Дейдвудный подшипник

 

1. ДЕЙДВУДНЫЙ ПОДШИПНИК, содержйщий дейдвудную втулку с вкладьтшем , причем между вкладышем и нижней частью дейдвудной втулки симметрично ее центральной оси выполнена герметичная Полость, заполненная рабочей жидкостью и сообщенная с источником давления трубопроводом , отличающийся. тем, что, с целью повышения надежности подшипника, в нем вкладыш выполнен из двух - верхней и нижней частей и снабжен двумя изогнутыми пластинами, соединенными между собой по кромкам и образующими вышеуказанную герметичную полость, причем одна из этих пластин прикреплена к дейдвудной втулке, а другая - к нижней части упомянутого вкладьпла, причем ширина последней больше радиуса внутренней поверхности дейдвудной втулки, толщина - больше величины предельно допустимого износа , длина нижней части вкладыша меньше или равна длине верхней его части, а радиус кривизны внутренней поверхности нижней части вкладыша меньше радиуса кривизны внешней поверхности упомянутой верхней части вкладыша, при этом вышеуказанW йый трубопровод снабжен разделительной камерой, а плотности жидкости в герметичной полости и источнике давления неодинаковые. ел INP сэо 00 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) ((() 4(5)) В

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3672566/27"11 (22) 15. 12. 83 (46) 30.04.85. Бюл. Р Фб (72) А.В. Смыков, Б.Н. Елизаров, В.Ф. Шеремет и Ю.А. Хлопотов (53) 629. 1.037.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 303241, кл. В 63 Н 23/36, 1969. (54) (57) 1. ДЕЙДВУДНЫЙ ПОДШИПНИК, содержащий дейдвудную втулку с -вкладышем, причем между вкладышем и нижней частью дейдвудной втулки симметрично ее .центральной оси выполнена герметичная полость, заполненная рабочей жидкостью и сообщенная с источником давления трубопроводом, отличающийся . тем, что, с целью повышения надежности подшипника, в нем вкладыш выполнен из двух — верхней и нижней частей и снабжен двумя изогнутыми пластинами, соединенными между собой по кромкам и образующими вышеуказанную герметичную полость, причем одна из этих пластин прикреплена к дейдвудной втулке, а другая — к нижней части упомянутого вкладыша, причем ширина последней больше радиуса внутренней поверхности дейдвудной втулки, толщина — больше величины предельно допустимого износа, длина нижней части вкладыша меньше или равна длине верхней его части, а радиус кривизны внутренней поверхности нижней части вкладыша меньше радиуса кривизны внешней поверхности упомянутой верхней части вкладыша, при этом вышеуказанный трубопровод снабжен разделительной камерой, а плотности жидкости в герметичной полости и источнике давления неодинаковые.

2. Подшипник по и. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что верхняя часть вкладыша выполнена из капролона, при этом герметичная емкость

1152883 заполнена гидропластом, а источник давления представпяет собой напорную цистерну, заполненную водоглицериновой смесью.

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции дейдвудного подшипника.

Известен дейдвудный подшипник, содержащий дейдвудную втулку с вкла- 5 дышем, причем между вкладышем и нижней частью дейдвудной втулки

S симметрично ее центральной оси выполнена герметичная полость, заполненная рабочей жидкостью и сообщен- 10 ная с источником давления трубопроводом.

Однако известный дейдвудный подшипник характеризуется недостаточной его эксплуатационной надежностью.

Цель изобретения — повышение надежности подшипника.

Указанная цель достигается тем, что в дейдвудном подшипнике, содержащем дейдвудную втулку с вкладышем, причем между вкладышем и нижней частью дейдвудной втулки симметрично ее центральной оси выполнена герметичная полость, заполненная рабочей жидкостью и сообщенная с источником давления трубопроводом, вкладыш выполнен из двух — верхней и нижней, частей и снабжен двумя изогнутыми пластинами, соединенными между собой по кромкам и образующими вышеуказанную герметичную полость, причем одна из этих пластин прикреплена к дейдвудной втулке, а другая — к нижней части упомянутого вкладьппа, причем ширина последней. больше радиуса внутренней поверхности дейдвудной втулки, толщина — больше величины предельно допустимого износа, длина ниж40 ней части вкладыша меньше или равна длине верхней его части, а радиус кривизны внутренней поверхности нижней части вкладыша меньше радиуса кривизны внешней поверх45 ности упомянутой верхней части вкладыша, при этом вышеуказанный трубопровод снабжен разделительной камерой, а плотности жидкости в герметичной полости и источнике давления неодинаковые.

Верхняя часть вкладыша выполнена из капролона, при этом герметичная емкость заполнена гидропластом, а источник давления представляет собой напорную цистерну, заполненную водоглицериновой смесью.

На фиг. 1 схематически представлен предлагаемый дейдвудный подшипник, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1 (поперечный разрез дейдвудного подшипника).

Дейдвудный подшипник содержит втулку 1 с вкладышем, например, из капролона, выполненным из двух частей, верхней части 2, прикрепленной к втулке 1, и нижней части 3, прикрепленной к изогнутой пластине 4 полости 5. Внутрь частей 2 и 3 введен гребной вал 6 с винтом

7. Втулка 1 установлена в дейдвудную трубу 8, в свою очередь номещенную внутрь корпуса 9, при этом герметичная полость 5, образованная изогнутыми пластинами 4 и 10, выполненными, например, в виде секторов трубчатого сечения из меди, герметично соединенных между собой, заполнена рабочей жидкостью, например гидропластом, и соединена через систему трубопроводов 11 и 12 с напорной цистерной 13, расположенной выше полости 5. Часть 3 вкладыша установлена симметрично вертикальной плоскости, проходящей через центральную ось втулки 1, и ее ширина больше радиуса направляющей 14 втул— ки 1, а толщина d"части 2 равна сумме толщины d" ÷àñòè 3 и толщины

d полости 5. Поверхность полости 5, обращенная к части 3, имеет возмож52883 4 втулки 1, что равномерно распределяет нагрузку по в"ей длине части

3 вкладыша, уменьшив ее износ и увеличив срок службы дейдвудного подшипника. В процессе эксплуатации изменение положения втулки 1, жестко связанной через дейдвудную трубу 8 с корпусом 9 (температурные деформации корпуса, изменение его оси при грузовых операциях и: т.д.), компенсируется измерением толщины герметичной полости 5, сохраняя величину заданной нагрузки на дейдвудный подшипник и тем самым ограничивая износ и продляя срок его службы. Размер d" выбран с тем расчетом, что в случае аварийной ситуации (разгерметизации полости 5), нижняя часть 3 опускается на пластину 4 и работает как

-обычный подшипник с увеличенным диаметральным зазором.

Дейдвудный подшипник работает следующим образом.

После монтажа гребного вала 6 с гребным винтом 7 при условии отсутствия избыточного давления в герметичной полости 5 вал 6 опускается на величину статической просадки и занимает положение не соответствующее заданному расчетом. При этом кормовой подшипник перегружен З5 и работа его вызывает повьппенный износ нижней части 3 а следовательно, и уменьшает срок службы дейдвудного подшипника. Кроме того, консоль:ное расположение гребного винта 7 4О ведет к перекосу гребного вала 6 относительно поверхности нижней части 3 вкладыша, вызывая перегрузку и, как следствие, повышенный износ указанной части 3 у торца, обращен- 45 ного к гребному винту 7. После подвода давления рабочей жидкости в герметичную полость 5 часть 3 вкладьппа занимает свое положение, соответствующее расчетным параметрам 50 центровки (расчет центровки по нагрузкам на подшипники валопровода определяет оптимальные величины этих нагрузок на каждый из подшипников), и поверхность нижней части 55

3, обращенная к гребному валу 6, занимает положение, соответствующее его наклону относительно оси

3 11 ность радиального перемещения. величина которого не больше величины радиальной деформации части 3 вкладыша, например, 0,5 мм от статической нагрузки 1,6 -t0 Н, вызванной массой смонтированного гребного вала 6 диаметром 300 мм с винтом

7, толщина с назначается больше величины предельно допустимого износа вкладыша, которая выбирается из справочной литературы. В модификации изобретения в систему трубопроводов-11 и 12 между полостью 5 и напорной цистерной 13 введена разделительная камера 15 с мембраной 16, например, из резины, при этом полость 5, трубопровод 11 и часть камеры 15 до мембраны 16 заполнены жидкостью с повьппенной вязкостью, например гидропластом, а напорная цистерна 13, трубопровод 12 и часть камеры 15 до мембраны t6 заполнены рабочей жидкостью с пониженной вязкостью, например водоглицериновым раствором.

Разделение системы трубопровода между полостью 5 и напорной цистерной 13 с помощью разделительной камеры 15 с мембраной 16 позволяет при использовании рабочей жидкости в системах 11 и 12 с разной вязкостью увеличить надежность гидравлической системы подшипника без существенных изменений ее конструкции. Например, при использовании в системе 11, связанной с полостью

5, гидропласта, а в системе 12, соединенной с напорной цистерной

13, водоглицериновой смеси, надежность работы повышается более чем в 5 раз, так как жицкотекучесть гидропласта намного меньше жидкотекучести воцных смесей (при давлении в 50 xri см гидропласт нар 2 чинает течь гри неплотности 0 15 мм, в то время, как водоглицериновому раствору достаточно микротрещины). Поэтому нарушение герметичнос.ти в системе 11 не приводит к мгновенной утечке гидропласта, как это происходит при использовании водоглицеринового раствора, что увеличивает надежность работы подшипника и срок его службы. Заполнение гидропластом всей системы нерационально, так как снижает степень реагирования гидравлической системы на перемещение части 3 вкладыша пз-за большого гидравлического сонротпвленпя движению гидропласта по трубопроводу. ПереФ 11528 мещение части 3 вкладыша изменяет объем полости 5 и выталкивает иэ нее гидропласт в трубопровод 11 и часть разделительной камеры 15, .изменяя давление на мембране 16, которая, деформируясь, перемещает водоглицериновую смесь по трубопроводу

12 в напорную цистерну 13, изменяя в ней уровень жидкости. Но так как объем выталкиваемой жидкости иэ-за 1б малых перемещений части 3 вкладыша незначителен, то практически давление остается постоянным на весь период эксплуатации, а следовательно, подцерживающее усилие, передающее- 15 ся от этого давления через изогнутую пластину 4, герметичной полости 5 и часть 3 вкладыша на гребной вал 7, постоянно независимо от смещения корпуса 9 судна и связанных 20 с ним дейдвудной трубы 8 и пластины 10 полости 5. При выполнении пластин 4 и 10 полости 5 с малой изгибной жесткостью, а части 3 вкладыша из материалов, имеющих также 2s жесткость значительно меньшую изгибной жесткости гребного вала 6, поверхность скольжения части 3 вкладыша повторяет изгиб упругой линии гребного вала 6. Равномерность распределения давления рабочей жидкости в замкнутой полости 5 обеспечивает равномерное и постоянное прилегание части 3 вкладыша к гребному валу б, тем саум повьпиая его работоспособность, уменьшая степень износа и увеличивая срок службы дейдвудного подшипника не менее чем в 2 раза. (При использовании известных конструкций наибольший износ происходит у кормовой кромки кормового дейдвудного подшипника, а разность между износом носовой и кормовой кромок достигает у судов типа БК-1201 за год эксплуатации 1,52 мм). Для обеспечения давления в системе трубопроводов 11 и 12, напорную цистерну 13 необходимо поднять выше полости 5 на 20-25 м в зависимости от требуемого в ней давления. Например, для судов типа

БК-1201 давление должно быть

1,8 кг/см,. w.е. напорная цистерна и должна быть поднята на высоту 18 м относительно полости 5.

Пр длагаемый дейдвудный подшипник имеет повышенную надежность, что увеличйвает срок его службы. внииПп Заказ 2416/18 Тираж 435 Подписное

Филиал ППП Патент, г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Дейдвудный подшипник Дейдвудный подшипник Дейдвудный подшипник Дейдвудный подшипник 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудным устройствам судов

Изобретение относится к системе подачи смазочного средства в кормовое уплотнение гребного вала при изменяющейся осадке судна, применительно к задней системе уплотнения гребного вала судна, содержащей со стороны забортной воды, по меньшей мере, одно обращенное наружу уплотнительное кольцо, а со стороны смазочного средства, по меньшей мере, одно обращенное внутрь уплотнительное кольцо, причем в каждом случае между двумя соседними уплотнительными кольцами выполнена кольцевая камера, из которых, по меньшей мере, одна с помощью подводящего трубопровода сообщена с источником газовой среды, предпочтительно сжатого воздуха, а отводным каналом - с внутренней частью судна, при этом в подводящем трубопроводе установлен орган регулирования давления среды в кольцевой камере ниже давления забортной воды и давления смазочного средства, а в отводном канале установлен управляемый запорный орган, предпочтительно, электромагнитный клапан периодического действия, причем пространство со смазочным средством сообщено подающим трубопроводом, по меньшей мере, с одним расположенным по высоте резервуаром для смазочного средства

Изобретение относится к судостроению и касается предохранительного устройства в системах уплотнения гребных валов судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу установки и закрепления дейдвудных труб на судах

Изобретение относится к судовому машиностроению, в частности к дейдвудным подшипникам в валопроводах судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудной трубе (1), предназначенной для охватывания гребного вала (2), проходящего между гребным винтом и приводным двигателем

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкции направляющих неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся валов, например роторов циркуляционных насосов атомных станций, и способу их установки

Изобретение относится к области судостроения и машиностроения, в частности, к сепараторам для роликовых неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся вертикальных и горизонтальных валов насосов и гребных валов судов, смазывающихся водой

Изобретение относится к судостроению, а более конкретно к судовым подшипникам гребных валов пропульсивных систем валопроводов

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при изготовлении гребных устройств для крупнотоннажных морских судов
Наверх