Коробка передач и.и.лифшица для переднеприводного автомобиля

 

Коробка передач для переднеприводного автомобиля, содержащая два концентрично расположенных первичных вала с приводом от двух сцеплений, ведущие шестерни , расположенные на первичных валах и зацепленные с шестернями вторичного вала снабженными муфтами с синхронизаторами для связи их с валом, причем две шестерни вторичного вала выполнены в виде блока, снабженного муфтой с синхронизаторами на ступице, установленной на вторичном валу, при этом одна из шестерен блока зацеплена с шестерней одного, а вторая - другого из упомянутых первичных валов, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, снижения габаритов и массы Kopo6kH передач , вторая шестерня, свободно установленная на втором первичном валу, снабжена с обеих сторон зубчатыми и блокирующими поверхностями синхронизаторов, муфты которых расположены на первой свободно установленной на последнем валу шестерне и ведущей шестерне этого вала, а зацепленная с второй шестерней первичного вала шестерня вторичного вала снабжена (Л муфтой с синхронизатором, установленной на ступице муфты блока шестерен. 00 N 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1113287

А зад В 60 К 17/08 ф у с

1 н .ъ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABT0PCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ а!!,.!,:: е:::::-,-,, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3595981/27-11 (22) 25.05.83 (46) 15.09.84. Бюл. № 34 (72) И. И. Лифшиц и Г. И. Лифшиц (53) 629.113-588.2 (088;8) (56) I. Дымшиц И. И. Коробки передач.

М., Машгиз, 1960, с. 45, рис. 25.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 3465614/1!, кл. В 60 К 17/08, 1982 (прототип). (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И. И. ЛИФШИЦА ДЛЯ ПЕРЕДНЕПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ. (57). Коробка передач для переднеприводного автомобиля, содержащая два концентрично расположенных первичных. вала с приводом от двух сцеплений, ведущие шес% терни, расположенные на первичных валах и зацепленные с шестернями вторичного вала, снабженными муфтами с синхронизаторами для связи их с валом, причем две шестерни вторичного вала выполнены в виде блока, снабженного муфтой с синхронизаторами на ступице, установленной на вторичном валу, при этом одна из шестерен блока зацеплена с шестерней одного, а вторая — другого из упомянутых первичных валов, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, снижения габаритов и массы коробки передач, вторая шестерня, свободно установленная на втором первичном валу, снабжена с обеих сторон зубчатыми и блокирующими поверхностями синхронизаторов, муфты которых расположены на первой свободно установленной на последнем валу шестерне и ведущей шестерне этого вала, а зацеплениая с второй шестерней первичного Я вала шестерня вторичного вала снабжена муфтой с синхронизатором, установленной (/) на ступице муфты блока шестерен.

С:

I I 13287

Изобретение относится к транспортному машиностроению, и, в частности, к коробкам передач транспортных машин.

Известны коробки передач, содержащие первичный и вторичный валы, шестерни постоянного зацепления, муфты с синхронизаторами дли связи шестерен с валами f! J

Для известных коробок передач характер ны конструктивная сложность из-эа большого числа шестерен и муфт с синхронизаторами (число рядов шестерен и число муфт равно числу передач); увеличенное межосевое расстояние между валами, которое определяется необходимостью обеспечения передаточного отношения на первой (низшей) передаче и, следовательно, увеличенные габариты и масса; переключение передач с разрывом потока мощности, в процессе которого ухудшаются динамические и скоростные качества, а также топливная экономичность. Кроме того, в таких коробках затруднена автоматизация переключения.

Известна коробка передач для переднеприводного автомобиля, содержащая два концентричных первичных вала с приводом от двух сцеплений, ведущие шестерни, расположенные на первичных валах и зацепленные с шестернями вторичного вала, снабженными муфтами с синхронизаторами для связи vx с валом, причем две шестерни вторичного вала выполнены в виде блока, снабженного муфтой с синхронизатором на ступице, установленной на вторичном валу. при этом одна иэ шестерен блока зацеплена с шестерней одного, а вторая — с шестерней другого из упомянутых первячных валов 12).

Однако у известной коробки передачи малое число ступеней передач.

Цель изобретения — расширение кинемвтических возможностей, снижение габаритов и массы коробки передач.

Цель достигается тем, что в коробке передач, содержащей два концентрично расположенных первичных вала с приводом от двух сцеплений, ведущие шестерни, расположенные иа первичных валах и зацепленные с шестернями вторичного вала, сн:.бженными муфтами с синхронизаторами для их связи с валом, причем две шестерни вторичного вала выполнены в виде блока, снабженного муфтой с синхронизатором на ступице, установленной на вторичном валу, при этом одна из шестерен блока эацеплена с шестерней одного, а вторая— другого из упомянутых первичных валов, вторая шестерня. свободно установленная на втором первичном валу. снабжена с обеих сторон зубчатыми и блокирующими поверхностямн синхронизаторов, муфты которых установлены на первой свободно установленной на последнем валу шестерне н веАущей шестерне этого вала, а зацепленмуфте синхронизатора.

40 На чертеже приведен вариант компоновки кинематической цепи заднего хода с уста50 ты синхронизаторов снабжены двухпози55

35 ная с второй шестерней первичного вала зиестерня вторичного вала снабжена муфтой с синхронизатором, установленной на ступице муфты блока шестерен.

На чертеже приведена конструктивная схема предлагаемой коробки передач.

Шестиступенчатая коробка передач содержит концентричные первичные валы

1 и 2, на которых посажены ведомые диски сцеплений 3 и 4 и ведущие шестерни 5 и 6.

Шестерня 5 вала 1 сопряжена с шестерней 7 вторичного вала 8, несущего ступицу9 с муфтой 10 синхронизатора, сопряженной с блокирующим зубчатым венцом 11 шестерни 7. Шестерня 6 вала 2 сопряжена, с шестерней 12 установленного на вторичном валу 8 блока шестерен 3, блокирующий зубчатый венец 14 которого сопряжен с муфтой

l5 синхронизатора, ступица 16 которого установлена на ведомом валу 8. Вторая шестерня 17 блока 13 сопряжена с шестерней 18, свободно установленной на первичном валу I, которая снабжена ступицей

19, муфта 20 которой сопряжена с блокирующим зубчатым венцом 21 шестерни 22, также свободно установленной на первичном валу. Шестерня 22 снабжена вторым блокирующим зубчатым венцом 23, сопряженным с муфтой 24 синхронизатора, ступица которой 25 установлена на ведущей шестерне 5. Шестерня 22 сопряжена со свободно установленной на вторичном валу 8 шестерней 26, снабженной блокирующим зубчатым венцом 27, сопряженным с муфтой 28, также установленной на ступице 16 (муфта

28 может быть установлена на ступице 9, если блокирующие поверхности выполнить с торца 29 шестерни 26). Шестерни 30 и 31 заднего хода могут быть жестко установлены на первичном и вторичном валах и сопряжены через паразитную шестерню (на чертеже не показана), или одна из этих шестерен может быть выполнена на новкои шестерни 31 на муфте 15 синхронизатора и шестерни 30 на ступице шестерни 18.

Это позволяет получить две передачи заднего хода, причем одну нз них с большим передаточным отношением при малом межосевом ра сстоя н ни, так как оно осуществляется по кинематической цепи с тройной редукцией (через блок шестерен !3).

Для автоматизации переключений муфционными гидроцилиндрами 32 — 36.

Шестиступенчатая коробка передач работает следующим образом.

В нейтральном положении все муфты синхронизаторов выведены из зацепления с блокирующими зубчатыми венцами соответствующих шестерен. При включении сцепления 3 шестерня 7 свободно враща.ется на вторичном валу 8, а прн включении

1 l l 3287

Первая

Вторая

Третья х х х

Четвертая х

Пятая

Шестая х х

Задний ход

Задний ход (1 сцепления 4 блок 13 шестерен 12 и 17 свободно врац ается на вторичном валу 8.

Первая передача включается блокировкой муфт 20,24 и 10 с зубчатыми венцами

21, 23 и 11 шестерен 22 и 7 с последующим включением сцепления 4. Поток мощности передается от сцепления 4 через блок шестерен 13, шестерни !8, 5 и 7 на вторичный вал 8.

Для переключения на вторую передачу производится плавное переключение с перекрытием со сцепления 4 на сцепление 3 при том же положении муфт синхронизаторов.

Поток мощности передается от сцепления

3 через вал 1 и пару шестерен 5 и 7 на вторичный вал 8.

Перед переключением на третью передачу (в процессе движения на второй) отключается муфта 24, а муфта 28 вводится в зацепление с блокирующим зубчатым венцом 27 шестерни 26. Переключение на третью передачу осуществляется плавным переключением с перекрытием со сцепления 3 на сцепление 4. Поток мощности передается от сцепления 4 через вал 2, блок шестерни !3 и шестерен 18, 22 и 26 на вторичный вал 8.

Перед переключением на четвертую передачу отключается муфта !О- и включается муфта 24. Переключение на .четвертую передачу осуществляется плавным переключением с перекрытием со сцепления 4 на сцепление 3. Поток мощности передается от сцепления 3 через вал 1, пару шестерен 22 и 26 на вторичный вал 8.

Перед переключением на пятую передачу отключается муфта 20 и включается муфта 15. Переход на пятую передачу осуществляется плавным переключением с перекрытием со сцепления 3 на сцепление 4. I!оток мощности проходит со сцепления 4 через пару шест"рен 6 и 12 на вторичный вал 8.

Перед переключением на шестую передачу отключается муфта 28 и включается муфта 20. Переход на шестую передачу осуществляется плавным переключением с перекрытием со сцепления 4 на сцепление

3. Поток мощности проходит со сцепления

10 3 через вал I, заблокированные муфты 20 и 24, пару шестерен 18 и 17 на вторичный вал 8.

Переключения вниз производятся в !

5, обратном порядке. Переключение с шестой на пятую передачу производится при замкнутых муфтах 15,20 и 24 отключением сцепления 3 и включением сцепления 4. Для переключения с пятой на четвертую передачу предварительно выключается муфта

20 20 и включается муфта 28, затем выключается сцепление 4 и включается сцепление

3. Для переключения с четвертой на третью передачу предварительно выключается муфта !5 и включается муфта 20, затем выключается сцепление 3 и включается сцепление 4. Для переключения с третьей на вторую передачу предварительно выключается муфта 24 и включается муфта

I0, затем выключается сцепление.4 и включается сцепление 3. Для переключения со второй на первую передачу предварительно выключается муфта 28 и включается муфта 24, затем выключается сцепление 3 и включается сцепление 4.

В таблице приведен порядок переключения передач!!13287

Составитель А. Хабаров

Редактор Т Парфенова Техред И. Верес Корректор А. Обручар

Заказ 6I42/I5 Тираж 655 Подписное

ВИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I I III .I5, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород. ул. Проектная, 4!

Первая реверсивная передача осущест вляется от сцепления 4 через ряд заднего ходя 30 — 3! при всех отклк>ченных муф; так. Вторая реверсивная передача асуществ1дяется от сцепления 3 через ряд заднего хоДа 30 — 31 при включенных муфтах 20 н 24 и отключенййх " муфтах 10, 15 н 28.

В первом случае поток мощности передается от сцепления 4 через вал 2, блок шес"терен 13 и ряд заднего хода 30 — 31 на выходной вал 8, а во втором — от сцепле- !О иия 3 через вал 1, замкнутые муфты 24 и 20 и ряд заднего хода. 30 — 3! на выходной вал 8, Обе реверси нные передачи могут работать при замкнутых муфтах 20 и 24 и переключение с первой реверсивной на вторую и обратно производится без разрыва потока мощности путем переключения со сцепления 4 на сцепление 3 и наоборот.

Соответствующим выбором чисел ° зубьев можно получить необходимый ряд передаточных чисел. Например, при отношении чисел зубьев + 2,66; « д- = 1,3; - М = 1,43; ††- 1 получаем ряд передаточных чисел на — У! передачах: i,= 3,8 «=2,66; «@=1,86; =1,3 ir = 1; !а=07

Экономическая эффектйвность изо- . бретения определяется упрощением конструкции коробки передач с двумя первичными валамн, приводимыми двумя сцеплениями, так как уменьшается число шестерен и муфт синхронизаторов по сравнению с известными конструкциями. Таким образом снижается масса, габариты н металлоемкость, чему содействует также уменьшение межосевого расстояния. Кроме того, расширяются ки нем атические возможности — четыре пары шестерен и ряд заднего хода при пяти синхронизаторах позволяют получить восемь передач (шесть переднего хода и две реверсивных).

Коробка передач и.и.лифшица для переднеприводного автомобиля Коробка передач и.и.лифшица для переднеприводного автомобиля Коробка передач и.и.лифшица для переднеприводного автомобиля Коробка передач и.и.лифшица для переднеприводного автомобиля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх