Дейдвудное устройство судна

 

1. ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА, содержащее дейдвудную трубу с подшипником, внутри которого расположен гребной вал, на наружной поверхности которого установлена рубашка из антифрикционного синтетического материала, зафиксированная от проворачивания посредством шпонки, расположенной между рубашкой и гребным валом, отличающееся тем, что, с целью увеличения срока службы устройства шпонка выполнена из материала, коэффициент линейного расширения которого выбран из условия где К1 и К2 - коэффициенты линейного расширения соответственно материала рубашки и шпонки. 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что шпонка выполнена из эпоксидной смолы . 3.Устройство по пп. I и 2, отличающееся тем, что оно снабжено крепежной планкой, присоединенной к шпонке и фиксирующей рубашку со стороны ее носового торца, при этом шпонка и крепежная планка выполнены из одного и того же материала.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

СЯ) 4 В 63 Н 23 36

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ki

К2 (3,6, 11

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3731710/27-11 (22) 21.04.84 (46) 15.12.85. Бюл. № 46 (72) В. Н. Елизаров, А. В. Смыков, Н. И, Сергеев, Б. С. Костин, В. А. Черепнин, Э. П. Молодецкий и Д. Л. Грингауз (53) 629.1.037.6 (088.8) (56) Судоремонт флота рыбной промышленности, 1980, № 42, с. 23 — 27. (54) (57) 1. ДЕЛДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО

СУДНА, содержащее дейдвудную трубу с подшипником, внутри которого расположен гребной вал, на наружной поверхности которого установлена рубашка из антифрикционного синтетического материала, зафиксированная от проворачивания посредством шпонки, расположенной между рубашкой и гребным валом, отличающееся тем, что, с

„„SU„, 1197936 A целью увеличения срока службы устройства шпонка выполнена из материала, коэффициент линейного расширения которого выбран из условия где К1 и К2 — коэффициенты линейного расширения соответственно материала рубашки и шпонки.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что шпонка выполнена из эпоксидной смолы.

3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что оно снабжено крепежной планкой, присоединенной к шпонке и фиксирующей рубашку со стороны ее носового торца, при а этом шпонка и крепежная планка выполнены из одного и того же материала.

1197936

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции дейдвудного устройства судна.

Цель изобретения — увеличение срока службы устройства.

На фиг. 1 изображено дейдвудное устройство судна, продольный разрез; на фиг. 2разрез,А — А на фиг. 1„на фиг. 3 — дейдвудное устройство судна с крепежной планкой продольный:разрез; на фиг. 4 — дейдвудi 1

10 ное устройство с креплением рубашки двумя шпвн1ками.

Дейдвудное устройствй судна (фиг. 1) содержит дейдвудную труб 1 1 с подшипником 2 (например, из бронзы Бр OLI,-10-2), внутрь которого введен гребной вал 3 с винтом 4. На наружной поверхности гребного вала 3 установлена рубашка 5 из антифрикционного синтетического материала (например, капролона), удерживаемых от проворачивания с помощью шпонки 6, закрепленной на наружной поверхности 7 вала 3 (на- zp пример, с помощью клея) и контактирующей с рубашкой 5. Шпонка 6 выполнена из материала, например, эпоксидной смолы К153, коэффициент линейного расширения которого выбирается из условия

К1

К 3161 где Кl и К2 — соответственно коэффициент линейного расширения материала рубашки 5 (для капролона К l = (6,4-12,6) ° 10 1(С) и шпонки 6 (для смолы К-153

К2 =(3,5-4,0) 10 5 1(C).

Толщина средней части hp (фиг. 2) шпонки

6 больше толщины ее боковых кромок hm.

Площадь поперечного сечения шпонки 6 выбрана из условия p Si ... )S, где So, S и S„— площадь поперечного сечения шпонки 6 соответственно, у кормового 8, между носовым 9 и кормовым 8 и но- 40 сового 9 торцов рубашки 5.

Толщина шпонки 6 по направляющей вала 3 выбрана из условия

ho ) hl )...)h, где ho — толщина сечения шпонки 6 в плоскости 10, проходящей через цент45 ральную ось 11 вала 3 и середину шпонки 6;

h — толщина сечения шпонки 6 в плоскости, проходящей через ось 11 и расположенной между плоскостью

10 и плоскостью, проходящей через ось ll и радиус вала 3, пересекающий кромку шпонки 6;

hm — толщина сечения шпонки в плоскости, проходящей через ось 11 и радиус вала 3, пересекающий боко- ы вую кромку шпонки 6.

При этом разность между толщиной стенки рубашки 5 и толщиной ho должна быть больше величины предельно допустимого износа рубашки 5 (предельно допустимые значения износа рубашки 5 выбираются в соответствии с наружным диаметром рубашки 5 согласно нормативной документации).

В модификации изобретения шпонка 6 выполнена из эпоксидной смолы.

Устройство снабжено крепежной планкой 12, закрепленной у носового 9 торца рубашки 5. При этом толщина планки 12 должна быть равна или меньше ho.

Толщина шпонки 6 по образующей наружной поверхности 7 вала 3 выбрана из условия

ho) hli) ... ) й„, где Ь и й„ вЂ” толщина сечения шпонки 6 в плоскости 10, проходящей через ось 11 и середину шпонки 6 соответственно между кормовым 8 и носовым 9 торцов рубашки 5.

Шпонка 6 и крепежная планка 12 выполнены из одного материала, при этом планка 12 прикреплена к шпонке 6. Устройство может быть снабжено второй шпонкой 13.

Устройство работает следующим образом.

Нагрузка от веса винта 4 и вала 3 через рубашку 5 передается на подшипник 2 и дейдвудную трубу 1, Из-за консольного расположения гребного винта 4 нагрузка у торца 8 будет больше, чем у торца 9, что вызовет неравномерность приложения тангенциальной нагрузки от сил трения по длине рубашки 5 и дополнительный окручивающий момент у торца 8. Так как площадь контакта шпонки 6 (площадь смятия) и рубашки 5 и торца 8 больше, чем у торца 9, то контактное давление по всей длине шпонки 6 будет одинаковое, что увеличит надежность соединения шпонки 6 — рубашки 5 и соответственно срок службы устройства.

От осевого смешения рубашки 5 вдоль вала 3 в сторону торца 8 будет предохранять шпонка 6, а в сторону торца 9 — планка 12 или шпонка 13.

В зависимости от направления вращения вала 3, одна из боковых кромок шпонка 6 будет выполнять роль клина, тем самым еще больше увеличивая надежность соединения шпонка 6 — рубашка 5 и увеличивая срок службы устройства.

При увеличении температурного режима устройства рубашка 5 и шпонка 6 будут стремиться увеличить свои линейные размеры как в радиальном, так и в осевом направлении, Так как коэффициенты линейного расширения шпонки 6 и рубашки 5 равны или отличаются незначительно (в 3,6 раза), то увеличение линейных размеров шпонки 6 и рубашки 5 в радиальном направлении не приведет к нарушению целостности соединения шпонка 6 — рубашка 5, а в случае уменьшения плошади их контакта, произойдет расклинка шпонки 6 в рубашке 5 и площадь контакта соединения шпонка 6 — рубашка 5 увеличится. При этом в модификации изобретения на фиг. 3

1197936 планка 12 будет препятствовать удлинению рубашки 5 в осевом направлении, тем самым заставляя двигаться ее в направлении винта 4, так как шпонка 6 выполнена в форме клина, то рубашка 5 расклинивается шпонкой 6, при этом создается дополнительное давление контактируюших поверхностей шпонки 6 и рубашки 5 друг на друга, тем самым увеличивается надежность крепления, и следовательно, и срок службы устройства.

Дополнительная шпонка 13 также выполнена в форме клина, поэтому расклинка рубашки 5 шпонками 6 и 13 произойдет как в направлении винта 4, так и в противоположную сторону, при этом увеличится надежность крепления, а следовательно, и срок службы устройства.!

197936

Редактор Ю. Середа

Заказ 7670/19

Составитель Ю. Серов

Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Тираж 434 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Дейдвудное устройство судна Дейдвудное устройство судна Дейдвудное устройство судна Дейдвудное устройство судна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе подачи смазочного средства в кормовое уплотнение гребного вала при изменяющейся осадке судна, применительно к задней системе уплотнения гребного вала судна, содержащей со стороны забортной воды, по меньшей мере, одно обращенное наружу уплотнительное кольцо, а со стороны смазочного средства, по меньшей мере, одно обращенное внутрь уплотнительное кольцо, причем в каждом случае между двумя соседними уплотнительными кольцами выполнена кольцевая камера, из которых, по меньшей мере, одна с помощью подводящего трубопровода сообщена с источником газовой среды, предпочтительно сжатого воздуха, а отводным каналом - с внутренней частью судна, при этом в подводящем трубопроводе установлен орган регулирования давления среды в кольцевой камере ниже давления забортной воды и давления смазочного средства, а в отводном канале установлен управляемый запорный орган, предпочтительно, электромагнитный клапан периодического действия, причем пространство со смазочным средством сообщено подающим трубопроводом, по меньшей мере, с одним расположенным по высоте резервуаром для смазочного средства

Изобретение относится к судостроению и касается предохранительного устройства в системах уплотнения гребных валов судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу установки и закрепления дейдвудных труб на судах

Изобретение относится к судовому машиностроению, в частности к дейдвудным подшипникам в валопроводах судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудной трубе (1), предназначенной для охватывания гребного вала (2), проходящего между гребным винтом и приводным двигателем

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к конструкции направляющих неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся валов, например роторов циркуляционных насосов атомных станций, и способу их установки

Изобретение относится к области судостроения и машиностроения, в частности, к сепараторам для роликовых неметаллических подшипников, обеспечивающих работу вращающихся вертикальных и горизонтальных валов насосов и гребных валов судов, смазывающихся водой

Изобретение относится к судостроению, а более конкретно к судовым подшипникам гребных валов пропульсивных систем валопроводов

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при изготовлении гребных устройств для крупнотоннажных морских судов
Наверх