зажиганием.
Сигнал обратного возврата вырабатывается генератором 8 импульса начальной установки после окончания действия второй полуволны сигнала с индукционного датчика, что достигается соответствующим выбором длительности импульса одновибратора или емкости счетчика, подсчитывающего импульсы углового положения вала.
Таким образом, каждый положительный перепад напряжения на прямом выходе триггера 7 соответствует моменту прохождения ВМТ (фиг. 2 3).
Предлагаемое устройство реализовано в макетном образце и в составе блока управления цифровой системы зажигания роторно-поршневого двигателя прошло успешные испытания.