Способ контроля технического состояния осевого компрессора

 

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА по авт. св. № 987443, отличающийся тем, что, с целью повышения точности при больших радиальных зазорах между концами лопаток и корпусом компрессора, дополнительно измеряют относительный перепад температуры торможения потока в теж же точках компрессора и по этому перепаду температур корректируют сигнал технического состояния.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И>

j g С 01 М 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ/"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н ABTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВ (61) 9874 43 (21) 3569206/25-06 (22) 28.03.83 (46) 30. 10.84. Бюл. и - 40. (72) В.А. Шумилин (53) 621.438.55(088 ° 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 987443, кл. С 01 И 15/00, 1981. (54) (57) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИ (ЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА по авт. св. N - 987443, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности при больших радиальных зазорах между концами лопаток и корпусом компрессора, дополнительно измеряют относительный перепад температуры торможения потока в теж же точках компрессора и по этому перепаду температур корректируют сигнал технического состояния.

1 1121

Изобретение относится к диагностике осевых компрессоров газотурбинных двигателей и их автоматическому регулированию или других силовых и энергетических установок с осевым компрес- 5, сором.

По основному авт. св. N 987443, известен способ контроля технического состояния осевого компрессора газотурбинного двигателя, заключа- 1п ющийся в измерении относительного перепада полного давления потока воздуха между средним и периферийным радиусами за компрессором:

Ф Ф 15

Ркср. l x.пери<р, м

) к.ср Р н.ср. где P — полное давление потока мсо воздуха за компрессором на среднем радиусе;

Р* е „ — полное давление потока

*nери воздуха за компрессором у периферии;

Р* †.полное давление потока н,c 25 воздуха перед компрессором на среднем радиусе, и в формировании электрического сигнала технического состояния, пропор- gp ционального этому отношению, характеризующего величину относительного радиального зазора на периферии компрессора при его работе, среднего по всей группе ступеней компрессора и °

Однако этот способ дает достаточно точные результаты определения ра- . . диального зазора только при малых расстояниях между концами лопаток 40 ротора и корпусом, а при больших радиальных зазорах точность определения зазора таким способом ухудшается: ошибка может составлять +5X от линейной зависимости, заложенной в сравнивающий блок устройства.

Целью изобретения является повышение точности определения радиального зазора при больших радиальных зазорах .между концами лопаток и корпусом ком-5р прессора, имеющих место при эксплуатации осевых компрессоров при. работе.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу контроля технического состояния осевого компрессо- 55 ра газотурбинного двигателя, заключающемуся в измерении относительного перепада полного давления потока

594 2 воздуха между средним и периферийным радиусами за компрессором и формировании сигнала технического состояния компрессора, дополнительно измеряют относительный перепад температуры торможения потока в тех же точках компрессора и по этому перепаду температур корректируют сигнал технического состояния компрессора.

На чертеже представлена схема .устройства для реализации способа контроля технического состояния компрессора.

Устройство содержит датчики 1, 2 и 3 для измерения полного давления потока воздуха и три датчика (закрытые термопары) 4, 5 и 6 для измерения температуры торможения потока воздуха, из которых датчики 1, 2, 4 и 5 установлены за компрессором (или за группой ступеней компрессора), причем одни из них (1 и 4) расположены на радиусе, близком к периферии проточной части, другие датчики (2 и 5) — на среднем радиусе, третьи датчики (3 и 6) установлены перед компрессором (или перед группой ступеней) на среднем радиусе.

Устройство содержит также дифференциальные блоки 7 и 8, к двум входам которых подключены датчики 1 и

2 полного давления и датчики 4 и 5 соответственно; дифференциальные блоки 9 и 10, к которым подключены датчики 2 и 3 полного давления и термопары 5 и 6 соответственно; решающие блоки 11 и 12 для вычисления отношений указанных перепадов полных давлений и температур торможения потока воздуха в отдельности; сравнивающие блоки 13 и 14; запоминающий блок 15, в котором заложена связь между режимом работы компрессора: частотой вращения ротора и коэффициентом расхода воздуха при входе в ротор, с одной стороны, и величиной фактических относительных радиальных зазоров между лопатками ротора и корпусом, с другой стороны; суммирующий блок

16, в котором производится выработка скорректированного суммарного электрического сигнала; индикатор 17 величины радиальных зазоров и исполнительный механизм 18 регулирования радиальных зазоров. Выходы дифференциальных блоков 7, 9 и 8, 10 соединены с входами решающих блоков 11 и 12, выходы которых подключены к одному з 1121 из входов сравнивающих блоков 13 и

14, к другому входу которых подключен выход запоминающего блока 15. Выход блоков 13 и 14 соединен с суммирующим блоком 16, который соединен с индикатором 17 величины зазоров и исполнительным механизмом 18 регулирования радиальных зазоров.

Емкостные импульсные датчики 19, 20 и 21, непосредственно измеряющие

;фактические радиальные зазоры, ставятся только при экспериментальном ис следовании опытного экземпляра ком. прессора, а при эксплуатации серийных компрессоров они не устанавливаются.

Предлагаемый способ осуществляют следующим образом.

Дифференциальные блоки 7, 9 и 8, 10 получают сигналы соответственно от датчиков 1, 2 и 3 полного давления и от термопар 4, 5 и 6 н передают свои сигналы в решающие блоки

11 и 12,.которые вычисляют отношение сигналов полного давления и,температуры торможения потока. Они подают свои сигналы на один из входов в блоки 13 и 14, на другой вход которых подается сигнал с блока 15 о режиме работы компрессора. В сравнивающих блоках 13 и 14 происходит сопоставление величины сигналов по каждому из двух параметров потока в отдельности с заранее запрограммированным сигналом. Сигналы с блоков

13 и 14 подаются на суммирующий блок 16, в котором происходит их

35 преобразование в третий результирующий сигнал. С блока 16 результирующий откорректированный сигнал подается в индикатор 17 величины радиального зазора и на механизм 18 регулирования зазоров.

При экспериментальном исследовании опытного экземпляра компрессора, оборудованного такой же системой датчиков и блоков, проводят, кроме того, прямые измерения фактических радиальных зазоров с помощью емкостных импульсов датчиков 19, 20 и 21 на различных режимах работы компрес50 сора, которые после доводки опытного экземпляра компрессора снимаются и

594 4 в эксплуатации серийных компрессоров данного типа не ставятся. При этом режимы работы компрессора однозначно,задаются только двумя критериями подобия, например относительной приведенной частотой вращения роторов компрессора и коэффициентом расхода воздуха при входе в ротор. По результатам опытных экспериментов для каждого из возможных режимов работы компрессора.в эксплуатации определяется по меньшей иере четыре значения фактического радиального зазора (средне- го по ступеням компрессора) и находятся соответствующие осредненные функции, связывающие фактические радиальные зазоры, измеренные датчиками 19, 20 и 21,:и относительные перепады полного давления и температуры торможения, измеренные с помощью датчиков

1-6.

Эти функции в общем случае зависят от конкретных параметров компрессора.

Указанные функции при различных режимах работы компрессора записываются в запоминающем блоке, 15 и передаются в сравнивающие блоки 13 и 14.

В последних блоках по этим связям и по величине сигналов, поступивших из решающих блоков 1 1 и 12 во время эксплуатации компрессоров данного типа, вычисляются величины среднего радиального зазора на данном режиме работы. Соответствующие сигналы передаются в суммирующий блок 16. Результирующий сигнал с блока 16 передается на индикатор откорректированной средней величины радиального зазора и в -исполнительный механизм 18 регулирования радиальных зазоров.

Корректировка сигнала технического состояния компрессора по относительному перепаду температур на среднем и периферийном радиусе компрессора позволяет повысить точность определения радиальных зазоров между концами лопаток и корпусом и использовать этот сигнал для цели регулирования зазоров в новых компрессорах при их эксплуатации, что важно для увеличения КПД компрессора на крейсерном режиме работы двигателя.

1121594

Составитель А. Зосимов

Техред Г1.Гергель

Редактор М. Дылын

Корректор М.Розман

Филиал ППП "Патент", г . Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 7973/34 Тираж 822 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Г1осква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Способ контроля технического состояния осевого компрессора Способ контроля технического состояния осевого компрессора Способ контроля технического состояния осевого компрессора Способ контроля технического состояния осевого компрессора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх