Устройство для обучения и профессионального отбора радиотелеграфистов

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРОФГгССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ , содержащее последовательно включенные звуковой генератор и электроакустический преобразователь, первый счетчик, блок счетчиков, блок ввода ответных действий оператора и последова тельно соединенные блок дифференцирования , детектор, распределитель импульсов и первый блок элементов И, второй вход которого подключен к выходу блока ввода ответных действий оператора, отличающееся тем, что, с целью повышения точности устройства, в него введены последовательно включенные генератор импу.чьсои. первый элемент И, перВ1 ,|й элемент задержки и э.Нмент 1,П11. выход которого соединен с B.XO;I(M ,ии})фсреицирования , последовательно включенные второй элемент И и второй элсмепг .илержки , вы.ход которого соедипсп с икмним входом элемента И.ТИ, два триггера, IJTOрой счетчик и второй блок элементов И, выход которого подключен к входу блока счетчиков , а первый, второй и третий входы - соответственно к выходу первого б.чоки элементов И. neiMUMo триггс ра и порBo ty выходу второго триггер;, соодинонному с первы.м входом BTOpoiO э.чемент;) И и первым входом первого трштера, BTo|U)ii вход которого подключен к выходу первого счетчика, соединенному с входом BTopoix) со счетчика, выход которого подключен к «ходам второго триггера и генератора и.м (Л пульсов, выход которого соединен с входом звукового генератора, с вторым входом втоpoix ) элемента И и входом первого счетчика, второй выход второго триггера подключен к второму входу первого элемента И. О) со о о 4;

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А (51) 4 G ()!) 13 19)26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3699436/24-24 (22) 09.02.84 (46) 23.07.85. Бюл. № 27 (72) А. Ю. Чижов и А. (х. Соколспкп

f 53) 6>81.3,()7 ((088 8) ,56) Авторское свидетельство (.. ССР № 368855, к;. Gi 09 k3 19, 26, 1971.

Авторское свидетельство СССР № 726567, к.1. G 09 B 1 9/26, 1 980. (54) (57) УСТРОИСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

И 11РОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА РАДИОТЕЛ I Е РАФ ИСТОВ, содержа шее последовательно включенные звуковой генератор и электроакустический преобразователь, первый счетчик, блок счетчиков, блок ввода ответных действий оператора и последова тельно соединенные блок дифференцирования, детектор, распределитель импульсов и первый блок элементов И, второй вход которого подключен к выходу блока ввода ответных действий оператора, отличающееся тем, что, с целью повышения точности устройства, в него введены последовательно включенные

„„SU„„1169004 гснсратор им))) льсов. Il(.рвый э,i(f(. Ill ((, псрвый .->лсменT задсржк и элсмснт ИЛ(1. выход которого соединен с вход(м (х . ). iд,))(1>фсР Iflfl)P;)BHIIII>f. Оследоват(.льно в) лю ) II) I ы с в T() Р О и э,1 с м с)(T И 1(в T 0 Р О и =). (и (I i I

;i(piiIIl, вь)ход которого соедин li с iff(fi)I)fhf входом элсмсIIT(i И,1И, два трипср;1, ит()()()й с T )пк lf второй блок элементов И, выход которого подклк)ч(. н и вхОд1 О, i()l(f сч(еTчиков, а первый, второй н третий входы— соо1встствс)п)о к выходу псрв(п ) блока э1емснтов И, выходу пср))ог«тр)) и ра и и(р(3()x1), I>I>I) ();f), в10(>()I () 1 () Ill г(1);i, (()(,I li li(снпОму с первым входом второго:-л(моиl;i И и первым входом первого три п.(ра, второй вход которого подключсн и выходу первого счетчика, соединенному с вхо f(>if второго счетчика, выход которого подключен к входам второго триггера и генератора импульсов, выход которого соединен с входом звукового генератора, с вторым входом второго элемента И и входом первого счетчика, второй выход второго триггера подключен к второму входу первого элемента И.

1169004

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам операторов систем управления, и может быть использовано для профессионального отбора и обучения радиотелеграфистов, а также для психофизиологических исследований.

Целью изобретения является повышение точности устройства с повышением эффективности отбора и обучения путем исследования индивидуальных психофизиологических особенностей саморегуляции сенсорной деятельности субъекта в условиях неожиданной смены темпа.

На чертеже изображена блок-схема устройства для обучения и профессионального отбора радиотелеграфистов.

Схема содержит (регулируемый) генератор 1 импульсов, выход которого одновременно подключен к последовательно соединенным звуковому генератору 2 и электроакустическому преобразователю 3, последовательно соединенным первому счетчику 4 и второму счетчику 5 и к входам параллельно соединенных элементов И 6 и 7, первый 8 и второй 9 элементы задержки, входы которых подключены соогветственно к выходам элемеппгов И 6 и 7, а выходы — через элемент ИЛИ 10 к последовательно соединенным блоку l l дифференцирования, детектоpv l2 и распределителю 13 импульсов, выходы которого подключены к одним входам co<;òâñòñTâóþùHõ двухвходовых элементов

И 14 — — 16, другие входы которых объединены и подключены к телеграфному ключу блока 17 ввода ответных действий оператора, выходы которых подключены к объединенным входам соответствующих элементов И 18 — 23, выходы которых соединены с входами соответствующих счетчиков 24 — -29, причем вторые входы элементов И 18, 20 и 22 объединены и подключены к выходу первого триггера 30, один вход которого связан с выходом первого счетчика 4, а другой объединен с вторыми входами элементов

И 19, 21 и 23 и подключен к выходу второго триггера 31, соединенному также с вторым входом элемента И 7, второй выход триггера 31 подключен к второму входу элемента И 6, а вход — к выходу второго счетчика 5, подключенного также к регулирующему входу генератора 1 и к входу «Установка в «О» счетчика 5.

Элементы 14 — 16 объединены в блок 32 элементов И, элементы И 18 — 23 — в блок

33 элементов И, а счетчики 24 — -29 — в блок 34 счетчиков.

Устройство для обучения и профессионального отбора радиотелеграфистов работает следующим образом.

В соответствии с инструкцией обучаемому предлагается нажимать кл|оч 17 в темпе, задаваемом генератором 1. Через 25 нажатий (это число может быть другим и определяется емкостью счетчика 4), устрой5 !

О l5

40 ство для последующих 25 нажатий начинает фиксировать опережающие, точные и опаздывающие действия, после чего генератор 1 изменяет задаваемый темп, например, если сначала интервал между импульсами составлял 3 с, то он становится равным 1 с. Происходит внезапное для обучаемого значительное изменение темпа, что вызывает нарушение сенсомоторной деятельности. После изменения темпа сразу же в течение 25 нажатий фиксируются опережающие, точные и опаздывающие действия.

При включении устройства счетчики 4, 5 и 24 — 29 устанавливаются в нулевое положение, триггер 31 — в положение, при котором появляется потенциал на выходе, связанном с входом элемента И 6, а триггер

30 -- в положение, при котором на его выходе, соединенном с входами элементов И 18, 20 и 22, потенциал отсутствует.

Генератор 1 формирует импульсы с периодом следования 3 с. Эти импульсы с помощью звукового генератора 2 и электроакустического преобразователя 3 предъявляются обучаемому. Кроме того, импульсы с выхода генератора 1 поступают на вход счетчика 4 и на объединенные входы элементов

И 6 и 7. Через открытый элемент И 6 импульсы поступают на вход элемента 8, который задерживает каждый импульс на время, равное периоду следования.

С выхода элемента 8 импульсы через элемент ИЛИ 10 поступают на последовательно соединенные блок 11, детектор 12 и распределитель 13, с помощью которых выделяются зоны опережающих, точных и запаздывающих действий. Селекторные импульсы с выходов распределителя 13 поступают на элементы 14 — 16, причем селекторные импульсы зоны опережения поступают на элемент 14, зоны точных действий — на элемент 15, а зоны опозданий — на элемент 16.

Обучаемый, прослушивая звуковые сигналы, предъявляемые ему с помощью электроакустического преобразователя 3, нажимает на ключ 17, который формирует короткий импульс, поступающий на объединенные входы блока 32.

Если обучаемый точно выдержал паузу, равную временному интервалу следования сигналов, то импульс нажатия совпадает с селекторным импульсом зоны точных действий и на выходе элемента 15 появится сигнал. Если обучаемый нажал ключ блока 17 раньше, то произойдет совпадение импульса нажатия с селекторным импульсом зоны опережающих действий и на выходе элемента 14 появится сигнал. Аналогично, если обучаемый сделал паузу больше времени интервала следования сигналов, то импульс нажатия совпадет с селекторным импульсом зоны опаздывающих действий и сигнал появится на выходе элемента 16.

1169004

Составитель А. Карлов

Редактор С. Патрушева Техред И. Верес Корректор М. Самборская

Заказ 4б18/45 Тираж 452 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3а первые 25 нажатий ключа блока 17 обучаемый добивается равенства своего темпа работы с темпом поступления звуковых сигналов. Так как триггер 30 находится в состоянии, при котором потенциал на его выходе отсутствует, то элементы И 18, 20 и 22 закрыты и в счетчики 24, 26 и 28 ничего не записывается.

Через 25 импульсов, поступивших с генератора 1, счетчик 4 переполняется. При этом импульс переполнения поступает на вход триггера 30 и переводит его в состояние, при котором на его выходе появляется потенциал, открывающий элементы И 18, 20 и 22. Последующие импульсы переполнения поступают на счетчик 5.

Обучаемый продолжает нажимать на ключ блока 17 в темпе, соответствующем темпу поступления звуковых сигналов. Устройство работает аналогично описанному. Однако теперь элементы И 18, 20 и 22 открыты и сигналы с элементов 14 — 16 будут записываться в соответствующие счетчики 24, 26 и 28, тем самым формируется количественная оценка качества деятельности обучаемого.

Счетчик 5 подсчитывает очередные 25 звуковых сигналов, при которых ведется запись в счетчики 24, 26 и 28, после чего импульс переполнения, воздействуя на регулирующий вход генератора 1, изменит темп предъявления звуковых сигналов путем уменьшения интервала между сигналами до

1 с. Кроме того, импульс переполнения установит счетчик 5 в нулевое состояние и изменит состояние триггера 31. При этом закроется элемент И 6 и откроются элементы

И 7, 19, 21 и 23, а триггер 30 перейдет в состояние, при котором потенциал на его выходе отсутствует, следовательно, элементы И 18, 20 и 22, связанные с его выходом, закрыты.

Сигналы с генератора 1 через открытый элемент И 7 поступают на вход элемента 9 задержки, который задерживает каждый импульс на время, равное новому периоду следования. С выхода элемента 9 задержки, импульсы через элемент ИЛИ 10 поступают на последовательно соединенные блок 11, детектор 12 и распределитель 13 импульсов, с помощью которых выделяются новые, соответствующие новому темпу предъявления звуковых сигналов, зоны опережающих, точных и запаздывающих действий. Устройство работает аналогично описанному.

Обучаемый, заметив изменение темпа предъявления звуковых сигналов, должен соответствующим образом изменить и темп своих действий. Триггеры 30 и 31 находятся в состояниях, при которых элементы И 18, 20 и 22 закрыты, а элементы И 19, 21 и 23 открыты. Поэтому теперь сигналы с выходов элементов 14, 15 и 16 записываются в

10 соответствующие счетчики 25, 27 и 29 импульсов, тем самым формируется оценка качества деятельности сразу же после смены темпа предъявления звуковых сигналов.

Счетчик 5 подсчитает очередные 25 импуль15 сов, после чего работа устройства прекращается.

По окончании работы устройства счетчики 24, 26 и 28 зафиксируют количественную оценку качества деятельности обучаемого до смены темпа поступления звуковых сигналов, а счетчики 25, 27 и 29 — сразу же после смены темпа.

Использование изобретения в устройствах для профессионального отбора, а также при обучении и контроле подготовленности радиотелеграфистов, позволяет повысить эффективность отбора и обучения. Это повышение достигается путем дополнительного исследования характеристик психологического контура целенаправленного саморегулирования деятельности при внезапном изменении значимых условий деятельности.

Изменение темпа поступления звуковых сигналов приводит к нарушению деятельности радиооператора, выражающемуся в увеличении запаздывающих реакций, а в отдельных случаях и в отказе от работы. С помощью предлагаемого устройства можно установить некоторые факть1 и механизмы психологического опосредствования влияния смены темпа поступления звуковых сигналов на деятельность радиооператора, который вынужден осуществить психологическое са40 морегулирование звена самопрограммирования деятельности.

При профессиональном отборе следует отдавать предпочтение тем, кто имеет лучшие показатели по качеству психологичес45 кого саморегулирования. Повышение качества получаемых оценок позволит повысить эффективность отбора и обучения, что, в конечном итоге, будет способствовать сокращению сроков подготовки радиооператоров.

Устройство для обучения и профессионального отбора радиотелеграфистов Устройство для обучения и профессионального отбора радиотелеграфистов Устройство для обучения и профессионального отбора радиотелеграфистов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для подготовки радиотелеграфистов передаче в ключе
Наверх