Способ контроля технического состояния двигателя внутреннего сгорания

 

СПОСОБ .КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОЕ ГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО;.: СГОРАНИЯ, заключающийся в том, что. , . периодически в моменты между доливками Масла измеряют концентрации продуктов износа трущихся деталей, содержащихся в масле системы смазки двигателя, определяют количество масла, долитого в систему после последнего отбора пробы, проводят . обработку результатов, сравнивают результат с критерием и по резуль- : тату сравнения определяют показательтехнического состояния двигателя, от л и ч а ю щ и и с. я тем, что,, с целью повышения надежности и точности контроля, а также для расширения области его применения, измеряют концентрацию продуктов изйо-. са трущихся деталей, содержащихся . Б пробах отработанного масла, отобранных по-ОДеньшей мере в двух точг ках масляной системы, в качестве критерия определяют критическое значение концентрации данного продукта износа по формуле п Пе mod Я JKP mod где к критическое 3качение центрации J-ro химического элемента в сжазочном масле дизеля определенного типа mod г/г; дгпося интенсивность поступлеНИН j-ro химического элемента от i-й детали дизеля определгенного типа m od , причем s-j; | Vj5iPiirj r/4i V -расчетная скорость изнашивания Г-й детали, мм/ч; S - площадь боковой поверхности i-й детали, ft - удельный вес J-rb химического элемента, г/мм; Р;, - процентное содержание j-ro химического элемента в i-й детали, %; mod- индекс определенного типа g двигателя;.8 количество деталей, содерлл п жащих j-й химический элемент; текущее значение интенсивЧ ности фильтрации масла, г/ч, определяемое по соотношению . K2J; „ (ф I/ . /. к 4:: где ,K2J- значения концентраций j-ro химического элеОб мента, замеренные в масляной системе двиСО гателя до и после фильтра соответственно, со г/г;- Оц - производительность масляного насоса, г/ч; йд - текущее значение интенсивности долива масла, - Г/Ч, i .где gА интенсивность долива масла в промежуток времени между текущими отборами проб масла, г;

„,ЯК„1041893 А

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

mow

ji (21 ) 3354744/25-06 ,.(22) 12.08.81 .(46) 15.09.83. Бюл. Р 34 (72) Л.И. Большухина, tO.Н. Мясников и К.фе Попов (53) 621.436.001.5(088.8) интенсивность поступления j-го химического элемента от i-й детали дизеля определенного типа m od, и

>nod Т причем iC =i Ч,.В,-Р- э r/÷;

1щ1 " расчетная скорость изнашивания i-й детали, мм/ч; площадь боковой поверхности i-й детали, мм ; удельный вес j-ro химического элемента, г/мм процентное содержание j-ro химического элемента в

1-й детали, %; индекс определенного типа двигателя;. 9

1 (56 ) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 533797, кл. G 01 М 15/00, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР

9 666460, кл.-G 01 М 15/00, 1976. (54 ) (57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКО»

ГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ, заключающийся в том, что периодически в моменты между доливками масла измеряют концентрации продуктов износа трущихся деталей, содержащихся в масле системы смаз- ки двигателя, определяют количест- . во масла, долитого в систему после последнего отбора пробы, проводят обработку результатов, сравнивают. результат с критерием и по результату сравнения определяют показатель. технического состояния двигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и точности контроля, а также для рас- ширения области его применения, измеряют концентрацию продуктов износа трущихся деталей, содержащихся в пробах отработанного масла, отобранных поййеньшей мере в двух точ-. ках масляной системы, в качестве критерия определяют критическое значение концентрации данного продукта износа по формуле

boa к".м .; Яji

1 кР Оф+, IVtOd где К. - критическое значение кон к

"Р центрации )-го химического элемента в смазочном масле дизеля определенного типа mo 4 г/г;

modколичество деталей, содержащих j-й химический элемент; текущее значение интенеиз- С ности фильтрации масла, г/ч, определяемое по соотношению. (— = —; -) о, K1j . н где K„. К2 - значения концентраций

)-го химического элемента„ замеренные в масляной системе двигателя до и после .фильтра соответственно, г/г;

Q„ - производительность масляного насоса, г/чу ч* — текущее значение интен сивности долива масла, г/ч, 1 ! е, t где g - интенсивность долива масла

* в промежуток времени между текущими отборами проб масла, г;

qiSq! G OZ X 15ф0 с

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ :Г ..-;-., „с

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ -,",;,.-::/

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВ,Ф / 2.041893

А2.1

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано для автоматического контроля двигателей,. преимущественно внутреннего сгорания (ДВС), в частности на судах. .5

Известен способ контроля технического состояния двигателя путем измерения концентрации продуктов изнашивания трущихся: деталей, содержащихся и масле системы смазки, сравнения 10.

3 технического состояния двигателя по укаэанной ниже причине.

Контроль технического состояния (ТС) газотурбинного двигателя (ГТД) проводится путем замера концентраций продуктов изнашивания трущихся деталей двигателя в системе смазки

U Одновременно с этим измеряют количество масла m и наработку двигателя с начала эксплуатации Г и после последней смены масла, По известной для данного типа дв гателя зависимости максимально допустимого для исправного двигателя уровня концентрации продуктов изнашивания трущихся деталей от параметров работы двигателя (в, „, ) корректируют величину порога срабатывания порогового звена U ° В случае возникновения недопустимого изнашивания трущихся деталей или недопустимой. утечки масла из системы смазки сигнал U, пропорциональный величине концейтрации продуктов износа в системе смазки становится больше, срабатывает пороговое звено, . которое включает блок сигнализации, свидетельствующий о ненормальной работе двигателя. данный способ контроля предназначен в основном.для определения

ТС газотурбинный силовых установок, поэтому использование его для других.типов двигателей, например для

ДВС,приводит к снижению точности и надежности контроля ДС, что определяет также ограниченную область использования способа-прототипа.

Это обусловлено следующими обстоятельствами. Процессы массообмена, протекающие s масляной системе

ДВС, значительно отличаются от подобных процессов в ГТД, поэтому для учета изменений концентрации для исправного двигателя, вызванных этими процессами, недостаточен замер количества масла в системе смазки m, наработки двигателя с начала эксплуатации ь„ и наработки двигателя после последней перед контролем смены масла . Кроме того, корщего оу,боРа пробы, проводят обработку результатов, сравнивают результат. с критерием и по результатам сравнения определяют показатель технического состояния двигателя 2 ). 40

Данный способ контроля технического состояния двигателя позволяет учесть количество масла в системе. ,смазки и наработку;двигателя с начала эксплуатации и после последней 45 смены масла, но тоже не может обеспечить достаточную надежность и точность контроля, а также имеет ограниченную область применения контроля

ht - величина периодичности отбора проб масла, ч, и после этого определяют показатель технического состояния двигателя в целом по формуле измеренной величины с донустимым значением и последующей сигнализации при превышении измеренной величиной допустимого значения (1 1. . . Недостатком такого способа является то, что он не может обеспечить достаточную надежность и точность контроля технического состояния двигателя, поскольку имеет низкую чувствительность к ненормальному изнашиванию трущихся деталей в на- . чальный период эксплуатации из-за отсутствия контроля количества масла в. системе смазки и наработки.двигателя с начала эксплуатации и после последней смены масла. . Наиболее близок к предлагаемому, способ Контроля технического состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что периодически, в моменты между доливка- 30 ми масла, измеряют концентрации про дувкой износа трущихся деталей, содержащихся в масле системы смазки двигателя, определяют количество масла, залитого в систему последую- 35, концентрация j-ro химического элемента в чистом смазочном масле, г/г.

- концентрация J-го химического элемента в смазочном масле дизеля, определенная в пробе масла, отобранной до фильтра, г/г; весовой коэффициент) — количество химических эле-. ментов, определяемых в пробе масла..

1041893 ректировка допустимого значения. концентрации осуществляется на основании зависимости этой величины от параметров работы двигателя (а„, i„ i<), использование которой возможно только для ГТД, в то время как дпя . 5

ДВС эта зависимость носит другой характер и помимо перечисленных параметров зависит также от таких величин как начальное значение кон-центрации ko, интенсивность угара,cj, 10 интенсивность фильтрации g4, емкость масляной системы Qäo, то это приво- . дит к низкой точности при корректировке порогового значения концентрации на основании данных прототи-па. Наряду с этим согласно данному способу не используется возможность количественной оценки ТС различных ., двигателей, концентрация продуктов " .

- износа в смазочном масле. которых ниже допустимого значения, что в конеч- 2О ном счете сказывается на надежности получаемых результатов.

В соответствии с этим способом .. сигнализация произвоцится IIpH пре-, вышении измеренной величины концент -рации фиксированного допустимого уровня, однако уровень концентра- . ции продуктов изнашивания трущихся деталей двигателя: в масле системы: смазки изменяет свое значение в, -ЗО процессе нормальной эксплуатации даже у исправного двигателя, не только от количества масла в системе, . но и от режима работы двигателя-, ..:: интенсивности угара и фильтрации .: 35 ,масла, интенсивности износа дета-. лей трения, а также от наработки. двигателя после последней перед контролем смены масла.

Все это приводит к тому, что в . 4О: известном способе имеет место низ-. кая чувствительность к ненормальному изнашиванию трущихся деталей, когда значительно возрастает интен-, cHBHocTb поступления продуктов иэ- : ц носа; значения их концентраций вслед-. ствие указанных процессов занижены и соответствуют уровню нормально. изнашивающихся деталей двигателя, что приведет к несрабатыванию:аварийной сигнализации, свидетельствую- 5О щей о ненормальной работе контроли-. уемого механизма, внезапному выхо-... у его из строя и, .следовательно, ": ,явится причиной недостаточной кадей - ности известного способа. 55

Наряду с этим способ-прототип не позволяет количественно оценить неличину порогового значения концентрации и степень технического состояния двух исправных,, но находящихся в разном Ю техническом состоянии двигателей; что снижает его универсальность и, в конечном счете, также сказывается на надежности результатов . определения технического состояния.

И, наконец, из вестный способ, судя по параметрам зависимости максимально допустимого для исправного двигателя уровня концентрации продуктов износа, приведенным в описании к нему, позволяет осуществлять ,контроль по дайным значениям концен.траций для других типов механизмов, например для двигателей внутреннего сгорания, для которых эта зависи- ° мость определяется другими.параметрами.

Целью изобретения является повышение надежности и точности контроля, а также расширение области применения способа.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу контроля технического состояния двигателя, заключающемуся в том, что периодически в моменты между доливками мас ла измеряют концентрации продуктов .износа трущихся деталей, содержащих-.

;ся в масле сиатемы смазки двигателя,. определяют количество масла, долитого в систему после последнего отбора пробы, проводят обработку ре,зультатов, сравнивают результат с критерием и по результату сравнения определяют показатель технического состояния двигателя, измеряют концентрацию продуктов износа трущихся деталей, содержащихся в пробах отработанного масла, отобранных по меньшей мере в двух точках масляной системы, в качестве критерия определяют критическое значение концентрации данного продукта изйоса по формуле

=, Ъ Р бф + Я

mod где К - критическое значение кон к центрации .j-ro химического элемента в смазочном масле дизеля определенного типа m o d г/г; — .интенсивность поступления j-го химического элемента от i-й детали дизеля определенного типа m o d, причем

i ji3ji

Ч вЂ” расчетная скорость изна-

1 шивания i --й детали, мм/ч;

Si — площадь боковой поверхности i-й детали, мм ;

- удельный вес j-ro химичес1 кого элеме нта, г/мм з;

P" — процентное содержание

j1

j-ro химического элемента, в i-ой детали, %; . mo d - индекс определенного типа двигателя;

n - количество деталей, содержащих j-й химический элемент;

1041893

- текущее значение интенсивности фильтрации, r/÷, определяемой по соотношению

П K,-K..

31 aj 1! кр

- концентрация j-химического .элемента в чистом сма- З5 .зочном масле, г/г; !

К - концентрация j-го химичес1 кого элемента в смазочном масле дизеля, определенная в пробе масла, отобранной 40 до фильтра, г/г;

Aj - .весовой коэффициент, а.- количество химических элементов, определяемых в пробе масла. 45

При этом

R" - средний радиус контролируе-

1 мой i-ой детали, мм;

h - высота i-ой контролируемой детали, ел; 50

У - постоянная величина, где о

1 первоначальное среднеста- .55 тическое значение радиуса контролируемой детали, мм; конечное среднестатистическое значение радиуса контролируемой детали после 60 выработки двигателем своего ресурса, мм; ресурс двигателя между пла-. ново-предупредительными ре- монтами, ч. аф (— "« -- -)»», 5

1!! где ) ; К - значения, концентраций

j-го химического элемен1 та, замеренные в масля" ной системе двигателя 10 до. и после фильтра соответственно, г/г;

0 - производительность масН ляного насоса, г/ч;

9 — текущее значение интенсивности долива масла, 15

r/÷, а.,) где. я - интенсйвность долива масла в промеяуток времени между текущими отборами проб масла, г;

6 t - величина периодичности отбора проб масла, ч, и после этого, определяют показатель технического состояния двигателя в целом по формуле

На чертеже изображена блок-.схема устройства, позволяющего осуществить предложенный способ.

Блок-схема устройства состоит из блока 1 оптимизации периодичности отбора проб масла, реле времени 2, датчиков концентраций 3 и 4, блока коррекции 5, датчика 6 количества масла, блока 7 статистической обработки данных, блока" сравнения 8, блока 9 количественной. оценки технического состояния tTC ) двигателя, блока сигнализации 10, При этом блок 1 оптимизации периодичности отбора проб связан с реле времени 2, управляющие сигналы от которого пода. ются на датчики 3 и 4 концентраций продуктов износа. Выработанные ими сигналы, а также сигналы с датчика количестве масла 6 подаются в блок коррекции 5, одновременно с этим в этот блок поступают сигналы из блока 7 статистической обработки данных. Полученные сигналы, пропорциональные концентрациям химических элементов, входящих в продукты износа, из блоков 3 и 4 и откорректированные пороговые значения этих величин из блока 5 поступают в блок сравнения 8, который соединен с блоком сигнализации 10 и блоком количественной оценки TC.9, который, в свою очередь, связан с реле времени 2.. Пример. (выполнение автоматического контроля ТС двигателя преимущественно для ДВС). Проводят автоматический контроль ДВС типа

М50, При эксплуатации контролируемых. дизелей на вход реле времени 2 из блока 1 оптимизации периодичности отбора проб поступает сигнал о величине периодичности отбора проб, в соответствии с которым выбирается нужный интервал времени, через который датчики концентраций 3 и ф, установленные до и после масляного фильтра и подсоединенные к реле времени 2, производят замеры концентраций контролируемых,химических элементов и вырабатывают пропорциональные им электрические сигналы Z è Z> . Эти сигналы подаются в блок коррекции 5, на который одновременно с этим с блока 7 статистической обработки данных и датчика 6 количества масла подается йнформация о количестве масла, израсходованного (долитого) в систему после последнего отбора пробы, среднестатистических величинах интенсив« ностей поступления рассматриваемых химических элементов от контролируемых трущихся деталей, а также величинах производительности масляного насоса и периодичности отбора проб масла.

1041893

Откорректированный критерий тех,нического состояния определяется по формуле.

Для рассматриваемого .типа двигателя величины откорректированных критических значений концентраций составляют Fe=25x10 r/r, Cr

16 ° 10 r/ã, Cu = 15 ° 10 r/r, А1 = 12 10 r/r.

Составитель Н. Патрахальцев

Редактор С. Тимохина Техред В.Далекорей Корректор A. Зимокосов

Заказ 7117/43 Тираж 873ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., st. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 4

Предварительно установлено, что эти химические элементы харак теризуют ТС.(износ) гильз цилинд

Полученные сигналы, пропорциональные концентрациям химических эле-2О ментов от датчика 3, расположенного перед фильтром, и откорректированные значения критерия ТС из блока 5 по- . дают в блок сравнения 8. В случае,. если текущие значения концентрации 25 меньше откорректированных крите-. риальных значений, информация поступает в блок 9 количественной оценки

"ТС двигателя, в котором определяется .показатель его ТС.по формуле

Полученное значение критерия заносится в запоминающее устройство блока количественной оценки TC или, в случае необходимости, выносится на цифропечать, а на реле времени

:2 подается: обратный сигнал и устройство продолжает работу по рассмотренной программе.

В случае, если. хотя бы одно иэ текущих значений концентраций контролируемых химических элементов равно или больше их пороговых значений, включается блок сигнализации 10, свидетельствующий о ненормальной работе двигателя, который служит основанием для его остановки и устранения причин неисправности.

Таким образом, позволяет повнсить надежность и точность контроля, а также расширить область применения способа на другие типы механизмов данного класса.

Способ контроля технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ контроля технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ контроля технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ контроля технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ контроля технического состояния двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх