Тренажер радиотелеграфиста

 

ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА по авт. св. № 907572, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введен блок управления скоростью предъявления функций Уолша, состоящий из счетчика числа правильных ответов, элемента задержки и последовательно включенных первого элемента ИЛИ, второго элемента ИЛИ, счетчика числа неправильных ответов, реверсивного сдвигающего регистра и ключей групны , выходы которых соединены с управляющими входами узла предъявления акустических образов функций Уолша, вход элемента задержки соединен с выходом счетчика числа неправильных ответов, а выход - с вторым входом второго элемента ИЛИ, второй вход реверсивного сдвигающего регистра подключен к выходу счетчика числа правильных ответов, вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, вход которого подключен к выходу узла классификации и отображения причин ошибок, а второй вход счетчика числа неправильных ответов соединен с выходом блока управления I переходом к следующей функции Уолша. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

SU„„166166

4(51) G 09 В 19/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 907572 (21) 3685717/24-24 (22) 05.01.84 (46) 07.07.85. Бюл. № 25 (72) Н. И. Кудряшов (53) 681.3.07 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 907572, кл. G 09 В 19/26, 1981 (прототип). (54) (57) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА по авт. св. № 907572, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введен блок управления скоростью предъявления функций Уолша, состоящий из счетчика числа правильных ответов, элемента задержки и последовательно включенных первого элемента ИЛИ, второго элемента ИЛИ, счетчика числа неправильных ответов, реверсивного сдвигающего регистра и ключей групны, выходы которых соединены с управлявшими входами узла предъявления акустических образов функций Уолша, вход элемента задержки соединен с выходом счетчика числа неправильньзх ответов, а выход— с вторым входом второго элемента ИЛИ, второй вход реверсивного сдвигаюшего регистра подключен к выходу счетчика числа правильных ответов, вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, вход которого подключен к выходу узла классификации и отображения причин ошибок, а второй вход счетчика числа неправильных ответов соединен с выходом блока управления Я переходом к следующей функции Уолша.

1166166

Изобретение относится к тренажерам, используемым для обучения радиотелеграфистов профессиональным навыкам.

По основному авт. св. № 907572 известен тренажер радиотелеграфиста, содержащий пульт обучаемого, через блок управления соединенный с узлом классификации и отображения причин ошибок и с узлом предъявления акустических образов функций Уошла, выходы которого через узел логической обработки информации соединен с блоком управления и узлом классификации и отображения причин ошибок, блок управления переходом к следующей функции Уолша. блок счетчиков и блок отображения характера ошибок, при этом вход блока управления переходом к следующей функции Уолша соединен с одним из выходов узла логической обработки информации, а выход блока управления переходом к следующей функции Уолша связан с информационным входом блока управления, причем один из выходов узла классификации и отображения причин ошибок через блок счетчиков подсоединен к входам блока отображения характера ошибок.

При восприятии звуковых образов функции Уолша обучаемый может допускать случайные и систематические ошибки. Для выявления типа ошибки обучаемому предъявляется одна и та же контрольная функция до правильного ее опознания. При этом классифицируется и подсчитывается число повторений по причинам ошибок (1).

Однако известный тренажер имеет недостаточные дидактические возможности вследствие того, что скорость предъявления функций Уолша для онознания может отличаться от номинальной (при которой данный обучаемый четко различет предъявляемые функции). Если скорость предъявления выше номинальной, то обучаемый не в состоянии уловить мелодию звукового образа функции

Уолша, он нервничает, ошибки повторяются, длительность тренировки возрастает. Если же скорость предъявления ниже номинальной, то обучаемый хорошо различает предьявляемые образцы функций Уолша, тренировка для него становится легкой, что также приводит к излишнему расходу времени.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей тренажера путем согласования скорости предъявления функции Уолша с номинальной скоростью слухового восприятия (мелодии звукового образа обучаемого).

Поставленная цель достигается тем, что в тренажер радиотелеграфиста введен блок управления скоростью предъявления функций Уолша, состоящий из счетчика числа правильных ответов, элемента задержки и последовательно включенных первого элемента ИЛИ, второго элемента ИЛИ, счетчика числа неправильных ответов, реверсивного сдвигающего регистра и ключей груп5

55 пы, выходы которых соединены с управляющими входами узла предъявления акустических образов функций Уолша, вход элемента задержки соединен с выходом счетчика числа неправильных ответов, а выход— с вторым входом второго элемента ИЛИ, второй вход реверсивного сдвигающего регистра подключен к выходу счетчика числа правильных ответов, вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, вход которого подключен к выходу узла классификации и отображения причин ошибок, а второй вход счетчика числа неправильных ответов соединен с выходом блока управления переходом к следующей функции Уолша.

Такое техническое решение обеспечивает согласование скорости предъявления функции Уолша с номинальной скоростью слухового восприятия обучаемого.

На чертеже приведена структура предлагаемого тренажера.

Тренажер содержит блок 1 управления, узел 2 предъявления акустических образов функций Уолша, включающий генератор 3 функций Уолша, коммутатор 4 функций, электроакустический преобразователь 5 и коммутатор 6, узел 7 логической обработки информации, включающий блок 8 памяти эталонной функции Уолша, блок 9 памяти предъявляемой функции Уолша и блок 10 поразрядного вычитания, узел 11 классификации и отображения причин ошибок, включающий детектор 12 признаков, классификатор 13 и блок 14 отображения причин ошибок, пульт 15 обучаемого, блок 16 управления переходом к следующей функции Уолша, блок 17 счетчиков, блок 18 отображения характера ошибок, и блок 19 управления скоростью предъявления функций Уолша, включающий реверсивный сдвигающий регистр 20, ключи 21 по числу возможных изменений скорости предъявления функций

Уолша, счетчик 22 числа правильных ответов, счетчик 23 числа неправильных ответов, элемент 24 задержки, первый элемент 25

ИЛИ и второй элемент 26 ИЛИ.

Выявление типа ошибок (случайные, систематические), при восприятии звуковых образцов функций Уолша, осуществляется предъявлением обучаемому одной и той же контрольной функции до трех раз. Если обучаемый опознает функции с допустимым уровнем ошибок, то после правильного опознания всех 16 функций Уолша скорость предъявления увеличивается. Если же он не опознает хотя бы одну функцию, скорость предъявления снижается. При этом классифицируется и подсчитывается число повторений по причинам ошибок.

Тренажер работает следующим образом.

Предварительно в регистр 20 вводят

«единицу», устанавливая среднюю скорость предъявления функций Уолша, а в классификатор 13 — решения о причинах ошибок

1166166 для каждого неправильного ответа (согласно установленным правилам) . Тренажер работает двух реЖимах; в режиме 1 предъявления обучаемому эталонной функции

Уолша для запоминания, и в режиме II— опознания эталонной функции из ряда предьявляемых функций.

В режиме I сигналом с блока 1 комму- татор 6 переводится в такое состояние, при котором вход блока 8 оказывается связанным с выходом коммутатора 4. Одновременно другим сигналом с блока 1 коммутатор 4 подключает свой выход к i-му (где i = 1, 2, ..., 16) выходу генератора 3, с которого . снимается i-ая эталонная функция Уолша.

Звуковой образ этой функции обучаемый должен запомнить. При подаче с блока 1 управляющего сигнала на вход генератора 3 с i-ro выхода последнего по созданной цепи в блок 8 запишется i-ая функция Уолша.

Кроме того, так как выход коммутатора 4 подключен к электроакустическому преобразователю 5, обучаемый услышит звуковой образ i-ой функции Уолша.

В режиме 11 обучаемому предъявляется ряд функций Уолша, из которого он должен опознать ранее заданную ему — эталонную.

В этом режиме сигналом с блока 1 коммутатор 6 подсоединяет блок 9 к выходу коммутатора 4. Затем сигналами с блока 1 коммутатор 4 осуществляет в определенной последовательности подключение к своему входу j-го (где j = 1,2,, 16) выхода гене- 30 ратора 3. При этом с генератора 3, запущенного по команде с блока 1, j-ая функция

Уолша будет заноситься в блок 9, причем вновь поступающая )-ая функция будет стирать запись предыдущей (j — 1). Одновременно j-ая функция Уолша будет поступать на вход электроакустического преобразователя 5 и обучаемый может воспринимать звуковой образ этой функции. Если он считает, что j-ая функция отлична от ранее заданной ему i-ой эталонной функции, то 4п он не нажимает ключ на пульте 15 (не показан). В этом случае блок 1 выдает команду на коммутатор 4, по которой он подключит к своему выходу следующий j + 1 выход генератора 3.

В дальнейшем тренажер работает ана- 4 логично описанному выше. Если обучаемый примет решение о том, что предъявленная ему j-ая функция есть i-ая эталонная функция, то он нажимает ключ на пульте 15.

При этом сигналом с выхода пульта 15 осуществляется подключение блока 10 к блокам 8 и 9, а также включение классификатора 13 и блока 17.

Если обучаемый дал правильный ответ, то на выходе блока 10 разность между i-ой функцией Уолша, записанной в блоке 8, и 55

j-ой функцией Уолша, записанной в блоке 9, будет равна нулю. При этом в блоке 14 высвечивается «Правильно», и в счетчик 22 запише ся «единица». Блок 1 включит генератор 3 и переведет коммутаторы 4 и 6 в исходное состояние. Тренажер переходит в режим 1, в котором обучаемому предъявляется (i -, 1) функция, и все последующие операции повторяются аналогично вышеописанному.

Если обучаемый неправильно опознал предъявленную ему контрольную функцию, то на выходе блока 10 разность между i-ой функцией Уолша, записанной в блоке 8, и j-ой функцией Уолша, записанной в блоке 9, не будет равна нулю. Эта разность поступает в блок 16 и на детектор 12. Блок 16 формирует импульс, который поступает в счетчик 23, записывая в нем «единицу», и на информационный вход блока 1, запрещая переход к следующей контрольной функции, и разрешает повторение неправильно опознанной функции Уолша. Детектор 12 выдает сигналы, содержащие признаки допущенных ошибок. Сигналы с выхода детектора 12 поступают на вход классификатора 13, который принимает решение о принадлежности допущенной ошибки к одному из заранее определенных классов (например, пропуск элементов сигнала в начале, в конце и т.д.). Принятое классификатором 13 решение о причинах ошибки отображается на табло блока 14 и поступает в блок 17.

Неправильный ответ по каждой причине ошибок классифицируется и фиксируется в соответствующем счетчике блока 17.

При третьем предъявлении контрольной функции для опознания на выходе счетчика

23 появится импульс переполнения, который, поступая на вычитающий вход реверсивного регистра 20, уменьшает скорость предъявления функций Уолша, создавая более облегченные условия для тренировки. Этот же импульс, пройдя через элемент 24, возвратит в исходное состояние счетчик 23.

При правильном опознании функции тренажер снова переходит в режим I, в котором обучаемому предъявляется (i + 1) -ая функция, и все последующие операции повторяются аналогично описанному выше.

После предъявления последней (16-й) функции Уолша на выходе счетчика 22 появится импульс переполнения, который, поступая на суммирующий вход реверсивного регистра 20, увеличит скорость предъявления функции Уолша. Блок 17 подсчитывает число одинаковых ошибок, которые отображаются в блоке 18 (систематические, случайные). Одновременно на табло высветится скорость предъявления функций Уолша (частота генератора 3), с которой обучаемый закончил первый цикл тренировки. Тренажер готов к второму циклу, скорость предъявления функций Уолша в котором повышена на одну ступень.

1166166

С оста в и тел ь А. Карло в

Редактор Е. Лушникова Техред И. Верес Корректор А. Обручар

Заказ 4314)47 Тираж 452 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Использование изобретения позволяет расширить дидактические возможности тренажера и увеличить точность выявления у обучаемых ошибок путем согласования скорости предъявления функций Уолша с номинальной скоростью слухового восприятия каждого обучаемого. При скорости предъявления функций Уолша, превышающей номинальную для данного обучаемого на соответствующем этапе подготовки, радиотелеграфист не в состоянии четко различить мелодии звуковых образов функций Уолша и допускает значительное число ошибок, которые в процессе тренажа не устраняются, а накапливаются (появляется нервозность, внимание ослабевает). При скорости предьявления ниже номинальной мелодии звуковых образов функций Уолша различаются четко, что облегчает тренировку. Значительные перенапряжения, а также облегчение тренировок приводЯт к излишним затратам времени на профессиональную . подготовку операторов.

Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста Тренажер радиотелеграфиста 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе
Наверх