Десятиступенчатая коробка передач

 

ДЕСЯТИСТУПЕНЧАТАЯ КОР.ОБКА ПЕРЕДАЧ, содержсццая два с приводом от двух сцеплений концентрич 1ых первичных вала, ведущие шестерни которых зацеплены с приводными шестернями двух концентрично расположенных промежуточных валов, и соосный с первичными вторичный вал, содержсши1й шестерни, зацепленные с ведомыми шестернями промежуточных валов, муфты с синхронизаторами на ступицах, , . установленных на вторичном валу для соединения шестерен с вторичнымвалом и первичного и вторичного валов между собой, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции , шестерни двух концентрично расположенных промежуточных валов выполff-BS 5 / 7 f-33 f2 fO 64838 Id ff-J7f7 0 f 233 33BrSSO нены в виде двух блоков, свободно установленных на этих валах, причем каждый блок снабжен с обеих сторон .зубчатыми венцами синхронизаторов и по обе стороны каждого.блока шестерен на этих же валах жестко установлены ступицы муфт синхронизаторов, между которыми свободно расположена опора, сопрягаемая со средней частью муфт синхронизатора, по краям которых выполнены зубчатые венцы, связанные с зубчатыми венцами синхронизаторов блока шестерен наружного промежуточного веша и ступицы муфты внутреннего промежуточного вала, а также с зубчатыми венцами синхрони;заторов блока внутреннего промежуточ ного вала для перекрестного соединения блоков шестерен и, ступицы промежуточных валов, а ступицы, располо женные с внешних сторон блоков шестере« , снабжены муфтами для совдинения с этими блоками, причем приводные5 шестерни концентрично расположенных промежуточных валов снабжены муфтой для соединения между собой. о: tsD О 00 4 22Z73ft32627 2025Sf28jfOjyZ

(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИ4ЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(51) Б 60 К 17 08 с

Асс

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3493660/27-11 (22) 20.09.8 2 (46) 23. 12. 83, Бюл. Р 47 (72) И. И. Лифшиц и Г. И. Лифшиц (53) 629. 113-582. 2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 846328, кл; В 60 К 17/08, 1981 (прототип). (54)(57) ДЕСЯТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА

ПЕРЕДАЧ, содержацая два с приводом от двух сцеплений концентричных пер вичных вала, ведуцие шестерни которых зацеплены с приводными шестернями двух концентрично расположенных промежуточных валов, и соосный с первичными вторичный вал, содержащвй шестерни, зацепл(нные с ведомыми шестернями промежуточных валов, муфты с синхронизаторами на ступицах, установленных на вторичном валу для соединения шестерен с вторичным: валом и первичного и вторичного валов между собой, о т л и ч а ю Ш а я с я тем, что, с целью упрошения конструкции, шестерни двух концентрично расположенных промежуточных валов выполиены в виде двух блоков, свободно установленных на этих валах, причем каждый блок снабжен с обеих сторон зубчатыми венцами синхронизаторов и по обе стороны каждого. блока шестерен на этих же валах жестко установлены ступицы муфт синхронизаторов, между которыми свободно расположена опора, сопрягаемая со средней частью муфт синхронизатора, по краям которых выполнены зубчатые венцы, связанные с зубчатыми венцами синхронизаторов блока шестерен наружного промежуточного вала и ступицы муфты внутреннего промежуточного вала, а также с зубчатыми венцами синхронизаторов блока внутреннего промежуточ-Е ного вала для перекрестного соединения блоков шестерен и, ступицы промежуточных валов, а ступицы, располо» уавв женные с внешних сторон блоков шес- % е терев, снабжены муфтами для соединения с этими блоками, причем приводные шестерни концентрично расположенных промежуточных валов снабжены муфтой для соединения между собой.

1062034

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач транспортных машин.

Известна коробка передач, содержащая два с приводом от двух сцепле«ий концентричных первичных вала, ведующие шестерни которых зацеплены с приводными шестернями двух концент:-ично расположенных промежуточных валов, и соосный с первичными вторич:-:ый вал, содержащий шестерни, зацепленные с ведомыми шестернями проме ..Уто-пп.|х валов, муфты с синхрониза- . торами на ступицах, установленных на вторичном валу для соединения шестерен с вторичным валом и первичного и вторичного валов между собой (1) .

Недостаток известной коробки передач — сложность конструкции, так как число пар шестерен не может

Сыть менее числа передач. Для десятиступенчатого исполнения потребуется одиннадцать пар шестерен только для передач переднего хода.

Цель изобретения — упрощение конcтрукции коробки передач.

Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач, содержащей два с приводом от двух сцеплений концентричных первичных вала, ведущие шестерни которых эацеплены с приводными шестернями двух концентрично расположенных промежуточных валов, и соосный с первичными вторичный вал, содержащий шестерни, зацепленные с ведомыми шестернями промежуточных валов, муфты с синхронизаторами на ступицах, установленчых на вторичном валу для соединения шестерен с вторичным валом и первичного и вторичного валов между собой, шестерни двух концентрично расположенчых промежуточных валов выполнены в виде. двух блоков, свободно установленных на этих валах, причем каж-. дый блок снабжен с обеих сторон зубчатыми венцами синхронизаторов и по обе стороны каждого блока шестерен на этих же валах жестко установлены ступицы муфт синхронизаторов, между которыми свободно расположена опора, аопрягаемая ао средней частью муфт синхронизатора, по краям которых выполнены зубчатые венцы, связанные с

".-убчатыми венцами синхронизаторов блока шестерен наружного промежуточного вала и ступицы муфты внутренне-.о п р о мMеeж.у тTоoч нHоoг.о в а ла, а также с

-..Убчатыми венцами синхронизаторов блока внутреннего промежуточного вола для перекрестного. соединения блоков шестерен и ступицы промежуточных валов, а ступицы, расположенные с внешних сторон блоков шестерен, „"набжены муфтами для соединения с тими блоками, причем приводные шестерни концентрично расположенных промежуточных валов снабжены, муфтой для соединения между собой.

На чертеже приведена кинематическая схема предлагаемой десятиступенчатой коробки передач.

Десятиступенчатая коробка передач содержит концентричные первичные валы 1 и 2, на которых жестко закреплены ступицы 3 и 4 сцеплений 5 и 6 и

10 ведущие шестерни 7 и 8, сопряженные с приводными шестернями 9 и 10 концентричных промежуточных валов 11 и

12, на которых свободно установлены блоки 13 и 14 шестерен с зубчатыми

15 венцами 15, 16 и 17, 18, сопряженными с ведомыми шестернями 19, 20 и

21, 22 вторичного вала 23, которые снабжены зубчатыми венцами 24, 25 и

26, 27 синхронизаторов, муфты 28 и 29 которых подвижно установлены на ступицах 30 и 31, закрепленных на вторичном валу 23, на котором закреплена также ступица 32, муфта 33 которой служит для зацепления с зубчатым венцом 34 синхронизатора, которым снабжена ведущая шестерня 8 первич ного вала 2. Блоки 13 и 14 шестерен с обеих сторон снабжены зубчатыми венцами 35, 36 и 37, 38 синхрониэа30 торов, а меиду блоками 13 и 14 на концентричных промежуточных валах 11 и 12 закреплены блокирующие ступицы

39 и 40, между которыми свободно установлена направляющая ступица 41

35 двойного перекрестного синхронизатора, несущая муфту 42 этого синхронизатора, с зубчатыми венцами 43 и 44 по краям, сопрягаемыми с зубчатыми венцами ступиц 39 и 40 и зубчатыми венцами 36 и 37 синхронизаторов блоков 13 и 14, по другие стороны которых на валах 11 и 12 закреплены ступицы 45 и 46 одинарных синхронизаторов, муфты 47 и 48 которых сопряжены с зубчатыми венцами 35 и 38 бло-

45 ков 13 и 14. Приводные шестерни 9 и 10 валов 11 и 12 снабжены муфтой 49 для соединения между собой.

Венцы 50 и 51 шестерен заднего хода выполнены на блоке 13 и муфте 28 и сопряжены между собой через промежуточную шестерню (не показана).

Приводы вилок (не показаны) муфт осуществляются от двух- или трехпозиционных гидроцилиндров (не показа55 ны) .

Увеличение числа зубчатых зацеплений на блоках 13 и 14 шестерен увеличивает число передач на величину, в два раза большую числа добавочных

60 зацеплений.

Десятиступенчатая коробка передач работает следующим образом.

В нейтральном положении все муфты .синхронизаторов разомкнуты. При включении сцепления 5 через пару шес1062034 Передача

Сцепления

Муфты синхронизаторов

Схема силового потока (позиция на схеме) 5 б 42 47 48 42 33 49 28 29 28 29

Первая

6-8-10-12-40-42-36-13-15-19-24-28-30-23 х х

5-7-9=11-45-47-35-13-15-19-24-28-30-, -23

Вторая

6- .8-10-12-46-48"38-14-18-22-27-29-31-

-23

Третья

Четвертая х

5- 7.-9-1 1= 39-42- 37-14-18-22-27-29-31-23

6-8-10-12-40-42-36-13-16-20-25-28-30-23

Пятая х

5-7-9-11-45-47-35-13-16-20-25-28-30-23

Шестая терен 7 и 9 вращается внутренний концентричный промежуточный вал 11, а при включении сцепления б через .пару шестерен 8-10 вращается наружный концентричный промежуточный вал 12. Одинарными муфтами 47 и 48 и двойной перекрестной муфтой 42 блоки 13 и 14 шестерен могут быть соединены.с валами 11 и.12.

Если один блок соединен с двумя промежуточными валами, одна пара зацепления этого блока дает две смежные передачи, переключение между которыми осуществляется плавным переходом с перекрытием с.одного сцепления на другое, т.е. со сцепления 5 на сцепление 6 или наоборот.

Если блоки .соединены с разными промежуточными валами, смежные передачи при.переключении Между сцеплениями обеспечиваются зубчатыми зацеп-. лениями разных блоков. Это дает возможность переключить силовой поток при переходе с одного сцепления на другое только с помощью сцеплений, так как при замыкании кинематической цепи от одного из сцеплений (5 или 6) на вторичный .вал 23 второе сцепление может быть подключено к вторичному валу 23 по одной из двух кинематических цепей — через тот же блок и ту же пару шестерен между блоком и вторичным валом или через другой блок, что обеспечивает кинематические цепи на всех смежных передачах от разных сцеплений и переключение между смежными передачами только переключением сцеплений без разрыва потока мощности.

Поскольку разомкнутое сцепление в зависимости от направления переключения вращается с оборотами, несколько большими или меньшими замкнутого сцепления, а разность их оборотов пропорциональная интервалу между передаточными числами на смежных ступенях, то с увеличением числа ступеней и уменьшением интервала между ними

20 облегчается процесс переключения, снижается работа буксования сцеплений и сужается диапазон работы Двигателя, что способствует увеличению экономичности

25 Порядок и схема переключения передач r риведены в таблице (для двойных муфт стрелкой указано направление ,включения).

1062034

Продолжение таблицы

Схема силового, потока Гпоэиция . на схеме) Сцепления 5 <6

Передача,Муфты CHHXpOHH3GTopOB

42 47 48 2 33 4!3

-) х 6-8-10-12-46-48-38-14-17-21-26-29-31-

-23

Седьмая х 5-7-9-11-39-42-14-17"21-26-29-31-23

Восьмая х

Девятая

6-34-33-32-23.

5-7-9-49-10-8-34-33— 32-23

Десятая

6-8-10-12-40-36-13-50-51- 28-30-23

Реверс 1 х х

5-7-9-11-4 5-4 7-35- 13-50-51-28-30-23

Реверс 2 Составитель A.Õàáàðîâ Редактор С.Саенко техред М,Тепер Еорректор .Ильин

Заказ 10133/17 Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

rio делам изобретений и открытий

113035, Москва, Е-35, Раушская наб., д.4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãoðoä, ул.Проектная, 4

Дугами и линиями со стрелками указана последовательность переключения элементов. Прн работе на любой иэ передач переднего хода одновременно мо-40 гут быть включены муфты синхронизаторов смежной с ней (верхней или нижней),. передачи для последующего переключения сцеплений-.

Для получения ряда передаточных 45 ,отношений по геометрической прогрес-, сии отношение чисел зубьев сопряженных колес должно быть числами этого ряда. Например, при отношении чисел зубьев 50 — =1 — =1 69 — =1,69

®,,82, и

16 8 . 2 — =2 2 — =2 86 — =2 86

9 (О <9

7 В у получают ряд передаточных отношений со знаменателем прогрессии 1,3 . 1g =8,2,, дд=6,3; лпд =4,84; =3g72g tv =2/86i fy(=2Г2 лун =1 69j си — — 1,3; 1 >-1i (х =,О i 77; <<> — -2,86 g Н =2,2 R j .де „вЂ”" ° и со

И

Технико-экономическая эффективность определяется упрошением конструкции коробки передач с двумя концентричными первичными валами с при- водом от двух сцеплений, предназначенной для осушествления десяти передач, так как для получения десяти передач переднего хода используется только шесть пар шестерен, чтр позволяет упростить трансмиссию транспортных машин.

Десятиступенчатая коробка передач Десятиступенчатая коробка передач Десятиступенчатая коробка передач Десятиступенчатая коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх