Гидромуфта

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХСОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

Зао 6 0 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТБУ

I ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

: flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И (ЛНРЫТИЙ (21) 3341594/25-27 (22) 28.09.81 (46) 07.05.83. Бюл. 11 17 (72) Е.Г.Самарин и П.А.Грымзин (53) 621.226.5(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

t 86719, кл. F 16 Н 41Д0, 1948.

2. Авторское свидетельство СССР и 552444, кл . F 16 D 33/08, 1974 (прототип).

„,ЯЦ„„! 016590 Д

:(54)(57) ГЙДРОМУФТА, содержащая ло"

- пастные насосное и турбинное колеса, одно из которых подпружинеио относительно взаимодействующего с ним вала, и дроссельную. шайбу с радиальными окнами, жестко связанную .с одним из валов, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, дроссельная шайба и подпружиненное колесо выполнены с одинаковым количеством радиальных окон и лопаток, равных по ширине

-и высоте, Указанная цель достигается тем, что в гидромуфте, содержащей лопастные насосное и турбинное колеса, одно из которых подпружинено относительно взаимодействующего с ним вала, и 50 дроссельную шайбу с радиальными окнами, дроссельная шайба и подпружиненное колесо выполнены с одинаковым количеством радиальных окон и лопаток, равных по ширине и высоте.„ 55

На фиг,l изображена гидромуфта, разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.l; на фиг.3 - вид Б на фиг.1 при условно снятом кожухе.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям гидродинамических передач, и предназначено для использования в различных приводах для регулирования передавае5 мого вращающего момента. . Известны гидравлические муфты переменной жесткости, выполненные со средствами автоматического изменения величины передаваемого крутящего момента.

Так, известна гидромуйта, содержащая лопастные турбинное и подпружиненное насосное колеса, а также расположенный между ними дроссель, состоящий из двух шайб с окнами для прохода жидкости, одна из которых жестко связана с корпусом, а другая с насосным ротором (1 j ..

Недостатками такой гидромуфты являт ются сложная двухдисковая конструкция дросселя и большое число подвижных соединений, что снижает ее надежность.

Известна и другая гидромуфта, содержащая лопастные насосное и турбин- 25 ное колеса, одно из которых подпру. жиноно относительно взаимодействующего с ним вава, дроссельную шайбу с радиальными окнами, жестко связанную с одним из валов, и дроссельную шайбу, связанную с подпружиненным колесом, ширина окон в которой на 5-73 больше ширины окон шайбы, связанной с валом t2 3 .

Хотя данная гидромуфта в отличие З5 от вышеуказанной позволяет автоматически снижать скорость вращения ведомого вала при передаче муфтой момента меньше номинального, однако также характеризуется снижающей ее надежность 40 сложной конструкцией дросселя.

Цель изобретения - повышение надежности и упрощение конструкцИи гидромуфты.

Гидромуфта содержит насосное колесо 1, связанное с выходным валом 2, турбинное колесо 3, связанное с выходным валом 4 через пружины 5, дроссельный диск 6, связанный с выходным валом 4 через полукожух 7 насосного колеса и взаимодействующий через пружины 5 с турбинным колесом 3. Лопатки 8 насосного колеса 1 - типовые, лопатки 9 турбинного колеса - утолщенные до размера межоконного промежутка дроссельного диска 6. Верхняя часть дросселирующего диска 6 и наружная цилиндрическая поверхность насосного колеса 1 образуют щелевое уплотнение, Кожух гидромуфты состоит из двух половин 7 и 10. В полукожухе .7 насосного колеса за щелевым уплотнением выполнены дренажные отверстия ll большого диаметра. К турбинному колесу 3 приварены гребешки 12, взаимодействующие с упорами 13 и 1ч.

Устройство работает следующим образом. . Через отверстия во входом валу 2 в полость гидромуфты подается масло с небольшим избыточным давлением. При включении приводного двигателя, связанного с насосным колесом, начинается передача мощности через гидромуфту. Предварительный натяг пружин обусловливает величину нагрузки на гидромуфту, при которой относительное положение дроссельного диска 6 и лопаток 9 турбинного колеса остается таким, как показано на фиг.2.

При дальнейшем возрастании нагрузки происходит сжатие пружин 5 и благодаря этому относительное"смещение дроссельного диска 6 в направлении закрытия межлопаточных каналов турбинного колеса Это приводит к уменьшению жесткости тяговой характеристики гидромуфты и ограничению передаваемого момента. Гидромуфтам подобной конструкции свойственна большая поводка за счет трения. гладких поверхностей вращающихся деталей гидромуфты об масло и уменьшение вследствие этого динамического диапазона регулирования.

Наличие щелевого уплотнения и дрени-. рованной полости в полукожухе гидромуфты уменьшает поводочный момент при полностью перекрытых межлопаточных ка-, налах и расширяет регулирующие способности гидромуфты. При полностью перекрытых межлопаточных каналах гребешок l2, приваренный к турбинному колесу 3Ä 13, служаГ

3 10)6590 4 ! щий одновременно гнездом для пружины 5. Предлагаемое выполнение в гидроВ этом крайнем положении окна на муфте дросселя и лопаток подпружинендроссельной шайбе совмещаются с утол" ного колеса позволило устранить втощенными лопатками wa турбинном коле- рую дроссельную шайбу с большим чиссе 3, что оказывается возможным бла" лом вспомогательных деталей, что су" годэря выполнению одинаковыми по ко- щественно упростило конструкцию гидличеству радиальных окон и лопаток и .ромуфты и повысило ее надежность. равными по ширине и высоте. В резуль- Гидромуфта разрабатывалась для притате происходит полное перекрытие . вода вентилятора отсоса пыли в системежлопаточных каналов и предельное я ме воздухоочистки двигателя внутренуменьшение момента, передаваемого ло- него сгорания. Требовалось, чтобы при патками насосного 1 и турбинного 3 возрастании частоты вращения вала колес гидромуфты. При сбросе нагрузки двигателя в два раза приводимый им пружина 5, разжимаясь, смещает гребе- через гидромуфту вентилятор повышал шок 12 до соприкосновения его с упо- д свою частоту вращения только в 1,5 раром 14. Таким образом, гидромуф- за. Экспериментально установлено, что та благодаря указанным особеннос- данная муфта позволяет получить воз тям ее выполнения в полной мере растание частоты вращения вентиляреализует свойство ограничивать торного колеса в 1,58 раза,с точнагрузку. ностью до 53.

ВНИИПИ Заказ 3358/38

Тираж 925, Подписное

Филиал ППП нПатент", г.ужгород, ул.Проектная,й

Гидромуфта Гидромуфта Гидромуфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, предпочтительно, для плавного пуска машин и защиты приводов от перегрузок

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к регулируемым гидродинамическим передачам, и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения приводной машины при относительно постоянном числе оборотов двигателя
Наверх