Шарнир равных угловых скоростей

 

1. ШАРНИР РАВНЫХ УГЛОВЫХ СКОГОСТЕЙ, содержащий охватываемую полумуфту , выполненную в виде тройника с центральной ступицей и прикрепленными к ней тремя равномерно распределенными шипами, расположенными в одной плоскости, выполненную в виде чаши с тремя парами беговых дорожек охватываюшую полумуфту и установленные между ними элементы качения, отличающийся тем, что, с целью увеличения допустимых угловых перемещений одной из полумуфт относительно другой, снижения габаритов , повышения КПД и долговечности, каждый элемент. качения выполнен в виде расположенных на противоположных .сторонах двух отдельных секторов соответствующего типа, каждый из которых установлен с возможностью взаимодействия с одной из беговых дорожек пар беговых дорожек через тела качения. ОТ с СХ) сд О) 1ч9

СОЮЗ СОВЕТСКИХ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) Ф F 16 0 3 30

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К IlATEHTV

Фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3566366/25-27 (22) 23.03.83 (31) 8206768 (32) 20.04.82 (33) F R (46) 23.09.85. Бюл. У 35 (72) Мишель Александр Орэн (FR) (71) Гланзер Списер (FR) (53) 621.828.2 (088.8) (56) Патент США У 4175407, кл. F 16 0 3/30, с. 64 — 2), 1979. (54) (57) 1. ШАРНИР РАВНЫХ УГЛОВЫХ

СКОРОСТЕЙ, содержащий охватываемую лолумуфту, выполненную в виде тройника с центральной ступицей и прикрепленными к ней

„„SU „„1181562 А тремя равномерно распределенными шипами расположенными в одной плоскости, выполненную в виде чаши с тремя парами беговых дорожек охватывающую полумуфту и установленные между ними элементы качения, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью увеличения допустимых угловых перемещений одной из полумуфт относительно друтой, снижения габа ритов, повышения КПД и долговечности, каждый . элемент качения выполнен в виде расположенных на противоположных, сторонах двух отдельных секторов соответствующего типа, каждый из которых установлен с возможностью взаимодействия с одной из беговых дорожек пар беговых дорожек через тела качения.

181562 секгорами и шипами или полувкладышами с натягом.

8. Шарнир по и. 7, о т л и ч а юшийся тем, что сепаратор выполнен в поперечном сечении П-образного профиля из листового материала,а в каждой из его параллельных стенок выполнен ряд отверстий, расположенных с возможностью взаимодействия с

3. Шарнир по пп. 1 и 2, о т л и ч а юшийся тем, что средняя линия одних из беговых дорожек выполнена по дуге, а другНх — по прямой.

4,Шарнирпопн. f — 3,отличаюшийся тем, что иглы, взаимодействующие с секторами, установлены с возможностью непосредственного взаимодействия с цилиндрической поверхностью шипа, ось которой совпадает с осью шипа.

5. Шарнир по пп. — 3, о т л и ч а юшийся тем, что о» снабжен установленными с возможностью разворота и скольжения иа цилиндрической поверхности шипа, ось которой перпендикулярна оси шипа и оси охватываемой полумуфты, полувкладышами, взаимодействующими с иглами.

6. Шарнир по пп. 1 — 5, о т л и ч а юшийся тем, что сепаратор снабжен на каждом из своих продольных концов стопором, Выполненным в виде отогнутого радиального буртика и установленного с возможностью взаимодействия с пазами, выполненными на концевых частях секторов.

7. Шарнир по и. 6, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что сепаратор установлен между

2. Шарнирпоп. 1,отличающийо я тем, что каждый сектор установлен с возможностью вращения па цилиндрической поверхности соответствующего радиального шипа посредством ряда игл с удерживающим их сепаратором. концами меньшего диаметра игл.

9.Шарнирпоил. 1и 5,отличаюшийся тем, что каждый сектор снабжен устройством фиксации положения относительно беговой дорожки.

10. Шарнир по п. 9, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что указанное устройство фиксашли выполнено в виде углублений или зубцов, расположенных на боковой поверхности сектора и размещенных с возможностью взаимодействия, с зубцами рамки, зафиксированной на вершине ребра чаши.

11.Шарнирпоп. 9,отл ичающийс я тем, что устройство фиксации выполнено в виде выступающего пальца на каждом секторе, взаимодействующего с направляющей канавкой на внутренней поверхности чаши.

12. Шарнир по и. 9, о т л и ч а ю щ и йс я .тем, что каждый секторснабженнакаждом из своих продольных. наружных концов радиальным выступом, расположенным с возможностью взаимодействия с беговой дорожкой.

13. Шарнир по п.1 — 5, о т л и ч а юшийся тем, что каждый сектор установлен между беговой дорожкой и сепаратором с натягом.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности для синхронных карданных соединений в автомобилях с передним приводом.

Целью изобретения является увеличение допустимых угловых перемещений ощгой из полумуфт относительно другой, снижение габаритов,повышение КПД и долговечности.

На фиг. 1 показан шарнир, разрез в продольной плоскости; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-b на фиг.2; на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 2; на фиг.5— разрез Г-Г на фиг,4; на фиг. 6 — схема сопря>кения поверхностей роликового сектора, сепаратора и шипа; на фиг. 7 — схема расположения поверхностей роликового сектора от2 иосительно поверхностей беговой дорожки и шипа; на фиг. 8 — сопряжение смежных роликовых секторов посредством рамки; на фиг. 9— разрез Д-Д на фиг. 8; на фиг. 10 — схема

5 взаимодействия роликового сектора с чашей посредством цилиндрического пальца и направляющей канавки; на фиг. 11 — разрез Е-Е на фиг. 10; на фиг. 12 — схема взаимодействия роликового сектора с чашей посредстt0 вом радиального направляющего выступа и поверхности беговой дорожки; на фиг. 13— разрез Ж-Жна фиг. 12; на фиг. 14 — сопряжение поверхностен смежных беговых дорожек; на фиг. 15 — разрез И-И на фиг. 14; на

tp фиг. 16 — шарнир при максимальном угле разворота одной из полумуфт относительно другой, общий вид; на фиг, 17 — разрез К-К

Сепаратор 46(фиг. 18 — 20) выполнен из листового материала в виде двух параллельных стенок 47 в форме сегмента кольца и перемычек 48, соединяющих их,со сторонами 23, а на стенках выполнены отверстия 49, расположенные с возможностью взаимодействия с концами меньшего диаметра игл 24. Кроме того, устройство содержит сепаратор 50 (фиг. 21) с коническими отверстиями 51 в стенках, расположенными с воэможностью взаи-. модействия с коническими концами 52 игл

53, а также сектор 13, сопрягающийся с цилиндрической поверхностью 5 шипа 4 посредством тонкого вкладыша 54, выполненного с ребордами 55 и отгибками 56 (фиг. 22 — 24).

Шарнир (фиг. 25 — 28) содержит охватыва-. емую полумуфту 57, выполненную в виде трой» ника 58 с тремя радиальными шипами 59, каждый из которых выполнен с цилиндрическими поверхностями 60, ось которых перпендикулярна продольной оси шарнира и оси шипа, и с параллельными между собой основаниями 61, охватывающую полумуфту 62, выполненную в виде полой чаши с соединительным фланцем 63 и с расположенными внутри тремя парами беговых дорожек 64, три пары роликовых секторов 41 с радиальными выступами 42, сепаратор 47 с иглами 24, полувкладыши 65, каждый иэ которых выполнен с наружной цилиндрической поверхностью 66, установленной с возможностью взаимодействия с иглами 24, и П-образным пазом, образованным двумя боковыми сторонами 67 и основа-. нием 68.

Сепараторы могут иметь кривизну в свободном состоянии, меньшую, чем в рабочем состоянии.

На фиг. 6 показаны радиус а„цилиндрической поверхности шипа 4, внутренний радиус

3 11815 на фиг. 16; на фиг. 18 — сепаратор, общий вид; на фиг. 19 — .то же, план; на фиг. 20— разрез Л-Л на фиг. 18; на фиг. 21 — сепаратор, разрез,вариант; на фиг. 22 — схема взаимо»< действия роликового сектора с шипом посредством тонкого вкладыша; на фиг. 23— разрез М-М на фиг. 22; на фиг. 24 — сопряжение роликового сектора и шипа, разрез; на фиг. 25 — шарнир, разрез; на фиг. 26— разрез Н-H на фиг.25; на фиг. 27 — разрез О-01р на фиг. 25; на фиг. 28 — шарнир при некотором угле разворота одной из полумуфт относительно другой, Шарнир (фиг. 1 — 7) содержит охватываемую полумуфту 1, выполненную в виде тройника 2. с центральной ступицей 3 и с радиально расположенными в одной плоскости под углом 120 друг к другу шипами 4 с цилиндрической поверхностью 5, охватывающую полумуфту 6, выполненную в виде чаши 7 с днищем 8, тремя парами беговых дорожек 9, тремя ребрами 10, разделяющими смежные беговые дорожки, каждое из которых выполнено с вогнутой вершиной 11 и поперечным каналом

12 на ней, секторы 13, выполненные с внутренней цилиндрической 14 и наружной тороидальной 15 поверхностями, пазами 16 на концевых частях 17, боковыми стенками 18 и углублениями 19, сепаратор 20 с боковыми фланцами 21 и с выполненными на них жело30 бами 22 и стопорами 23 в виде отгибок на концевых частях, иглы 24 с концевыми частями 25, трехлучевую звезду 26, выполненную из листового материала с центральным участком 27 и H-образной рамкой 28 на конце каждого из лучей, выполненной с выступом

29 в средней ее части и с зубцами 30 с обеих сторон.

Устройство фиксации положения сектора (фиг. 8 — 9) содержит секторы 31 с зубцами

32 на внутренних боковых сторонах, трехлуче-4Р вую звезду 33 с выступом 34. Н-образную рам ку 35 с осевым вырезом (не показан), установленным с воэможностью взаимодействия с выступом 34, расположенным на каждом иэ концов трехлучевой звезды, упруго удерживаю-45 щей Н-образную рамку, и зубцами 36, установленными с возможностью взаимодействия с зубцами 32.

Устройство фиксации положения секторов (фиг. 10 — 11) содержит сектор 37. с цилиндрическим пальцем 38, расположенным на боковой поверхности сектора и установленным с возможностью взаимодействия с направляющей канавкой 39, выполненной на внутренней поверхности чаши 40.

Устройство фиксации положения секторов без фиксации (фиг. 12 — 13) содержит секторы 41, каждый из которых выполнен с ра62 4 диально направленными выступами 42, установленными с воэможностью взаимодействия в своих крайних по углу разворота положениях с беговой дорожкой 9;

Устройство фиксации положения секторов (фиг. 14 — 15) содержит чашу 43 с беговыми дорожками 9, ребрами 10, разделяющими смежные беговые дорожки и выполненными с зубцами 44, расположенными на обеих боковых сторонах ребра с возможностью взаимодействия с зубцами H-образной рамки

28 (35) .

В шарнире при максимально возможном угле разворота одной из полумуфт относительно другой (фиг. 16 — 17) концевая часть . охватываемой полумуфты выполнена профилированной в форме криволинейного равностороннего треугольника, а чаша 7 — со скосами

45 на. ребрах 10, 1181562, о 2 роликового сектора 13 и расстояние между центрами радиусов для сепаратора до сборки п1эрнира; после сборки шарнира центры радиусов совпадают за счет упругой дефор. мации сепаратора, которая поддерживает пред5 варительную нагрузку, действующую на роликовые секторы.

Радиус R образующей профиля сектора (фиг. 5) может быть выполнен меньше радиуса 2 (фиг, 7) образующей роликового сектора, соотношение радиусов может быть принято - 4--6.

Радиус с1 внутренней поверхности сектора может быть выполнен меныпим суммы размеров а„+ d (фиг. 6), где d — диаметр иглы, благодаря чему в собранном шарнире обеспечивается одинаковая нагруженность игл.

Шарнир работает следующим образом.

Охватываемая полумуфта 1 является ведущей и может быть соединена с трансмиссионным валом, являющимся частью трансмиссии автомобилей с передним приводом, а охватывающая полумуфта 6 является ведомой и может g5 быть подсоединена к оси переднего ведущего и управляемого колеса.

При соосном расположении обеих полумуфт (фиг. 1) передача вращающего момента от полумуфты 1 к полумуфте 6 осуществляется чсрсэ шипы 4, иглы 24, секторы 13, расположенныс в исходном положении и опирающиеся на соответствующие беговые дорожки 9.

При развороте одной из полумуфт относительно другой секторы посредством сепарато35 ров с иглами обкатываются во взаимно противоположных направлениях вокруг цилиндрических поверхностей 5 шипов 4, катясь при этом своими наружными тороидальными поверхностями по соответствующим беговым дорожкам 9, которые являются кольцеобраэными и в сечении имеют кривизну, меныпую кривизны поверхности 15, что позволяет секторам слегка колебаться.

Шарнир способен передавать кроме вращаю45 щего момента осевые нагрузки в обоих направлениях, поскольку геометрический центр тройника во всех возможных положениях полумуфт совпадает с геометрическим центром чаши.

При больших скоростях врагцения возврат секторов в среднее положение может обеспечиваться центробежной силой т, приложенной а1 к центру тяжести G роликового сектора, так как составляющая ее f (фиг. 2) псрпендику2 лярна оси шина.

При малых скоростях врагцсния сила может оказаться недостаточной для возврата сектора в среднее положение, в таком случае может быть использовано усилие F, приложенное к сектору. Может быть предусмотрено (фиг. 7) небольшое смешение центра радиуса относительно радиуса q 2 на величину Ь1 таким образом, чтобы сектор был несколько выше на своих концах, чем в середине.

С таким смещением возвращающая сила Т в зависимости от передаваемой нагрузки эксцентриситета и угла поворота М относительно своего среднего положения задается выражением т

Однако вне зависимости от особенностей шарнира, обеспечивающих естественное восстановление центровки роликовых секторов, могут быть предусмотрены средства принудительного возврата роликовых секторов в среднее поло>кение (фиг. 2 — 3, 8 — 9, 10 — 11, 14 — 15) за счет кинсматической связи роликовых сскторов непосредственно с чашей 43 путем взаимодействия зубцов 44 с зубцами:

32 или трехлучевой звезды с зубцами 30, или Н-образной рамки 35 с зубцами 36.

Шарнир (фиг. 25 — 28) может быть использован только для псредачи вращающего момента с компенсацией осевых нагрузок и перемещений в направлении общей продольной оси.

Отличие предлагаемого шарнира от известного заключается в выполнении формы бегс»вых дорожек 64, допускающей продольное перемещение одной из полумуфт относительно другой, и в выполнении сопряжения шипа 59 с сепаратором 47 посредством двух полувкладышей 65, обеспечивающего возможность разворота шипа относительно роликовых секторов и осевого перемещения.

Положительный эффект постигается благодаря выполнению каждого иэ элементов качения в виде пары роликовых секторов, каждый иэ которых установлен с возможностью разворота относительно цилиндрической поверхности шипа или полувкладыша посредством сепаратора с иглами и качения по соответствующей беговой дорожке, причем каждый роликовый сектор и сепаратор установлены с натягом между соответствуницими поверхностями контактирования.

1181562

О-В

Фиг.2

23

f7 б

1181562

Фиг.б

Фиг.Е

J)81562

Фиг.12

Ф2

ФиаУ

1181562

И-И

Фиг. 15

К-К фиг. 17

1181562

Фиг.78 7$

Фиг. 19

52

Хб

Фиг.22

118l362

Фиг.23

Фиг.24

1181562

0-0

Составитель В. Романенко

Техред Ж.Кастелевич

Редактор . Л. Гратилло

Заказ 5958/64

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тираж 897

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Корректор А. Тяско

Подписное

Шарнир равных угловых скоростей Шарнир равных угловых скоростей Шарнир равных угловых скоростей Шарнир равных угловых скоростей Шарнир равных угловых скоростей Шарнир равных угловых скоростей Шарнир равных угловых скоростей Шарнир равных угловых скоростей Шарнир равных угловых скоростей Шарнир равных угловых скоростей Шарнир равных угловых скоростей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях изменяющихся углов между валами при сохранении равенства угловых скоростей

Изобретение относится к соединительным муфтам между валами, и в частности - к универсальным шарнирам, и конкретнее - к муфтам, имеющим равные мгновенные угловые скорости входного вала и выходного вала или обеспечивающим приблизительно таковые скорости

Изобретение относится к шарнирам равных угловых скоростей и предназначено в основном для транспорта

Изобретение относится к муфтам, обеспечивающим вращение валов под углом друг к другу, и, в частности, к шарнирам равных угловых скоростей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к средствам передачи вращающихся моментов в условиях, когда оси соединяемых валов расположены под углом друг к другу, а угловые скорости вращения ведущего и ведомого вала должны совпадать, и может быть использовано в приводах машин

Изобретение относится к узлам сельскохозяйственных, транспортных и других машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях изменяющихся углов между валами при сохранении равенства угловых скоростей

Изобретение относится к машиностроению, в частности для карданных валов грузовых автомобилей
Наверх