Четырехступенчатая коробка передач

 

ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая два концентрично расположенных первичных ваЛа с приъодом от двух сцеплений, ведущие шестерни, расположенные на первичных валах и зацепленные с шестернями вторичного вала, снабженными муфтами . . .Mfff% и синхронизаторами для связи их с вторичным валом, отличающаяс я тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и массы коробки передач, две шестер-. ни вторичного вала выполнены в виде блока, снабженного муфтой и синхронизаторе для связи с вторичным валом , при этом одна из шестерен упомянутого блока зацеплена с ведущей шестерней одного из первичных валов, а вторая шестерня блока сопряжена с дополнительной шестерней, свободно установленной на другом первичном валу и снабженной муфтой и ринхронизатором для связи с первичным валом. „ ж а о ел 7ff Cpuf.f

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„ у„„1060510

3(5D 8 60 К 17 08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ. ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ вЂ”. ч р.-,,, I

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

20 g (21) 3465614/27-11 (22) 05,07.82 (46) 15.12.83. Бюл. Р 46 (72) И.И. Лифшиц и Г.И. Лифшиц (53) 629.113-582.2(088.8) ,(56) 1. REVUE TECHNIQUE automobile, Франция, octobre, 1981, Ю 415, с. 41.

2. Auto volt Франция, octobre, 1980, М 539, с. 39к 40 ° (54)(57) ЧЕТИРЕХСТУПЕНЧА1АЯ КОРОБКА

ПЕРЕДАЧ, содержащая два концентрично расположенных первичных ваЛа с приводом от двух сцеплений, ведущие шестерни, расположенные на первичных валах и зацепленные с шестернями вторичного вала, снабженными муфтами и синхронизаторами для связи их с вторичным валом, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью упрощения конструкции, уменьшения габаритов и массы коробки передач, две шестер-. ни вторичного вала выполнены в виде блока, снабженного муфтой и синхронизатором для связи с вторичным валом, при этом одна иэ шестерен упомянутого блока зацеплена с ведущей шестерней одного иэ первичных валов, а вторая шестерня блока сопряжена с дополнительной шестерней, свободно установленной на другом первичном валу и снабженной муфтой и синхронизатором для связи с первичным валом.

O е

1060510.Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач транспортных машин °

Известны четырехступенчатые двухвальные коробки передач, содержащие первичный и вторичный вал с шестернями постоянного зацепления между первичным и вторичным валом, снабженными муфтами с синхронизаторами для связи шестерен с валами (1 3

Зти коробки передач имеют следук)- 10 щие недостатки: конструктивную сложность из-за большого числа шестерен и муфт с синхронизаторами (четыре ряда шестерен плюс ряд заднего хода и четыре синхронизатора), увеличенное межосевое расстояние между валами, которое определяется необходимостью обеспечения передаточного отношения на первой (низшей) передаче и, следовательно, увеличенные габари- () ты и массу; переключение передач с разрывом потока мощности, в процессе которого ухудшаются динамические и скоростные качества, а также топливная экономичность, Кроме того, в таких коробках передач затруднена автоматизация переключения, Известна четырехступенчатая коробка передач, содержащая два концентрично расположенных первичных вала с приводам от двух сцеплений, ведущие шестерни, расположенные на первичном валу и зацепленные с шестернями вторичного вала, снабженными муфтами и синхронизаторами для связи их со вторичным валом. Зта коробка 35 передач облегчает автоматиэацию и позволяет производить переключение без разрыва потока мощности, так как при включенном одном сцеплении можно замкнуть кинематическую цепь к 4() другому сцеплению с последующим планным переключением с перекрытием с одного сцепления на другое без изменения подачи топлива к двигателю, 1 что улучшает эксплуатационные качес."т-4g за и экономичность (.2 3.

Однако указанная коробка передач характеризуется сложностью конструкции и увеличенными габаритами,, так как число пар шестерен равно числу передач и число синхронизаторов также равно числу передач, а межосевое расстояние определяется передагочным отношением на низшей передаче.

Целью изобретения является упрощение конструкции, уменьшение габаритов и массы коробки передач.

Цель достигается тем, что в коробке передач, содержащей два концентрично расположенных первичных вала с приводом от двух сцеплений, 60 ведущие шестерни, расположенные на первичных валах и эацепленные с щестернями вторичного вала, снабженными муфтами и синхронизаторами для вязи их с вторичным валом, две шестерни вторичного вала выполнены в виде блока, снабженного муфтой и синхронизатором для связи с вторичным валом, при этом одна из шестерен упомянутого блока зацеплена с ведущей шестерней одного из первичных валов, а вторая шестерня блока сопряжена с дополнительной шестерней, свободно установленной на другом первичном валу и снабженной муфтой и синхронизатором для связи с первичным валом.

На фиг.1 приведена кинематическая схема коробки передач, первый вариант; на фиг.2 — то же, второй вариант.

Четырехступенчатая коробка передач содержит концентричные первичные валы 1 и 2, на которых жестко поса жены ведомые диски сцеплений 3 и 4 и ведущие шестерни 5 и 6. Шестерня

5 вала 1 сопряжена с шестерней 7 вторичного вала 8, несущего ступицу

9 с муфтой 10 синхронизатора, сопряженной с блокирующим зубчатым венцом

11 шестерни 7. Шестерня 6 вала 2 сопряжена с шестерней 12 установленного на вторичном валу 8 блока 13 шестерен, блокирующий зубчатый венец 14 которого сопряжен с муфтой

15 синхронизатора, ступица..16 которой установлена на вторичном валу 8.

Вторая шестерня 17 блока 13 сопряжена с шестерней 18, свободно установленной на одном первичном валу.

На валу 1 установлена ступица 19 с муфтой 20 синхронизатора, сопряженной с блокирующим зубчатым венцом

21 шестерни 18. Шестерни 22 и 23 заднего хода могут быть жестко установлены на первичном и вторичном валах и сопряжены через паразитную шестерню (не показана) или одна из этих шестерен может быть выполнена на муфте 10 синхронизатора, Привод вилок (не показаны) муфт 10, 15 и

20 синхронизаторов осуществляется от двухпозиционных гидроцилиндров (не показаны), Четырехступенчатая коробка передач работает следующим образом, В нейтральном положении муфты

10 15 и 20 выведены из зацепления с блокирующими зубчатыми венцами

11, 14 и 21 шестерен 7, 17 и 18.

Шестерня 7 свободно вращается на вторичном валу при включении сцепления 3, а блок 13 шестерен 12 и

17 свободно вращается на вторичном валу при включении сцепления 4 °

Для включения первой передачи муфты 10 и 20 вводятся в зацепление с блокирующими зубчатыми венцами

11 и 21 шестерен 7 и 18 и замыкается сцепление 4, Поток мощности передается от сцепления 4 через вал 2, шестерни 6, 12, 17, 18, 5, 7 на вто1060510

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

Задний ход 1

Задний ход 11 х ричный вал 8, Передаточное отношение на первой передаче определяется произведением отношения чисел зубьев трех пар шестерен.

Для переключения на вторую передачу не требуется производить каких-либо дополнительных переключений муфт синхронизаторов. Достаточно лишь произвести плавное переключение с перекрытием со сцепления 4 на сцепление 3. Это упрощает систему 10 управления переключением муфт синхронизаторов. Поток мощности на ьторой передаче передается от сцепления 3 через вал 1 и пару шестерен

5-7 на вторичный вал 8. 15

В процессе движения на второй передаче (перед переключением на третью) муфта 20 выводится из зацепления с блокирующим зубчатым венцом 21, а муфта 15 вводится в зацепление с блокирующим зубчатым венцом 14. После этого для переключения на третью передачу достаточно произвести плавное переключение с перекрытием со сцепления 3 на сцепление

4. Поток мощности передается от сцепления 4 через вал 2 и пару шестерен б и 12 на вторичный вал 8.

Первая реверсивная передача осуществляется от сцепления 3 через ряд заднего хода при всех отключенных муфтах.

Вторая реверсивная передача осуществляется от сцепления 4 при замкнутой муфте 20. Поток мощности передается от сцепления 4 через вал 2, шестерню б, блок 13 шестерен, шестерню 18, замкнутую муфту 20, вал

1, ряд шестерен 22-23 заднего хода на выходной вал 8. Движение на обеих реверсивных передачах может произ†60 водиться при замкнутой муфте 20 и отключенных муфтах 10 и 15, а переключение с первой реверсивной на вторую и обратно производится без разрыва потока мощности путем перек- 65

B процессе движения на третьей передаче (перед переключением на четвертую) муфта 10 выводится из зацепления с блокирующим зубчатым венцом 11, а муфта 20 вводится в зацепление с блокирующим зубЧатым венцом 21. Для включения четвертой передачи производится переключение с перекрытием со сцепления 4 на сцепление 3. Поток мощности передается от сцепления 3 через вал 1 и пару шестерен 18-17, Переключения вниз производятся в обратном порядке. Переключение с четвертой на третью передачу производится при замкнутых муфтах 15 и 20 синхронизаторов переключением со сцепления 3 на сцепление 4. Для переключения с третьей на вторую передачу предварительно выключается муфта 20 и включается муфта 10, затем выключается сцепление 4 и включается сцепление 3. Для переключения со второй на первую передачу предварительно выключается муфта 15 и включается муфта 20, а затем выключается сцепление 3 и включается сцепление 4.

Указанный порядок переключения приведен в таблице, лючения со сцепления 3 на сцепление

4 и наоборот. Вторая реверсивная передача позволяет получить большое передаточное отношение при малом межосевом расстоянии, так как редукция осуществляется через три ряда зубчатых зацеплений.

Эффективность предлагаемого изобретения заключается в упрощении конструкции коробки передач, так как уменьшается число шестерен и муфт синхроннэаторов. Кроме того, уменьшается межосевое расстояние и, следовательно, снижаются габариты, масса, металлоемкость. Увеличиваются кинематические возможности, так как один ряд заднего хода обеспечивает две реверсивные перЕдачи.

Составитель A. Хабаров

Редактор М. Бандура Техред О.Неце Корректор Г, Решетник

Закаэ 9940/20 Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по деламмизобретений и открытий

113035, Москва, Ж-Э5, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Четырехступенчатая коробка передач Четырехступенчатая коробка передач Четырехступенчатая коробка передач Четырехступенчатая коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх