Устройство для крепления кузова транспортного средства на его раме

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

5) в бл 27/04,=- —f "Гg явввс,"Фс- .- .въ :с ".

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ОО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3447410/27-11 (22) 07.06.82 (461 15. 10.83. Бюл. Ы 38

Я2) 8.6 . Альгин, В.A. Дзюньв

В.я. Павловский и И.С. Цитович (71) ЭЬститут проблем надежности и долговечности мааин АН Белорусской

ССР (531 629.113.0».5:002.73 (088..8) (567 t. Армадеров Р.Г. Мероприятия ло снижению динамических нагрузок действующих в, тра)нсмиссии автомобиля в ус)юанях бездорожья. Труды НАМИ, выл, 46 1962. 2. Давыдов И.А. и Орлов Э.Н.

Автомобили УА3-451М, 452-М. "Транспорт",, 1969в с. 296.

3. Заявка ФРГ И 2462816, кл. В 62 9 27/04, 1980, 4. Авторское свидетельство СССР

11в12412, кл. 8 60 6 15!08, 1929.

4. Патент СВА 11 3572814, кл. 296-35, 1971 (; прототип). (вв)(вт) 1 уствояство ппя нвсппвння в зовя,твяйсповтного свввствя ня

ЕГО РАМЕ, содержащее упругие элементы, расположенные между основанием кузова и рамой для обеспечения огранич ;.нного перемещения кузова в продольном направлении, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью снижения динамических нагрузок на трансмиссию и устранения вертикальных и поперечных колебаний кузова, оно снаб" жено каретками, закрепленными на кузове, и. направляющими под указанные каретки, закрепленными на лонжеронах рамы, причем упругие элементы связаны одними концами с торцами указанных каретой, а другими - с поперечинами рамы.

2. Устройство по и, 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью дополнительного снижения динамических нагрузок, оно снабжено расположенными между рамой и кабиной демпферами, а на продольных балках кузова закреплены упоры, ! поочередно взаимодействующие со што-: ками указанных демФ9еров.

761 2

Известна установка кузова вагона на катках, катящихся по рельсам, закрепленным продольно на раме, что обеспечивает движение кузова вперед относительно рамы при тормо-. жениях любой интенсивности, причем кузов возвращается в исходное положуwe упругим элементом 4 3 .

Указанная конструкция обладает лишь односторонним действием и не может быть применена для снижения . динамической нагружвнности трансмиссии грузового автомобиля. Кроме того, кузов грузовою автомобиля, подвергающийся значительным вертикальным колебаниям в сочетании с поперечными, при таком варианте установки

1без продольных направляющих сорветая с рамы автомобиля.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является уст-, ройство для крепления кузова транспортного средства на его раме, со-. держащее упругие элементы, расположенные между основанием кузова и рамой для обеспечения ограниченного перемещения кузова в продольном направлении 5 1 .

1 1047 .Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к грузовым автомобилям.

8 грузовых автомобилях с целью уменьшения динамических нагрузок, действующих на его узлы и агрегаты, используются различные упругие уст- . ройства . В частности, для снижения динамической нагруженности трансмиссии применяются специально 16 встроенные упругие муфты с крутиль" ной податливостью 1 1 .

Для снижения нагрузок, передавае", мых в продольном и вертикальном направлениях oi колеса к раме автомо- f5 биля," оба конца рессор устанавливают на резиновых подушках, что также улучшает условия работы трансмиссии автомобиля, так как на ее нагруженность наибольшее действие оказывают 20 продольные силы 2 ) . .Положительный эффект по снижению динамических нагрузок при этом. дос" тигается за счет увеличения времени энергообмена между инерционными 25 и упругими звеньями путем снижейия собственных частот колебаний. Такой же эффект может быть достигнут путем расчленения одной массы на несколько с упругими или дйссипативными связями между ними. Известны грузовые автомобили с подвижными кузоваии, связанными с рамой срезаемыми при ударе автомобиля о препятствие элементами, снабженные установленными между кузовом и рамой поглощающими энергию удара демпфера" ми P3) .

У этих грузовых автомобилей ку- 40 зов перемещается относительно рамы в продольном направлении толь.ко в аварийных ситуациях при столкновениях автомобиля с препятствиями, когда сила удара превышает заранее обусловленную величину, причем эле" менты крепления кузова к раме разрушаются и дпя восстановления работоспособности автомобиля требуется замена их новыми. В нормальных эксплуа-50 тационных условиях предложенные конструкции не снижают динамической нагруженности трансмиссии автомобиЮ ля и не улучшают характеристик плавности хода в продольном направлении, 55 так как не происходит относительного перемещения .кузова и раыы автомобиля.

Недостатками известной конструкции крепления кузова к его раме являются значительная величина динамических нагрузок на трансмиссию и наличие вертикальных и поперечных колебаний кузова относительно рамы.

Цель изобретения - снижение динамических нагрузок на трансмиссию и устранение вертикальных и поперечных колебаний кузова.

Указанная цель достигается .тем, что устройство для крепления кузова транспортного средства на его раме, содержащее упругие элементы, расположенные между основанием кузова и рамой для обеспечения ограниченного перемещения кузова в продольном направлении, снабжено каретками, закрепленными на кузове .и направляющими под указанные каретки, закрепленными на лонжеронах рамы, причем упругие элементы связаны одними концами с торцами укаэанных кареток, а другими - с поперечинами рамы.

Кроме того, с целью дополнительного снижения динамических-нагрузок, устройство снабжено расположенными между рамой и кабиной демпферами, а на продольных балках кузова закрепле" пружиненные упругим элементом стопорные штифты 19, взаимодействующие нижними торцами с кулачками 20, неподвижно закрепленными на валу 21, который пропущен. через лонжероны 1 рамы и размещен, таким образом, поперек автомобиля, На одном конце вала 21, выступающем за пределы лонжеронов 1, выполнены шлицы 22, на которых с возможностью осевого перемещения посажена рукоятка 23, на ступице которой выполнен выступ 24, взаимодействующий с пазами закрепленного неподвижно на наружной поверхности боковины лонжерона 1 кольцевого стопора 25 для фиксации углового пружинена в осевом направлении упругим элементом 26. На нижних .роликах продольных балок 6 кузова выполнены штифтов 19. Для обеспечения достаточной прочности участков лонжеронов

1 рамы автомобиля, воспринимающих нагрузку от веса кузова, нижние полки лонжеронов:1 могут быть усилены накладками 28. Для увеличения образом.

При изменениях скоростного режима грузового автомобиля, например при трогании, сначала начинает движение рама автомобиля, а кузов под действием инерционных сил посредством кареток 11 на шариках 10 по желобам брусьев 8 и 9 откатывается назад, деформируя нелинейные с прогрессив-, ной характеристикой жесткости упругие элементы 13, пока упругая сила элебилизации скорости движения грузового автомобиля упругие элементы 13 возвращают кузов в среднее -относительно рамы положение. При торможении грузового автомобиля кузов движется под действием инерционных,сил вперед относительно рамы, рабочий процесс аналогичен троганию автомобиля.

Использование упругих элементов .

13 с нелинейными прогрессивными характеристиками жесткости в данной конструкции устройства для крепления кузова на раме делает необязательным . использование буферов - ограничителей хода кузова относительно рамы.1 047761 4 ны упоры, поочередно взаимодействующие со штоками. указанных демпферов.

На фи г. 1 изображено транспорт-.. ное средство, например грузовой автомобиль с описываемым устройст5 вом для крепления кузова, на его ра. ме, продольный разрез, на фиг. 2то же, поперечный разрез, на фиг. 3 - направляющее устройство, поперечный разрез, на фиг. 4 - разрез А-А на

- фиг. 3, на фиг. 5 - механизм блокировки упругих элементов.

Транспортное средство, например гвуэовой автомобиль, содержит раму, включающую лонжероны 1 и поперечины

2, 3, 4 и 5, кузов, содержащий балки 6 и. грузовую платформу 7; На внут- положения вала 21. Рукоятка 23 подренних поверхностях верхней и нижней полок лонжеронов T рамы и между ее укаэанными поперечинами закреплены неподвижные нижний 8 и верхний 9 . отверстия 27 для введения в них брусья для перемещения Ilo ним, как

flo направляющим, посредством шариков 1

10 кареток 11, которые жестко casseны .с балками 6 кузова автомобиля.

Шарики 10, расположенные в желобообраэных выемках, выполненных на ка. ретке и направляющих, обеспечивают боковой жесткости кареток 11 на

t продольное перемещение кареток 11, их вертикальных пластинах выполнены а следовательно, и кузова грузового ребра 29 жесткости..

36 автомобиля относительно рамы, что Устройство работает следующим препятствует боковому и вертикально-, му относительным перемещениям кузова и рамы . Нижний ряд шарикрв 10 передает нагрузку от веса кузова на нижний брус 8 и далее на лонжероны 1 рамы. Для предохранения от выкатывания за пределы рабочей эоны шариков 10 служат упоры 12, закрепленные на торцах кареток 11. Продольные упругие элементы 13 выполнены в виде пружин, установлены между поперечинами.

2 - 5 рамы и- торцами кареток 11 и ...,ментов 13 не уравновесит силы инеримеют. нелинейную прогрессивную ха- - " ции, действующие на кузов. При старактеристику жесткости.

Демпферы 14, например гидравли" ческие, посредством кронштейнов 15 установлены на верхней полке поперечины 4 рамы автомобиля, причем штоки 1

16 демпферов 14 и взаимодействующие с ними упоры 17, поперечно закреплен- М ные на продольных брусьях кузова, установлены с первоначальными зазорами между ниии, равными 0,5 -0,6 максимально возможной амплитуды относительных колебаний кузова и 5S рамы.

Механизм 18 блокировки продольных упругих элементов 13 содержит под104 7761

В том случае, когда амплитуды перемещения кузова и рамы превышают

0,5 - 0,6 максимально возможных относительных перемещений кузова и рамы упоры 17 начинают взаимодействовать

ro штоками 16 демпферэв 14, осуществляя дополнительные рассеяния энергии, что обеспечивает более эффективное снижение пиковых динамических нагрузок в трансмиссии.

Блокировка продольных упругих элементов 13 осуществляется водителем при остановленном автомобиле путем введения штифтов 19 в отверстия 27 продольных балок 6 кузова автомобиля. 15

Для этого выступ 24 выводится из пазов кольцевого стопора 25 путем осевого перемещения рукоятки 23 по шлицам 22 вала 21 с последующим поворотом рукоятки 23 и вала 21 20 против часовой стрелки, при этом кулачки 20, деформируя упругие элементы 18, перемещают стопорные штифты

19 вверх до введения их в отверстия

27 продольных балок б кузова автомо- 25 биля. После этого выступ 24 рукоятки 23 вводится в другой паз кольцевого стопора 25, обеспечивая фикса-. цию углового поворота вала 21 механизма блокировки. Упругий элемент

26 обеспечивает надежное вэаимвдействие выступа 24 рукоятки 23 и пазов кольцевого .стопора 25.

Так как динамическая нагруженность трансмиссии автомобиля снижается при движении его по ровной дороге без груза, а отделяемая упругими элементами от общей поступательно движущейся массы автомобиля масса незагруженного кузова не превышает

203 общей массы автомобиля, что уменьшает эффективность предлагаемо" го решения, Целесообразно в таких случаях блокировать упругие элементы с целью повышения долговечности устройства крепления кузова к реме автомобиля..

Применительно к автомобилям

МАЗ-5335 для увеличения суммарной податливости машинного агрегата автомобиля в 2 раза достаточно обеспечить относительное перемещение кузова и шасси в пределах.45 " 50 мм от среднего положения в ту и другую сторону.

Использование изобретения приводит к существенному снижению динами- ческой нагруженности трансмиссии автомобиля, а следовательно, к увеличению долговечности его узлов и агрегатов. Кроме того, данное изобретение позволяе значитепьно улучшить характеристики плавности хода и продольном направлении и сахранность перевозимых грузов, 1047761

1f 12 28

Фиг. Ф

22

Составитель И. Антропова

Редактор Н. Дылын Техред А.Бабинец ., Корректор О.Тигор

Заказ 7836/19 Тираж 647 - Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб ., д. 4/5

Ю

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для крепления кузова транспортного средства на его раме Устройство для крепления кузова транспортного средства на его раме Устройство для крепления кузова транспортного средства на его раме Устройство для крепления кузова транспортного средства на его раме Устройство для крепления кузова транспортного средства на его раме 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области автомобилестроения, более конкретно к способам крепления кузова к раме транспортного средства

Изобретение относится к конструкции переходных площадок между смежными транспортными средствами

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к устройствам крепления цистерн на шасси транспортных средств
Наверх