Коробка передач

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая входной, выходной и промежуточные валы, шестерни постоянного зацепления , синхронизаторы и зубчатые муфты переключения передач, а также блок двух шестерен, установленный на выходном валу перед шестернями низших передач и заднего хода, одна из шестерен которого зацеплена с шестерней, жестко соединенной с задним концом переднего промежуточного вала, отличающаяся тем, что, с цепью повышения надежности работы при передаче увеличенного входного крутящего момента, вторая шестерня указанного блока шестерен введена в зацепление с двумя ведомыми шестернями, калздая из которых установлена на одном из двух задних вторичных промежуточных валов с установленными на нем шестернями низких передач и заднего хода, зацепленными с соответствующими шестернями выходного вала.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (5!)4 В 60 К 17 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ; И ..

К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3737873/27-11 (22) 08. 05. 84 (46) 07.11.85. Бюл. У 41 (72) В.А. Ииронов (53) 629.113-585.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 1111892, кл. В 60 К 17/06, 1983. (54)(57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая входной, выходной и промежуточные валы, шестерни постоянного saцепления, синхрониэаторы и зубчатые муфты переключения передач, а также блок двух шестерен, установленный на выходном валу перед шестернями низших передач и заднего хода, одна иэ шестерен которого эацеплена

„„SU„„1189697 A с шестерней, жестко соединенной с задним концом переднего промежуточного вала, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы при передаче увеличенного входного крутящего момента, вторая шестерня указанного блока шестерен введена в зацепление с двумя ведомыми шестернями, каждая из которых установлена на одном из двух задних вторичных промежуточных валов с установленными на нем шестернями низких передач и заднего хода, зацепленными с соответствующими шестернями выходного вала.

1189697

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано s трансмиссиях автомобилей большой грузоподъемности.

Цель изобретения — повышение надежности работы коробки передач при передаче увеличенного входного крутящего момента.

На фиг.1 изображена коробка передач, общий вид, на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1.

Коробка передач содержит входной вал 1, передний 2 и два задних вторичных промежуточных вала 3 и 4, а также выходной вал, разделенный для удобства монтажа на переднюю 5 и заднюю 6 части. Валы установлены на подшипниках 7-14. На входном валу 1 установлена с возможностью свободного вращения шестерня 15.

Передний промежуточный вал выполнен с шестернями 16-19, задние промежуточные валы 3 и 4 — соответственно с шестернями 20-27. Все отмеченные шестерни, в том числе задняя шестерня переднего промежуточного вала, жестко соединены с промежуточным валом или выполнены с ними эа одно целое.

На переднем и заднем частях вторичного вала установлены со свободой вращения шестерни 28 и 29, блок из двух шестерен 30 и 31 и следующие за ними шестерни 32-34 явЛяющиеся шестернями низших передач и передачи заднего хода. Данные шестерни находятся в постоянном зацеплении с шестернями входного и промежуточных валов. Предусмотрены промежуточные шестерни заднего хода (не указанные). Для переключения передач выполнены синхронизаторы

36-37 и зубчатая муфта 38.

Картер коробки передач состоит из двух частей 39 и 40. Шестерни

15-17 и 28 с синхронизатором 35 образуют передний делитель передач.

Вторичные промежуточные валы расположены по обе стороны выходного вала на участке низших передач.

Оси их находятся в одной плоскости, проходящей через ось выходного вала.

Коробка передач работает следующим образом.

Блок шестерен вторичного вала своей шестерней 30 зацеплен с шес5 !

О

45 терней 19,жестко установленной на заднем конце переднего промежуточного вала 2, вторая шестерня 31 блока входит в зацепление с двумя ведомыми шестернями 20 и 24 задних промежуточных валов. Выполненные на них шестерни второй и первой передач находятся в зацеплении с обеих сторон с соответствующей шестерней выходного вала. Шестерни заднего хода — с промежуточными шестернями, которые зацеплены с шестерней 34 заднего хода вторичного вала.

Передаваемый момент при включении одной из низших передач и заднего хода передается от задней шестерни блока шестерен на две ведомых шестерни вторичных промежуточных валов и далее от шестерен низших передач и задней передачи этих валов на одну из соответствующих шестерен выходного вала с обеих ее сторон (на шестерне заднего хода через промежуточную шестерню).

При этом усилие в зацеплении шестерен ведомых шестерен вторичных промежуточных валов, шестерен низших передач и заднего хода уменьшается в два раза, уравновешивается радиальное усилие, действующее на выходной вал, что обеспечивает необходимое повышение надежности работы низших передач, уменьшение размеров подшипников опор валов и исключение необходимости в подшипниках шестерен выходного вала.

Соединение одной иэ шестерен 15 или 28 делится с входным валом и выходного вала с одной из установленных на нем шестерен (28-30, 32-34) обеспечивает получение пяти передач и одной передачи заднего хода. Благодаря наличию двух ступеней делителя осуществляются десять передач прямого хода и две передачи заднего хода.

Для образования первой и второй передач и передачи заднего хода высшей и низшей ступени в их кинематическую цепь, кроме одной из пар шестерен делителя и соответствующих трех шестерен данных передач, дополнительно входят шестерни, зацепленные с блоком шестерен вторичного вала: з 1189697 4

Z16 Z30 Z24 Z33 . в Z17 ЕЗО Е24 Е33

Z15 Z19 Е31 Z26 T. Z28 Z19 Z31 Е26

Z30 Е24 Е32

Z19 Z31 Е25

Е16 ЕЗО Z24 732, í Z17

Z15 Z19 Е31 Е25 ii Z28

Z16 ЕЗО Z24 Е34 . в Е17

Z15 Z19 Z31 Е27 3х Z28

Z30 Z24 Z34

Z19 Z31 Е27 .н

Е29

Z18

Образование пятой передачи осуществляется отмеченными шестернями делителя при соединении шестерни

28 с вторичным валом с помощью синхронизатора 36. .н Е16 Е28 .е

1 — 1,0.

Z15 Z17

20 Введение в кинематическую цепь низших передач дополнительных пар шестерен обеспечивает увеличение диапазона передач коробки передач без выполнения демультипликатора.

К Л 29

5 2 17 ЮУ 18 9 Риг. 1

Высшие передачи образуются по обычной схеме, т.е. только на счет шестерен переднего делителя и одной из соответствующей пары шестерен передачи. Следует отметить, что для осуществления третей передачи используется блок двух шестерен 30 и 31, который соединяется с вторичным валом, что включает в цепь данЕ30 ной передачи пару шестерен.н Е16 Z30 . н 217 ЕЗО

1 ш Z15 Z19 t

Z16 Z29 .в Z17

iч Z15 Z18 i" Z28

1189697

Составитель А. Серх

Редактор И. Бланар Техред 0.Неце Корректор И. Эрдейи

Заказ 6837/17 Тираж 649 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх