Система управления двигателем с реверс-редукторной трехпозиционной передачей

 

1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ С РЕВЕРС-РЕДУКТОРНОЙ ТРЕХПОЗИЦИОННОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ, снабженной сигнализаторами фактического положения трехпозиционной передачи и органом управления последней с сервомотором, содержащая дистанционный командный орган и формирователь команд, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, система снабжена блоком управления крайними позициями передачи, блоком управления средней позицией передачи, блоком формирования сигнала о позиции передачи и ключом выбора способа управления, причем выходы формирователя команд подключены к первому и второму входам блока управления крайними положениями передачи, к третьему входу которого подключен выход блока формирования сигнала о позиции передачи , а выходы последнего подключены к сервомотору, выход блока управления средней позицией передачи подключен к сервомотору , а его первый, второй и третий входы - к выходам формирователя команд, четвертый, пятый и шестой входы - к анализаторам фактического положения трехпозиционной передачи, седьмой вход - к ключу выбора способа управления, восьмой вход - к выходу блока формирования сигнала о позиции передачи, первый, второй и третий входы которого подсоединены к сигнализаторам фактического положения. а четвертый вход - к ключу выбора способа управления. 2.Система по п. 1, отличающаяся тем, что блок управления крайними позициями передачи снабжен элементами И, соединенными с его первым и вторым входами и его выходами, и элементом временной задержки, выход которого соединен с элементами И, а вход - с третьим входом блока. 3.Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что блок управления средней позицией передачи снабжен первым, вторым и третьим элементами запрета, пря.мые входы которых подключены к первому, второму и третьему входам блока, инверсные входы - к четвертому, пятому и шестому входам $3 блока, а также элементом И, соединенным СО с третьим и седьмым входами блока, первым элементом ИЛИ, входы которого соединены с первым и вторым элементами запрета , четвертым элементом запрета, прямой вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, а инверсный - с восьмым входом блока, и вторым элементом ИЛИ, выход которого соединен с выходом блока, а входы - с выходами третьего 00 и четвертого элементов запрета и элемента И. о ел 4.Система по пп. 1-3, отличающаяся тем, что блок формирования сигнала о пози ции передачи снабжен элементом памяти, 05 вход возбуждения которого соединен с третьим входом блока, первым элементом ИЛИ, входы которого соединены с первым и вторым входами блока, а выход - с входом стирания элемента памяти, и вторым элементом ИЛИ, выход которого соединен с выходом блока, а входы - с четвертым входом блока и выходом элемента памяти.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5114 Г 02 Г) 27 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ:

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3726710/25-06 (22) 18.04.84 (46) 23.09.85. Бюл. № 35 (72) А. А. Ведешкин, В. Г. Владимиров, В. Е. Кожевуров, Ю. Н. Пушин и О. Г. Стегаличев (53) 621.436-055 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 761735, кл. F 02 D 27/00, 1980. (54) (57) 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ С РЕВЕРС-РЕДУКТОРНОЙ

ТРЕХПОЗИЦИОННОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ, снабженной сигнализаторами фактического положения трехпозиционной передачи и органом управления последней с сервомотором, содержащая дистанционный командный орган и формирователь команд, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, система снабжена блоком управления крайними позициями передачи, блоком управления средней позицией передачи, блоком формирования сигнала о позиции передачи и ключом выбора способа управления, причем выходы формирователя команд подключены к первому и второму входам блока управления крайними положениями передачи, к третьему входу которого подключен выход блока формирования сигнала о позиции передачи, а выходы последнего подключены к сервомотору, выход блока управления средней позицией передачи подключен к сервомотору, а его первый, второй и третий входы — к выходам формирователя команд, четвертый, пятый и шестой входы — к анализаторам фактического положения трехпозиционной передачи, седьмой вход — к ключу выбора способа управления, восьмой вход — к выходу блока формирования сигнала о позиции передачи, первый, второй и третий входы которого подсоединены к сигнализаторам фактического положения, „„SU„„1180546 А а четвертый вход — к ключу выбора способа управления.

2. Система по п. I, отличающаяся тем, что блок управления крайними позициями передачи снабжен элементами И, соединенными с его первым и вторым входами и его выходами, и элементом временной задержки, выход которого соединен с элементами И, а вход — с третьим входом блока.

3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что блок управления средней позицией передачи снабжен первым. вторым и третьим элементами запрета, прямые входы которых подключены к первому, второму и третьему входам блока, инверсные входы —— и к четвертому, пятому и шестому входам р блока, а также элементом И, соединенным с третьим и седьмым входами блока, первым элементом ИЛИ, входы которого соединены е первым и вторым элементами запрета, четвертым элементом запрета, прямой вход которого соединен с выходом перво- Я го элемента ИЛИ, а инверсный — с восьмым входом блока, и вторым элементом

ИЛИ, выход которого соединен с выходом ю блока, а входы — с выходами третьего и четвертого элементов запрета и элемен- Q() та И.

С0

4. Система по пп. 1 — 3, отличающаяся тем, что блок формирования сигнала о позиции передачи снабжен элементом памяти, ьМ вход возбуждения которого соединен с тре- © тьим входом блока, первым элементом ИЛИ, входы которого соединены с первым и вторым входами блока, а выход — с входом стирания элемента памяти, н вторым элементом ИЛИ, выход которого соединен с выхо- 3ь дом блока, а входы — с четвертым входом блока и выходом элемента памяти.!

180546 прямым входом с первым элементом ИЛИ 30 и восьмым входом 31 блока, связанным с выходом блока 12. Выход элемента 29 запрета соединен с входом второго в блоке 8 элемента ИЛИ 32, выход которого связан с выходом блока 8, а остальные входы —— с третьим элементом 25 запрета и элементом И 33, связанным с третьим и седьмым входами 22 и 34 блока 8, который соединен с ключом 35 выбора способа управления.

Последний соединен также с четвертым входом 36 блока 12, к которому подключен второй в блоке 12 элемент ИЛИ 19.

Второй вход последнего соединен с выходом элемента 37 памяти, вход возбуждения которого связан с третьим входом 38 блока, связанным с сигнализатором 15 отключенного состояния передачи. Входы 39 и 40 бло4с

Изобретение относится к устройствам дистанционного управления реверсом судовых дизелей.

Цель изобретения — повышение надежности.

На чертеже представлена схема системы.

Система содержит дистанционный командный орган 1, формирователь 2 команд на переключение реверс-редукторной трехпозиционной передачи 3, на передний ход (ПХ), задни и ход (ЗХ) и отключение — стоп (С) гребного вала от двигателя 4 (остановку гребного вала). Управление передачей

3 осуществляется командным органом 5, расположенным на двигателе, к которому под 5 соединен сервомотор 6, принимающий команды ПХ, ЗХ, С и перекладывающий командный орган 5 в заданное положение. Формирование команд I IX и ЗХ сервомотора осуществляется с помощью блока 7 управления крайними позициями передачи, а команды С вЂ” блоком 8 управления средней позицией. Блок 7 своим первым и вторым входами 9 и 10 соединен с формирователем 2, а третьим входом l -- с блоком 12 формирования сигнала позиции передачи, формирующим информационный сигнал по сигналам от сигнализаторов 13 — 15 фактического положения передачи. Блок 7 содержит элементы И 16 и 17, связанные с входами 9 и 10 и выходами блока, и элемент 18 временной задержки переднего фронта, соединенный с элементами И и третьим входом 11 блока, связанным с вторым в блоке 12 элементом ИЛИ 19. Блок 8 управления средней позицией связан с формирователем 2 своими первым, вторым и третьим входами 20 — 22, к которым подсоединены прямые входы соответственно первого, второго и третьего элементов 23 — 25 запрета, инверсные входы которых подсоединены соответственно к четвертому, пятому и шестому входам 26--28 блока 8, связанным с сигнализаторами !3 — 15. ьlетвер- 40 тый элемент 29 запрета блока 8 связан ка 12 связаны с сигнализаторами 13 и 14 включенного состояния передачи и к этим входам подсоединен первый в блоке 12 элемент ИЛИ 41, выход которого соединен с входом стирания возбуждения элемента 37 памяти.

Система работает следующим образом.

Пусть ключ 35 находится в положении А (автоматического реверса), тогда сигнал за ним равен «О». Пусть также формирователь 2 вырабатывает команду ПХ, сервомотор 6 и передача 3 также находятся в положении

ПХ, тогда на выходе сигнализатора 13 сигнал равен «1», а сигнализатор 14 и 15 — «О».

Вследствие этого сигнал на выходах элемента 37 памяти и, соответственно, на выходе блока 12 и остальных блоков будет также равен «О».

Благодаря фиксаторам в командном органе 5 режим работы передачи сохраняется неограниченное время.

Если командный орган перекладывается сразу в положение ЗХ, то сигнал ПХ станет равным «О», сигнал С сохранится равным «О», а сигнал ЗХ станет равным «1».

Поскольку передача еще остается в положении ПХ, то за сигнализаторами 13 — 15, а также на выходе блока 12 сохраняются прежние сигналы. На входе элемента 17 сигнал также сохраняется равным «О», и команда ЗХ из блока 7 управления крайними позициями к сервомотору 6 не проходит.

На выходе блока 8 управления средней позицией сигнал станет равным «1», так как на входах элемента 23 имеется управляющий сигнал «1» и отсутствует блокирующий сигнал по положению передачи. Поэтому на его выходе появляется сигнал «1», который через элемент 30, открытый элемент

29 и элемент 32 проходит на выход блока к сервомотору 6, перекладывая его в положение С. В это же положение перекладывается командный орган 6, и передача

3 отключает двигатель 4 от гребного вала.

Когда произойдет фактическое переключение передачи, изменятся сигналы на выходе сигнализаторов 13 и 15: на выходе сигнализатора 13 сигнал станет равным «О», а на выходе сигнализатора 15 — «1».

Элемент 37 памяти блока 12 перейдет в возбужденное состояние, его выходной сигнал станет равным «1», выходной сигнал блока 12 станет также равным «1» и элемент 23 закроется. Сигнал С к сервомотору 6 снимается. Сигнал «1» от блока 9 поступит также в блок 7 к элементу 18 задержки, и через некоторое время, определяемое настройкой элемента 8, на его выходе сигнал становится равным «1». В результате на обоих входах и выходе элемента

17 сигналы становятся равными «1», и к сервомотору 6 из блока 7 поступит сигнал на перекладку в положение ЗХ. Таким об1 180546 разом происходит автоматическое отключение от гребного вала и необходимая для стабилизации частоты вращени двигателя выдержка передачи в этом положении. Благодаря выдержке в отключенном положении обеспечивается повышение надежности работы двигателя.

После подачи команды ЗХ сервомотор 6 переместит командный орган 5, передача 3 включится на задний ход, и произойдет автоматическое последовательное переключение передачи 3 с соответствующим изменением сигналов за сигнализаторами 14 и 15.

3а сигнализатором 14 будет сигнал «1», а за сигнализатором 15 (так же как и за сигнализатором 13) — «О». Через элемент 41 сигнал «1» поступит к элементу 37 блока

12 и сотрет его возбуждение. Сигналы на его выходе и соответственно за элементом

18 блока 7 станут равными «0», а элемент 29 запрета блока 8 разблокируется.

В результате система оказывается подготовленной к выполнению следующей команды.

Благодаря тому, что память элемента 33 стирается только после того, как произошло фактическое включение передачи на ПХ и

3Х, сигнал управления к сервомотору 6 поступает в течение всего цикла переключения передачи в заданное положение.

Переход из состояния ЗХ и ПХ происходит аналогично вышеописанному, только сигнал на установку сервомотора в состояние С вырабатывает элемент 24 блока 8.

Если из состояния ПХ или ЗХ требуется переход в С, то эта команда к сервомотору 6 поступает из блока 8 от элемента 25, и снова, благодаря сигнализатору 15

30 и элементам ЗЗ, 18, 16 и 17, гарантируются задержки передачи в состоянии С.

Если сигнализаторы 13 — 15 имеют инверс35 ные выходы, то вместо элементов 23 — 25 запрета устанавливаются элементы И. Если сигналы к сервомотору 6 снимать не надо, инверсные входы элементов 23 — 25 к сигнализаторам 13 — 15 не подсоединяются. 40

Благодаря наличию только одного элемента памяти система упрощается и повышается ее надежность. Кроме того, благодаря тому, что вход возбуждения элемента 37 памяти соединен с сигнализатором 15, сохраняется возможность управления сервомотором даже в случае невключения муфты на ПХ и 3Х. В этом случае элемент 37 остается возбужденным, обеспечивая условия срабатывания элементов 16 и 17. Если, например, муфта не включилась на ПХ, но вышла из положения С, то сохраняется возможность перекладки сервомотора с положения С и 3Х и повторно ПХ. Аналогичным образом может быть повторена команда С.

Благодаря наличию ключа 35, элементов

19, 32 и 41 обеспечивается возможность управления передачи 3 при выходе из строя сигнализаторов 13 — 15, элементов 23 — 25 и

29 блока 8.

Если ключ 35 находится в положении П (последовательное переключение муфты), на его выходе сигнал равен «1». Этим сигналом через элемент 19 блокируется элемент

29 блока 8 и обеспечивается условие срабатывания элементов И 16 и 17 блока 7 для формирования команд ПХ и ЗХ. Команда С сервомотора 6 в этом случае формируется элементом 33.

Система может быть выполнена на логических элементах любого типа.

В предлагаемой системе повышена надежность благодаря уменьшению количества элементов памяти с 3 до 1 и безопасность плавания судна благодаря тому, что система всегда выполняет команду судоводителя, и последний может сделать повторные попытки включения (отключения) муфты, если она сразу не включилась (отключилась). В известной системе в аналогичном случае система самоблокируется в положении невыполненной команды, последуюшие команды судоводителя не выполняются и судоводитель лишен возможности сделать повторные попытки включения (отключения) муфты.

Кроме того, повышена надежность управления двигателем благодаря автоматической выдержке муфты в положении «Стоп—

Винт» заданное время; в известной системе такая выдержка отсутствует, муфта может быть сразу переложена из одного включенного положения в противоположное, что может привести к аварии двигателя.

В предлагаемой системе упрощен процесс управления двигателем, так как оператор может перекладывать командный орган произвольным образом, а система автоматически выполнит требуемый порядок переключения муфты; в известной системе оператор должен перекладывать командный орган строго определенным образом.

1180546

l7X

i I /

Редактор Е. Лушникова

3а каз 5874, 30

Составитель В. Ищенко

Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Тираж 537 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система управления двигателем с реверс-редукторной трехпозиционной передачей Система управления двигателем с реверс-редукторной трехпозиционной передачей Система управления двигателем с реверс-редукторной трехпозиционной передачей Система управления двигателем с реверс-редукторной трехпозиционной передачей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к автоматизации судовых дизелей и позволяет повысить надежность реверса дизеля в условиях периодически меняющихся нагрузок

Изобретение относится к автоматизации процессов управления реверсивных двигателей и позволяет упростить систему за счет конструктивного упрощения отсечного устройства пускового воздуха и возможности использования одного вида питания (пневматического)

Изобретение относится к области управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Техническим результатом является повышение эффективности управления при реверсировании ДВС. Сущность изобретения заключается в том, что система управления соединяет вал реверсивного стартерного механизма с коленвалом ДВС и вращает его. В конце такта сжатия система управления направляет воздух из пневмоаккумулятора в полость привода плунжера топливной форсунки, и происходит впрыск топлива в камеру сгорания с воспламенением его свечой зажигания. После чего система и разъединяет вал реверсивного стартера с коленвалом ДВС. После сгорания система направляет воздух из пневмоаккумулятора в полость поршня привода выпускного клапана и открывает его. Пневматическая система управления газораспределением и впрыском топлива позволяет эффективно работать ДВС как в одном, так и в противоположном направлении вращения вала. 3 ил.

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), в частности к способам их реверсирования. Техническим результатом является повышение эффективности управления двигателем. Сущность изобретения заключается в том, что система управления отслеживает мгновенное положение поршней в цилиндре двигателя и открывает тот впускной клапан, при открытом положении которого продукты сгорания из внешней камеры сгорания поступают в рабочую полость того поршня, в которой энергия поступающих из внешней камеры сгорания расширяющихся продуктов сгорания приводит в движение поршень. Кинетическая энергия этого поршня через соединенный с поршнями шток и сочлененный со штоком шатун передается коленчатому валу двигателя при положении коленчатого вала, обеспечивающего его вращение в задаваемом направлении. 2 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к способам реверсирования их валов. Техническим результатом является повышение эффективности управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Сущность изобретения заключается в том, что система управления соединяет вал нереверсивного стартерного механизма с коленвалом ДВС и вращает коленвал ДВС. Если направление вращения вала стартерного механизма не совпадает с задаваемым направлением вращения коленвала ДВС, система управления при закрытых газораспределительных клапанах в момент времени, когда над поршнем ДВС давление сжимаемого воздуха или топливной смеси увеличится до величины, обеспечивающей условия сгорания топлива, разъединяет вал нереверсивного стартерного механизма с коленвалом ДВС. Затем форсункой впрыскивает топливо в камеру сгорания и воспламеняет топливо свечой зажигания. Топливо горит, и под действием продуктов сгорания поршень меняет направление своего движения и направление вращения коленвала ДВС на противоположное направление. Одновременно система управления меняет последовательность открытия и закрытия газораспределительных клапанов и срабатывания топливной форсунки в соответствии с заданным направлением вращения коленвала. 3 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к способам реверсирования валов двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Техническим результатом является повышение эффективности управления двигателем. Сущность изобретения заключается в том, что система управления соединяет вал реверсивного стартера с коленвалом ДВС и вращает его в задаваемом направлении вращения коленвала ДВС. На такте сжатия при закрытых газораспределительных клапанах в момент времени, когда над поршнем давление сжимаемого воздуха или топливной смеси увеличится до величины, обеспечивающей условия сгорания топлива, система разъединяет вал реверсивного стартера с коленвалом ДВС. Затем форсункой впрыскивает топливо в камеру сгорания и воспламеняет топливо свечой зажигания. Одновременно система устанавливает последовательность открытия и закрытия газораспределительных клапанов и срабатывания топливной форсунки в соответствии с заданным направлением вращения коленвала. 3 ил.
Наверх