Шестиступенчатая соосная коробка передач и.и.лифшица

 

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ЯЯ) В 60 К 17 08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3469743/27-11 (22) 14,07.82 (46) 30.11.83. Ыюл. М 44 (72) И.И. Лифшиц и Г.И. Лифшиц (53) 629.113-585.2(088.8) . (56 ) 1. "M0T0 " AHr H, Sept ember, 1980, v. 158, М .4061, с. 42,. рис. 5 и 6.

2. Авторское свидетельство СССР и 846328, кл. В 60. К 17/08, 15.07.81 (прототип)..(54) BIECTHCTVHEHQATA8 КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И.И.ЛИФШИЦА. .,57) Шестиступенчатая соосйая коробка передач, содержащая два концентрйчных первичных вала с приводом от двух фрикционных муфт, ведущие шестерни первичных валов, сопряженные с приводными шестернями двух концентричных промежуточных валов,-и вторичный вал с жестко закрепленными шестернями, сопряжен:ными со свободно установленными.ве домыми шестернягли промежуточных.„SU„„1 5 5 A валов, муфты с синхронизаторами на ступицах, одна иэ которых установлена на вторичном валу для соединения соосных первичного и вторичного валов. между собой, о т л.ич а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции путем -уменьшения числа шестерен коробки передач, укаэанные ведомые шестерни промежуточных валов сопряжены с упомянутыми шестернями .вторичного вала и снабжены с обеих сторон зубчатыми венцами синхронизаторов, а с их обеих сторон жестко установлены ступицы этих синхронизаторов, причем между ступицами на промежуточных валах свободно установлена нап- Я равляющая ступица двойного перекрестного синхронизатора, несущая его муфту, а ступицы, расположенные с внешних сторон шестерен промежуточных валов, снабжены соединительными муфтами, причем упомянутые при- 5 водные шестерни промежуточных валов снабжены муфтой для соединения их между собой.

1057335

ЗО

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к ступенчатым коробкам передач транспортных машин.

Известна коробка передач, содержащая два концентрических первичных вала, приводимых от двух фрикционных муфт, и вторичный вал, шестерни постоянного зацепления между первичными и вторичными валами и муфты с синхронизаторами для связи шестерен с вторичным валом f1) .

Указанная коробка позволяет производить переключение без разрыва потока мощности, так как при включенной одной фрикционной муфте мож- 15 но замкнуть кинематическую цепь к другой Фрикционной муфте с последующим плавным переключением с перекрытием с одного сцепления на другое без изменения подачи топлива к двигателю, что улучшает эксплуатацион- ные качества, экономичность и облегчает автоматизацию переключения передач. Однако эта коробка передач имеет сложную конструкцию, так как число пар шестерен равно числу передач, что увеличивает также продольные габариты.

Наиболее близкой к предлагаемой является шестиступенчатая соосная коробка передач, содерж щая два концентричных первичных вала с приводом от двух фрикционных муфт, ведущие шестерни первичных валов, сопряженные с приводными шестернями двух концентричных промежуточ- 35 ных валов, и вторичный вал с жестко закрепленными шестернями, сопряженными со свободно установленными ведомыми шестернями промежуточных валов, муфты с синхронизатора- 40 ми на ступицах, одна из которых установлена на вторичном валу для соединения соосных первичного и вторичного валов между собой )2) .

Недостатками известной коробки 45 передач являются конструктивная сложность иэ-за большого числа шестерен (шесть рядов шестерен плюс ряд шестерен заднего хода), переключение передач с разрывом потока мощности, в процессе которого ухудшаются динамические и скоростные качества, а также топливная эко номичность, в результате резких изменений режима работы двигателя с изменением прдачи топлива при выжиме сцепления в процессе переключения. В такой коробке передач эатруцнена автоматизация переключения.

Цель изобретения - упрощение бО конструкции путем уменьшения числа шестерен шестиступенчатой соосной коробки передач.

11оставленная.цель достигается тем, что в шестиступенчатой соосной коробке передач, содержащеи два концентричных первичных вала с приводом от двух фрикционных муфт, ведущие шестерни первичных валов, сопряженные с приводными шестернями двух концентричных промежуточных валов, и вторичный вал с жестко закрепленными шестернями, сопряженными со свободно установленными ведомыии,шестернями промежуточных валов, муфты с синхронизаторами на ступицах, одна из которых установлена на вторичном валу для соединения соосных первичного и вторичного валов между собой, указанные ведомые шестерни промежуточных валов сопряжены с упомянутыми шестернями вторичного вала и снабжены с обеих сторон зубчатыми венцами синхронизаторов, а с их обеих сторон жестко установлены ступицы этих синхронизаторов, причем между ступицами на промемсуточных валах свободно установлена направляющая ступица двойного перекрестного синхронизатора, несущая его муфту, а ступицы, расположенные с внешних сторон шестерен промежуточных валов, снабжены соединительными муфтами, причем упомянутые приводные шестерни промежуточных валов снабжены муфтой,цля соединения их между собой.

На чертеже представлена конструктивная схема предлагаемой коробки перецач.

Шестиступенчатая коробка передач содержит первичные валы 1 и 2, на которых жестко закреплены ступицы

3 .и 4 соответственно Фрикционных муфт 5 и б, и ведущие,.шестерни 7 и 8, сопряженные с приводными шестернями 9 и 10 концентричных промежуточных валов 11 и 12, на которых свободно установлены ведомые шестерни 13 и 14, снабженные с обеих сторон зубчатыми венцами 15 и 16, 17 и 18 синхронизаторов. 1 1ежду шестернями 13 и 14 на концентричных . промежуточных валах 11 и 12 жестко установлены блокирующие ступи-. цы 19 и 20 и свободно установлена направляющая ступица 21 двойного перекрестного синхронизатора, несущая муфту 22 этого синхронизатора, а по другие стороны шестерен

13 и 14 на валах 11 и 12 жестко установлены ступицы 23 и 24 одинарных синхронизаторов, несущие муфты 25 и 28 этих синхронизаторов.

Шестерни 13 и 14 концентричных промежуточных валов 11 и 12 сопряжены с шестернями 27 и 28, жестко установленными на вторичном валу 29, на котором также жестко установлена ступица 30 одинарного синхронизатора, муфта 31 которого служит для зацепления с зубчатым венцом

32 этого синхронизатора, которым

1057335

10 снабжена ведущая шестерня 8 первичного вала 2, и приводные шестерни

9 и 10 валов 11 и 12 снабжены муфтой 33 для соединения их между собой.

Венец 34 шестерни заднего хода выполнен на муфте 25 одинарного синхронизатора и через паразитную шестерню (не показана) сопряжен с шестерней 35, жестко установленной на вторичном валу. 29. Привод вилки 36 муфты 22 двойного перекрестного синхронизатора осуществляется от трехпозиционного гидроцилиндра 37, а привод вилок 38-41 муфт одинарных синхронизаторов 15 осуществляется от двухпозиционных гидроцилинд ров 4 2-4 5.

Устройство работает следующим образом.

В нейтральном положении все муфты синхронизаторов разомкнуты. При включении фрикционной муфты 5 че.рез пару шестерен 7 и 9 вращается внутренний концентричный промежуточный вал 11, а при включении фрикционной муфты 6 через пару шес- терен 8 и 10 вращается наружный концентричный промежуточный вал. 12.

Для включения первой перецачи муфта 22 двойного перекрестного синхронизатора перемещается вправо, блокируя ступицу 20 вала 12. с шестерней 13, а затем включается фрикционная муфта б. Поток мощности передается от фрикционной муфты 6 через вал 2, пару шестерен 8 и 10, 35 промежуточный вал 12, ступицу 20 и муфту 22, пару шестерен 13.и 27 на вторичный вал 29.

Для переключения на вторую передачу предварительно в процессе движе- 40 ния на первой включается муфта 25, которая блокирует ступицу 23 вала 11

:с шестерней 13, в результате чего фрикционйая муфта 5 получает вращение от вторичного вала 29. Переход 45 на вторую передачу производится плавным переключением с перекрытием (без разрыва потока мощности) с фрикционной муфты 6 на фрикциониую муфту 5. Поток мощности передается от фрикционной муфты 5 через вал

1, .пару шестерен 7 и 9, промежуточный вал 11, ступицу 23 и муфту 25, пару шестерен 13 и 27 на вторичный .:вал 29.

Для переключения на третью передачу предварительно в процессе движения на второй .выключается муфта

22 и включается муфта 26, которая блокирует ступицу 24 вала 12 с шестерней 14, в результате чего фрик- 60 ционная муфта 6 получает вращение от вторичного вала 29 через пару шестерен 28 и 14. Переход на третью передачу осуществляется плавным переключением с перекрытием с фрик- ционной муфты 5 на фрикционную му рту 6. Поток мощности передается от фрикционной муфты б через вал ?,пару шестерен 8 и 10, вал 12, стуйицу 24 и му рту 26, пару шестерен 14 и 28 на вторичный вал 29.

Для переключения на четвертую передачу предварительно в процессе движения на третьей отключается муфта

25,а муфта 22 двойного перекрестного синхронизатора перемещается влево,блокируя тем самым ступицу 19 промежуточного вала 11 с шестерней 14, в результате чего фрикционная муфта 5 получает вращение от вторичного вала 29 через пару шестерен

28 и 14. Переход на четвертую передачу осуществляется плавным переключением с перекрытием с фрикционной муфты б на фрикционную муфту 5. Поток мощности передается от фрикционной муфты 5 через вал 1, пару шестерен 7 и 9, промежуточный вал ,11, ступицу 19, муфту 22, пару шестерен 14 и 28 на вторичный вал 29, Для переключения на пятую передачу предварительно отключается муфта 26 и включается муфта 31, которая блокирует вторичный вал 29 с первичным валом 2. Переход на пятую передачу осуществляется переключением с перекрытием с фрикционной муфты 5 на фрикционную муфту 6. Поток мощности передается от фрикционной муфты 6 через вал 2, муфту

31 и ступицу 30 на вторичный вал

29. Йпя переключения на шестую (повышающую) передачу предварительно отключается муфта 22 и включается муфта 33, которая блокирует приводные шестерни 9 и 10 промежуточньж валов 11 и 12 между собой. Переход на шестую передачу осущсствляется переключением с перекрытием с фрик ционной муфты 6 на муфту 5. Поток мощности передается от муфты 5 через вал 1, пару шестерен 7 и 9, муфту 33, пару шестерен 10 и 8 и муфту 31 на вторичный вал 29.

Реверсивная передача осуществляется от муфты 5 через вал 1, пару шестерен 7 и 9, вал 11, ступицу 23 и ряд шестерен заднего хода 34 и

35. Обратные переключения осуществляются в обратном порядке: с шестой на пятую — отключением муфты

5 и включением курты 6; с пятой на четвертую — отключением муфты 6 и включением муфты 5 после предварительного отключения муфты 33 и включения муфты 22 влево; с четвертой на третью — отключением муфты 5 и.включением муфты 6 после предварительного выключения муфты

31 Ii.включения муфты 26; с третьей на вторую — выключением муфты 6 и включением муфты 5 после предварительного выключения муфты 22 и

1057335

«««

Муфты синхронизаторов

Передача арикционные му<рты

22 25 26 22 31 33

«««

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

Пятая

Шестая

Реверс

Составитель А, Николаев

Редактор С. Квятковская Техред Л,Пилипенко Корректор A. Ференц

Заказ 9490/24 Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4 включения муфты 25; с второй на первую †выключением муфты 5 и включением муфты 6 после предварительного выключения муфты 26 и

Для получения ряда передаточных, отношений по геометрической прогрессии отношение чисел зубьев сопряженных колес должно быть числами этого ряда. Например, при отношении 25 чисел зубьев — — 1; = 1,35;

L9, . 7i{g Яо- 1 35

z, Ец 14 — 2 46 27

0 . получим ряд передаточных отношений:

0,74; 1; 1,35, 1i825i 2i46i Зк32 °

Изменением отношения чисел зубьеВ можно растянуть интервалы на низвключения муфты. 22 двойного перекрестного синхронизатора вправо. В таблице приведена схема указанного выше порядка переключений. ших передачах и уменьшить передаточное отношение высшей передачи. Например, при отношении чисел зубьев

1, — = 1,48, — 1,35

49 Е о„ М ч. Е8 и — 3,2

Ел )

4 получим ряд передаточных отношений:

0,676; 1; 1,35; 2,0, 3,2; 4,73 и т.д.

Экономическая эффективность изобретения:определяется упрошением конструкции — уменьшением числа шестерен коробки передач..

Шестиступенчатая соосная коробка передач и.и.лифшица Шестиступенчатая соосная коробка передач и.и.лифшица Шестиступенчатая соосная коробка передач и.и.лифшица Шестиступенчатая соосная коробка передач и.и.лифшица 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх