Гидравлическая система управления погрузочно-транспортной машиной

 

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНОЙ/ содержащая трехпозиционный гидрораспределитель рулевого механизма, гидравлически соединенный посредством напорной гидролинии с последовательно расположенными в ней дросселем и обратным гидроклапаном с гидронасосом рулевого управления, сливной гидролинии - с гидробаком и рабочих гидррлиний с установленными в них гидрозамками - с исполнительными гидроцилиндрами поворота, два трехпозиционных семилинейных гидрораспределителя управления рабочим органом, каждый из которых гидравлически соединен двумя напорными линиями с гидронасосом рабочего органа, одна из которых соединена с гидронасосом через обратный гидроклапан, тремя сливными линиями - с гидробаком и двумя рабочими линиями - с исполнительным гидроцилиндром рабочего органа, двухпозиционный трехлинейный гидроуправляемый гидрораспределитель, установленный в напорной гидролинии между гидронасосом рабочего органа и гидрораспределителями рабочего органа, полость управления которого и одна из линий через обратный гидроклапан соединены с напорной гидролинией гидронасоса рулевого управления соответственно между дросселем и обратным гидроклапаном, дросселем и гидрораспределителем рулевого механизма, два предохранительных гидроклапана, установленных между напорными гидролиниями обоих гидронасосов и слив.ными гидролиниями, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД системы, трехпозиционный гидров распределитель рулевого механизма выполнен пятилинейным,- одна из линий которого соединена с напорной гидролинией гидронасоса рулевого управления, вторая - с гидробаком, третья и четвертая - с упомянутыми рабочими гидролиниями рулевого механизма, а пятая - с напорной гидролинией гидронасоса рабочего органа, причем в нейтральном положении гидрораспределителя первая, третья, четвертая и о: пятая линии соединены между собой в од00 ном из крайних положений, первая линия .со соединена с третьей, а вторая - с четвертой , а в другом крайнем положении - первая линия соединена с четвертой, а втооо рая - с третьей.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК. SU„„1068318 (Я1) В 62 13 5/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3498270/27-11 (22) 11.10.82 (46) 23.01.84. Бюл. № 3 (72) А. А. Онищенко, В. Ф. Шматко,А. И. Дронов и Ю. М. Словесный (71) Донецкое производственное объединение по. горному машиностроению (53) 629.113.014.5 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 867754, кл. В 62 D 5/06, 1980.

2. Патент Англии № 1466605, кл. В 02 F 9/22, 1973 (прототип). (54) (57) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

УПРАВЛЕНИЯ ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНОЛ МАШИНОЙ, содержащая трехпозиционный гидрораспределитель рулевого механизма, гидравлически соединейный посредством напорной гидролинии с последовательно расположенными в ней дросселем и обратным гидроклапаном с гидронасосом рулевого управления, сливной гидролинии — с гидробаком и рабочих гидролиний с установленными в них гидрозамками — с исполнительными гидроцилиндрами поворота, два трехпозиционных семилинейных гидрораспределителя управления рабочим органом, каждый из которых гидравлически соединен двумя напорными линиями с гидронасосом рабочего органа, одна из которых соединена с гидронасосом через обратный гидроклапан, тремя сливными линиями — с гидробаком и двумя рабочими линиями — с исполнительным гидроцилиндром рабочего органа, двухпозиционный трехлинейный гидроуправляемый гидрораспределитель, установленный в напорной гидролинии между гидронасосом рабочего органа и гидрораспределителями рабочего органа, полость управления которого и одна из линий через обратный гидроклапан соединены с напорной гидролинией гидронасоса рулевого управления соответственно между дросселем и обратным гидроклапаном, дросселем и гидрораспределителем рулевого механизма, два предохранительных гидроклапана, установленHbIx между напорными гидролиниями обоих гидронасосов и сливными гидролиниями, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД системы, трехпозиционный гидрораспределитель рулевого механизма выполнен пятилинейным, одна из линий которого соединена с напорной гидролинией гидронасоса рулевого управления, вторая — с гидробаком, третья и четвертая — с упомянутыми рабочими гидролиниями рулевого механизма, а пятая — с напорной гидролинией гидронасоса рабочего органа, причем в нейтральном положении гидрораспределителя первая, третья, четвертая и пятая линии соединены между собой в одном из крайних положений, первая линия соединена с третьей, а вторая — с четвертой, а в другом крайнем положении — первая линия соединена с четвертой, а вторая — с третьей.

1068318

15

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гидравлической системе управления погрузочно-транспортной машиной.

Известна гидравлическая система управления погрузочно-транспортной машиной, состоящая из двух независимых гидросистем: гидросистемы управления поворотом машины и гидросистемы управления погрузочным органом (1 .

Недостатком этого решения является то, что производительность гидронасоса гидросистемы рулевого управления используется частично, а также при выходе гидронасоса рулевого управления из строя машина становится неуправляемой, т. е. имеет пониженную безопасность.

Известна также гидравлическая система управления погрузочно-транспортной машиной, содержащая трехпозиционный гидрораспределитель рулевого механизма, гидравлически соединенный посредством напорной гидролинии с последовательно расположенными в ней дросселем и обратным гидрокла паном с гидронасосом рулевого управления, сливной гидролинии — с гидробаком и рабочих гидролиний с установленными в них гидрозамками с исполнительными гидроцилиндрами поворота, два трехпозиционных семилинейных гидрораспределителя управления рабочим органом, каждый из которых гидравлически соединен двумя напорными линиями с гидронасосом рабочего органа, одна из которых соединена с упомянутым гидронасосом через обратный гидроклапан, тремя cJIHBAbIMH линиями с гидробаком и двумя рабочими линиями— с исполнительным гидроцилиндром рабочего органа, двухпозиционный трехлинейный гидроуправляемый гидрораспределитель, установленный в напорной гидролинии между гидронасосом рабочего органа и гидрораспределителями рабочего органа, полость управления которого и одна из линий через обратный гидроклапан соединены с напорной гидролинией гидронасоса рулевого управления соответственно между дросселем и обратным гидроклапаном, дросселем и гидрораспределителем рулевого механизма, два предохранительных гидроклапана, установленных между напорными гидролиниями обоих гидронасосов и сливными гидролиниями (2) .

Недостатком известного технического решения является невозможность совместного использования всех гидронасосов и тем самым низкий КПД их использования.

Целью изобретения является повышение

КПД системы.

Указанная цель достигается тем, что в гидравлической системе управления погрузочно-транспортной машиной, содержащей трехпозиционный гидрораспределитель рулевого механизма, гидравлически соединенО

55 ный посредством напорной гидролинии с последовательно расположенными в ней дросселем и обратным гидроклапаном с гидронасосом рулевого управления, сливной гидролинии — с гидробаком и рабочих гидролиний, с установленными в них гидрозамками — с исполнительными гидроцилиндрами поворота, два трехпозиционных семилинейных гидрораспределителя управления рабочим органом, каждый из которых гидравлически соединен двумя напорными линиями с гидронасосом рабочего органа, одна из которых соединена с гидронасосом через обратный гидроклапан, тремя сливными линиями — с гидробаком и двумя рабочими линиями — с исполнительным гидроцилиндром рабочего органа, двухпозиционный трехлинейный гидроуправляемый гидрораспределитель, установленный в напорной гидролинии между гидронасосом рабочего органа и гидрораспределителями рабочего органа, полость управления которого и одна из линий через обратный гидроклапан соединены с напорной гидролинией гидронасоса рулевого управления соответственно между дросселем и обратным гидроклапаном, дросселем и гидрораспределителем рулевого механизма, два предохранительных гидроклапана, установленных между напорными гидролиниями обоих гидронасосов и сливными гидролиниями, трехпозиционный гидрораспределитель рулевого механизма выполнен пятилинейным, одна из линий которого соединена с напорной гидролинией гидронасоса рулевого управления, вторая — с гидробаком, третья и четвертая — с упомянутыми рабочими гидролиниями рул ного механизма, а пятая с напорной гидролинией гидронасоса рабочего органа, причем в нейтральном положении гидрораспределителя первая, третья, четвертая и пятая линии соединены между собой в одном из крайних положений, первая линия соединена с третьей, а вторая с четвертой, а в другом крайнем положении — первая линия соединена с четвертой, а вторая — с третьей.

На чертеже изображена принципиальная схема гидравлической системы управления погрузочно-транспортной машиной при нейтральном положении гидрораспределителя рулевого механизма.

Гидравлическая система управления погрузочно-транспортной машиной включает в себя гидронасос 1, соединенный всасывающей гидролинией 2 с гидробаком

3, а напорной гмдролинией 4 через обратный гидроклапан 5 и напорную гидролинию 6 с дросселем 7 — со входом трехходового пятилинейного гидрораспределителя 8 рулевого механизма, первая и вторая линии которого гидролиниями 9 и 10 соединены со входами гидрозамка 11, выходы которого гидролиниями 12 и 13 соединены с полостями исполнительных гидро1068318 цилиндров 14 и 15, третий выход гидрораспределителя рулевого механизма 8 через обратный гидроклапан 16 соединен с напорной гидролинией 17 гидросистемы управления рабочим органом 18, а четвертый выход соединен через общую сливную гидролинию 19 и фильтр 20 с гидробаком 3, гидронасос 21, соединенный всасывающей гидролинией 22 с гидробаком 3, а напорной гидролинией 23 — со входом двухпозиционного гидрораспределителя 24, один выход которого соединен с напорной гидролинией 17, а второй выход — через обратный гидрокла пан 25 — с напорной гидролинией 6 между дросселем 7 и входом в гидрораспределитель рулевого механизма 8. Система включает также предохранительные гидроклапаны 26 и 27, через которые напорные гидролинии, соответственно 4 и 23 соединены со сливной гидролинией 19, предохранительные клапаны 28 и 29 гидрозамка 11, через которые, соответственно гидролинии 12 и 13 соединены со сливной гидролинией 19; трехходовой семилинейный гидрораспределитель 30 управления гидроцилиндром поворота ковша 31, одна линия которого соединена с напорной гидролинией 17, вторая — с напорной гидролинией через обратный гидроклапан 32, одна линия соединена со входом аналогичного трехходового семилинейного гидрораспределителя 33 управления гидроцилиндром поворота стрелы 34, другие две линии которого соединены со сливной гидролинией 19, четвертая и пятая линии гидролиниями 35 и 36 соединены со штоковыми и поршневыми полостями гидроцилиндров поворота ковша 31, гидрораспределитель 33 одной линией соединен с напорной гидролинией

17, второй линией также посредством напорной гидролинии 17 через обратный гидроклапан 32, тремя линиями соединен со сливной гидролинией 19, а двумя линиями через гидролинии 37 и 38 соединен со штоковыми и поршневыми полостями гидроцилиндров поворота стрелы 34; предохранительные гидроклапаны 39 и 40, соединяющие, соответственно гидролинии 35 и 37 со сливной гидролинией 19; обратные гидроклапаны 41 и 42 соединяющие, соответственно гидролинии 35 и 36 со сливной гидролинией 19. Кроме того, устройство включает механическую обратную связь 43 унравления гидрораспределителем 8, двигатель 44 машины, приводящий во вращение гидронасосы 1 и 21 посредством механической связи 45, пружину 46 управления гидрораспределителя 24, руль

47 управления гидрораспределителя 8 и шарнирно-сочлененные полурамы 48 и 49.

Гидравлическая система управления погрузочно-транспортной машины работает следующим образом.

При нейтральном положении гидрораспределителей 8, 30 и 33 и малых оборотах двигателя машины 44 поток масла от гидронасоса 1 по напорной гидролинии 4 через обратный гидроклапан 5, напорную гидролинию 6 с дросселем 7, через гидрораспределитеЛь 8 и обратный гидроклапан 16 поступает в напорную гидролинию 17, проходит через гидрораспределитель 30 и 33 и сливную гидролинию 19, а из нее через фильтр 20 в гидробак 3. Одновременно из гидронасоса 21 поток масла поступает через напорную гидролинию 23 в двухпозиционный гидрораспределитель 24, который, вследствие малого потока масла через дроссель 7 и малого давления перед ним, 15 пружиной 46 установлен в положение, при котором напорная гидролиния 23 через обратный гидроклапан 25 соединена с напорной гидролинией 6, в которой поток масла от гидронасоса 21 соединяется с потоком масла от гидронасоса 1 и про20 ходит через гидрораспределитель 8 и далее, как описано. выше.

Вращением руля 47 гидрораспределитель 8 устанавливаем в одно из рабочих его положений (например, сдвигаем вправо).

При этом напорная гидролиния 6 отсоединяется от гидролинии 17 и соединяется с гидролинией 9, а гидролиния 10 соединяется со сливной гидролинией -19. Поток масла по гидролинии 9 поступает в гидрозамок 11 и сдвигает его золотник вправо, 30 соединяя гидролинию 9 с гидролинией 12, а гидролинию 13 — со сливной гидролинией 19. Вследствие этого шток рулевого гидроцилиндра 15 втягивается вовнутрь, а шток рулевого гидроцилиндра 14 выталкивается наружу, разворачивая полура35 му 48 машины относительно полурамы 49 в сторону установки их осей на одну линию. При сдвиге гидрораспределителя 8 влево направление потока масла в гидролиниях 12 и 13 изменится на противоположное, по сравнению с описанным выше и полурамы 48 и 49 начнут складываться в другую сторону.

При малых оборотах двигателя 44 в рабочем положении гидрораспределителя рулевого механизма поток масла в семи4 линейные гидрораспределители 30 и 33 не поступает, но в нем нет нужды, так как и в известных конструкциях не используют режим работы двигателя, близкий холостому ходу при работе рабочим органом, так как это может привести к ocgp тановке двигателя.

При повышении оборотов. двигателя 44 давление масла в гидролинии 6 перед дросселем 7 возрастает, и при определенных оборотах давление масла на торец двухпозиционного гидрораспределителя 24 воз растает настолько, что оно превосходит усилие пружины 46 и сдвигает подвижный элемент гидрораспределителя 24, отсоеди1068318 няя напорную гидролинию 23 от гидролинии 6 и соединяя ее с гидролинией 17.

Теперь через пятилинейный гидрораспределитель 8 проходит поток масла только от гидронасоса 1.

При нейтральном положении гидрораспределителя 8 этот поток соединяется с потоком масла от гидронасоса 21 в напорной гидролинии 17, а при рабочем положении гидрораспределителя 8 поступает в рулевые гидроцилиндры 14 и 15. 10

Если одновременно с гидрораспределителем 8 в рабочее положение установить один из гидрораспределителей 30 или ЗЗ, то в гидроцилиндры поворота ковша 31 или 34 поступит масло только от гидронасоса 21.

Одновременная работа рулем 47 и рукояткой управления одного из гидрораспределителей 30 или 31 задача для водителя сложная и может проводиться только при малой скорости работы рулевого устройства и рабочего органа, для чего им достаточно будет потока масла от одного гидронасо- 2О са на каждую из гидросистем.

При нейтральном положении гидрораспределителя 8 в гидросистему управления рабочим органом 18 поступает по напорной гидролинии 17 поток масла от обоих гидронасосов 1 и 21.

Работа гидросистемы управления рабочим органом 18 происходит следующим образом.

Один из ее золотников, например золотник гидрораспределителя 30 устайавливают в рабочее положение движением рукоятки от себя. При этом гидролиния 17 отсоединяется от сливной гидролинии 19 и соединяется через обратный гидроклапан 32 с гидролинией 36, одновременно гидролиния 35 соединяется со сливной гидролинией 19, и шток гидроцилиндра

31 поворота ковша начнет втягиваться вовнутрь. При смещении золотника 30 движением рукоятки на себя с гидролинией 17 соединяется гидролиния 35, гидролиния 36— со сливной гидролинией 19, а шток гидроцилиндра выдвигается наружу. Обычно рабочий ход гидроцилиндра осуществляется работой под давлением его поршневой полости.

Для защиты поршневых полостей гидроцилиндров 31 и 34 от превышения допустимого давления от воздействия внешних сил при нейтральном положении гидрораспределителей 30 и 31, эти полости соединены со сливной гндролинией 19 через предохранительные гидроклапаны 39 и 40. Штоковые полости гидроцилиндров 31 и 34 для защиты от образования в них разряжения при срабатывании предохранительных гидроклапанов 39 и 40 и нейтральном положении гидрораспределителя 30 и 33 соединены через обратные гидроклапаны 41 и 42.

При выходе из строя любого из гидронасосов 1 или 21 гидросистема рулевого управления будет получать полный поток масла от оставшегося в работе второго гидронасоса.

Таким образом, по сравнению с известной в предлагаемой конструкции гидросистемы с двумя гидронасосами обеспечивается работа рулевого устройства достаточным количеством масла при любых оборотах двигателя, работа гидросистемы рабочего органа, в основном потоком масла от двух гидронасосов, увеличивается коэффициент использования во времени работы гидронасосов и уменьшается потеря мощности их холостого хода, упрощается конструкция узла привода вращения гидронасосов, уменьшается необходимый минимальный объем гидробака, повышается безопасность и надежность работы машины.

1068318

Составитель В. Калмыков

Редактор Н. Пушненкова Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 10938/14 Тираж 632 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидравлическая система управления погрузочно-транспортной машиной Гидравлическая система управления погрузочно-транспортной машиной Гидравлическая система управления погрузочно-транспортной машиной Гидравлическая система управления погрузочно-транспортной машиной Гидравлическая система управления погрузочно-транспортной машиной 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к грузоподъемной технике и может быть использовано в гидроприводах разворота задних колес самоходных грузоподъемных кранов на короткобазовом шасси

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к передаточным механизмам рулевого управления

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к рулевым системам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к рулевым механизмам транспортных средств
Наверх