Автоматическое регулировочное приспособление тормоза (его варианты)

 

. 1. Автоматическое регулировочное, приспособление тормоза, содержащее размещенный под приводом тормоза между двумя подпружиненными и расположенными с зазором относительно барабана колодками с упором в них узел регулировки в виде подпруясиненного относи-, тельно ближней колодки и шарнирно установленного на ней стопорного элемента и распорного элемента, связанного со стопорньм,элементом, регули-. ровочную гайку и чувствительный элементу причем последний установлен с возможностью воздействия на длину распорного элемента, а стопорный элемент установлен с возможностью угловых перемещений о т л и ч а ю Щ е ее я . тем, что, с целью повышения надежности при действии в тормозе высоких нагрузок, чувствительный элемент выполнен в виде Спиральной пружины из материала с эффектом памяти формы, стопорный элемент выполнен в виде собачки , распорный элемент выполнен в виде двух концёнтрично установленных стержневых частей, а на внешней поверхности регулировочной гайки выполнен храповой зубчатый венец, причем конец охватываемой концентричной части распорного элемента выполнен резьбовым и на нем размещена регулировочная гайка с возможностью взаимодействия со стопорной собачкой, а чувствительный элемент размещен на охватывающей концентричной части распорного элемента с упором в регулировочную гайку.. 2. Автоматическое регулировочное .приспособление тормоза, содержащее размещенный под приводом тормоза между двумя подпружиненными и расположенными с. зазором относительно барабана колодками с упором в них узел регулировки в виде подпружиненного относительно ближней колодки и шарнирно установленного на ней стопорного элемента и распорного элемента, связанного со стопорным элементом, регули- . ровочную гайку и чувствительный элемент , причем последний установлен с возможностью воздействия на длину распорного элемента, а стопррньй элемент установлен с возможностью угловых перемещений , отличающееся тем, что, с целью повьшения надежности при действии в тормозе высоких нагрузок, оно снабжено связанной с распорным элементом пружиной растяжения , штырем с зубчатой нарезкой на его головке и запорной пластиной с прямоугольной прорезью и зубчатой нарезкой на одной из сторон прорези, распорный элемент узла регулировки выполнен в виде пластины с жестко закрепленным на ней зубчатым венцом. СО tN9 4: О 00 Од СО СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК сю 4 F 16 D 65/52

KF." " "" ":- l3, gjj>(4 ЯКА

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И ПАТЕНТУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (.21) 3362552/25-27 (22) 05.12,.81 (31) 8039220, 8117121 (32) 06.12 SG, 04.06.81 (33) GB .. (46) 23.06.86. Бюл. Р 23 (71,) Лукас Индастриз Лимитед, (GB) (72) Кристофер Уилльям Палмер и .Рональд Майкл .Хьюз (GB} (53) 62-592(088.8) (56) Патент СССР 9862842, кл. У 16 D 51/24, 1979. (54) АВТОМАТИ,ПСКОЕ РЕГУЛИРОВОЧНОЕ

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ТОРМОЗА (ЕГО ВАРИАНТЫ) (57). 1. Автоматическое регулировочное. приспособление тормоза, содержащее размещенный под приводом тормоза между двумя подпружиненными и расположенными с зазором относительно барабана колодками с упором в них узел регулировки в виде подпружиненного. относи-. тельно ближней колодки и шарнирно установленного на ней стопорного элемента и распорного элемента, связанного со стопорньм элементом, регули- . ровочную гайку и чувствительный эле- мент", причем последний установлен. с возможностью воздействия на длину распорного элемента, а стопорный элемент установлен с возможностью угловых перемещений, о т л и ч а ю щ е е с я . тем, что, с целью повышения надежности при действии в тормозе высоких нагрузок, чувствительный элемент выполнен в виде спиральной пружины из материала с эффектом памяти формы, стопорный элемент выполнен в виде со; бачки, раснорный элемент выполнен в виде двух концентрично установленных, SU ÄÄ 1240369 А 3

/ стержневых частей, а на внешней поверхности регулировочной гайки выполнен храповой зубчатый венец, причем конец охватываемой концентричной части распорного элемента выполнен резь.— бовым и на нем размещена регулировочная гайка с возможностью взаимодействия со стопорной собачкой, а чувствительный элемент размещен на охватывающей концентричной части распорного элемента с упором в регулировочную гайку.

2, Автоматическое регулировочное ,приспособление тормоза, содержащее размещенный.под приводом тормоза между двумя подпружиненными и расположен- 3 ными с зазором относительно барабана колодками с упором в них узел регулировки в виде подпружиненного отнасительно ближней колодки и шарнирно установленного. на ней стопорного эле- ж мента и распорного элемента, связанного со стопорным элементом, регули ровочную гайку и чувствительный элемент, причем последний установлен с возможностью воздействия на длину рас порного элемента, а стопорный элемент установлен с возможностью угловых пе.ремещений, о т л и ч а ю щ .е е с я тем, что, с целью повышения надежности при действии в тормозе высоких нагрузок, оно снабжено связанной с распорным элементом пружиной растяже- р, ния, штырем с зубчатой нарезкой на

его головке и запорной пластиной с 4Н .Ъ прямоугольной прорезью и зубчатой нарезкой на одной из сторон прорези, распорный элемент узла регулировки выполнен в виде пластины с жестко закрепленным на ней зубчатым венцом, 1240369 стопорный элемент узла регулировки установлен на штыре и выполнен. в виде .двух фасонных рычагов и секторообраэного зубчатого выступа, жестко связанного с одним из рычагов и смонтированного с возможностью угловых перемещений, с возможностью прямолинейных.перемещений вдоль пластины распорного элемента и с возможностью взаимодействия своим зубчатым секто. ром с зубчатым венцом укаэанной пласт тины, а чувствительный элемент выполнен в виде пружины из материала с эф-.

Изобретение относится к машиностро" ению, в частности к автоматическому приспособлению барабанных колодочных тормозов в основном механических средств передвижения, а именно к уст- ройствам автоматического изменения длины во время работы в зависимости от износа накладок тормозных колодок для того, чтобы обеспечйть номинальный зазор между барабаном и колодкой. 1О

Цель изобретения — повышение на" дежности при действии в тормозе высоких нагрузок.

На фиг. 1 представлен тормозной барабан с колодками в нерабочем положе- 15 нии с одним иэ видов регулировочного приспособления, продольный разрез, на фнг.2 — храповой венец; на фиг.3 вариант исполнения автоматического регулировочного приспособления в ба- 2р рабанном тормозе; на фиг.4 — то же, вид сбоку; на фиг.5 — то же, поперечное сечение.

Внутри тормозного барабана размещена:пара тормозных колодок 1 и 2, расположенных в тормозном барабане (не показан). Одна пара концов тормозных колодок соединена с опорой 3, а другая пара концов приспособления взаимодействует с гидравлическим при- ЗО водом 4, который действует на колодки . 1 и 2 в сторону соприкосновения с ба- рабаном против действия возвратной пружины 5. С другой стороны работа колодок возможна посредством рычага ручного тормоза 6, который имеет возфектом памяти формы, причем запорная пластина расположена между рычагами стопорного элемента, подпружинена пружиной растяжения и установлена с возможностью взаимодействия зубчатой стороной, прорези с зубчатой головкой штыря, а чувствительный элемент установлен с упором в торец запорной пластины между последней и рычагом стопорного элемента.

Приоритет по пунктам, 06.12.80 по п. 1;

04.Ъ6.81 по п. 2. можность поворачиваться на колодке 2 посредством штыря 7 и воздействует на

I тормоз по часовой стрелке при угловом перемещении.

Автоматическое распорное приспособление 8 расположено между колодками 1 и 2 над приводом 4. В него входит узел регулировки, который состоит из распорного элемента, стопорного элемента и ругулировочной гайки. Распорный элемент состоит из ахватываемой части 9, имеющей снаружи конец с резьбой 10, свободно и концентрично входящий в:охватывающую часть 11, Внещние концы распорных частей входят соответственно. в колодки 1 и 2. Охват тываемая часть 9 также входит в polar ручного тормоза 6. На охважваемой части 9 расположена регулировочная гайка 12, установленная на резьбе 10 и имеющая храповой зубчатый венец 13 на своей внешней цилиндрической поверхности, входящий в зацепление с собачкой 14, вращающийся на колодке 1 на штыре 15. Возвратная пружина 5 оказывает сжимающее воздействие на распорку, а пружина 16 .действует на собачку 14 по часовой стрелке так, что зуб 17. собачки всегда опирается на храповой зубчатый венец 13. Действие возвратной пружины 5 сильнее, чем пружины 16 настолько, что колодка 1 удерживается в соприкосновении с охватывающей распорной частью .11, когда г тормоз находится в нерабочем положеФ

1240 з нии. Собачка 14 выполнена с рыча-. гом 17.

Чувсгвительный элемент или устройство, реагирующее на тепло, выполнено иэ материала (SME) в виде спиральной пружины 18, охватывает элемент рас-. порки 11 и опирается одним концом о плечо 19; образованное на элементе 11, а другим концом - о гайку 12.

При срабатывании тормоза посредст- о вом работы привода 4 колодки 1 и 2 преодолевают действие возвратной пружины 5. Taic как регулировочное приспособление 8 под действием пружины

1,6 через рычаг 17 перемещается вправо (по чертежу), распорка удерживается против тормозной колодки 2, а тормозная колодка 1 отделяется от при.способления в его нормальной точке контакта с охватывающим элементом 11, >О

Перемещение собачки 14 по часовой стрелке вызывает перемещение приспособления вправо, в результате проис.ходит перемещение вниз конца К собачки 14. Если. это перемещение достаточ-2 но, чтобы переместить указанйый конец от одного зуба регулировочной гайки

12 к следующему зубу. При черезмерном перемещении колодок 1 и 2 регулировочная гайка 12 поворачивается в таком M направлении, чтобы удлинить распорное приспособление 8 и тем самым уменьшить зазор между барабаном и колодкой.

Во время работы тормоза при нор- З мальной температуре .части 9 и 11 распорного элемента опираются друг на друга, а пружина 18 не оказывает вли" яние на действие тормоза. Если тормоз подвергается действию высокой темпе- 40 ратуры, как, например, часто бывает при длительных спусках, барабан расширяется и без теплового компенсирующего тела, т. е. спиральной пружины

18, возможно черезмерное перемещение 45 колодки, что вызывает работу данного приспособления.

В результате появляется возможность защелкнуть тормоз до его охлаждения. При увеличении температуры спиральная пружина 18 быстро удлиняется, охватывающая и охватываемая части распорного элемента расходятся и тем самым длина распорки увеличивается. Сила пружины 16 выбрана такой, чтобы она преодолевала расширение спиральной пружины 18, а последняя сделана так, чтобы компенсирующее рас369 . 4 ширение колодок приблизительно было равно расширению, имеющемуся в -барабане, это означает, что зазор между колодкой и барабаном поддерживается примерно таким же,как и при нормальных температурных условиях. Работа тормозов при высоких температурах будет примерно такой же, что и при.низких температурах без настройки колодок, исключая компенсацию при значительном износе. Когда барабан охладится, спираль и распорный элемент возвратятся до своей первоначальной длины .

Кроме того, части 9 и 11 распорного элемента находятся в непосредственном соприкосновении все время при торможении. Очень высокие нагрузки, которые возникают, например, при ручном торможении, могут быть приложены через приспособление, а не через спиральную пружину 18. Если ручной тормоз работает, когда барабан горячий, т. е. когда спиральная пружина 18 расширена, и концентричные части распорного элемента перемещаются в противоположные стороны, приложение черезмерной нагрузки заставляет сжаться спиральную пружину 18 и указанные . части снова входят в соприкосновение так, что такая нагрузка снова передается через них, а не .через спиральную пружину 8. Таким образом, поломка спирали исключается.

Барабанный тормоз (фиг.3-5) пред ставляет в основном такую же конструкцию. 0днако поставленная цель в нем может быть достигнута при помощи других средств. Тормозные колодки 1 и 2 соединены в опоре 3, а привол 4 дей- ствует указанным образом. Другой привод колодок может быть осуществлен посредством ручного тормозного рыча" га (не показан), который нормально поворачивается на одной из колодок и механически. воздействует при угловом перемещении на торможение обычным образом. Автоматическое распорное приспособление 7 расположено между колодками 1 и 2 вблизи привода 4.

Как видно из фиг.5, распорный элемент выполнен в виде пластины 20, которая проходит поперек тормоза, а .ее конец взаимодействует с шейкой колодки 2 или с рычагом ручного тормоза. Стопорный элемент представляет рычаг 21 фасонной формы, выполненный в виде пары рычагов 22 и 23. П!тырь

1240369

24 жестко прикреплен к рычагу 21 по.средством его цилиндрической части

25, проходящей через отверстие в рычаге, и выходит через прорезь 26, имеющуюся в пластине 20. Зубчатая или, накатанная головка 27 штыря находится против. верхней поверхности рыча- . га 21. Посредством этого рычаг 21 укреплен с возможностью вращения на 10 пластине 20, при этом имеется возмож-! ность перемещаться вдоль пластины 20 благодаря прорези 26.

Накатанный или зубчатый штифт 28 прикреплен к пластине 20 и расположен вблизи от края рычага 22, который соответственно имеет накатку или зубчатую поверхность 29 для зацепления с зубчатой или накатанной поверхностью штифта 28, выполненную на секторооб-1 разном выступе рычага 22. Зубчатый или накатанный край рычага 22 лежит в окружности с центром в штыре 27. Другой рычаг 23 выступает сквозь отверстие 30 в ребре колодки 1 и сопрягается с ним посредством своей радиальной поверхности 31. В нерабочем состоянии тормоза имеется зазор Е между . противоположной поверхностью 32 рыча-. . 30

ra 23 и поверхностью 33 прорези 30, этот зазор соответствует номинальному зазору колодка — барабан в тормозе.

Между рычагами 22 и 23 расположена запорная пластина 34, имеющая прямоугольную прорезь 35 таких размеров, 35 чтобы дать возможность пластине проходить над головкой 27 штыря 24.

Прорезь удлинена в продольном направлении, чтобы обеспечить зазор. Радиальный край 36 прорези накатая или

40 имеет зубцы, чтобы соответствовать накатке или зубьям на головке 27, а противоположный край 37 прорези имеет гладкую поверхность ° Радиальная удаленная часть запорной пластины 34

45 наклонена вниз, чтобы образовать часть

38, а часть 39 наклонена внутрь так, чтобы пройти вблизи под пластиной 20 для удержания запорной пластины в определенном положении. Чувствительныи

50 элемент. выполнен в виде спирали 40, расположенной так, что один конец опирается о часть 38 пластины 34, а другой конец — о рычаг приспособле-. ния. Пружина 41 растяжения зацепляет-55 ся одним концом 6 пластиной 20, а другим концом — вертикальным выступом

42 запорной пластины 34. Пружина 41 растяжения действует так, что заставляет запорную пластину 34 перемещаться по радиусу вниз, чтобы край прорези 35 зацепился с головкой 27 штыря

24. При этом она оказывает также воздействие на фасонный рычаг 21 через штырь 24 в том же направлении так, что зубчатая поверхность 29 рычага 22 удерживается прочно в зацеплении.со штифтом 28.

Тормозные колодки 1 и 2 прижимают- ся к барабану под действием привода

4 и при неизношенных накладках это перемещение близко к зазору Е и приспособление не будет задействовано.

При нормальной температуре и когда имеет место износ накладок перемещение колодок при торможении превысит зазор E и поверхность 33 прорези 30 будет заставлять фасонный рычаг 21 перемещаться по радиусу вверх и отсоединит его от штифта. 28. Как только произойдет отсоединение от штыря, фасонный рычаг совершит угловое перемещение из-за нажатия колодки на головку 27 штыря 24 на угол, соответствующий превышению перемещения колодки так, что, когда торможение закончится, рычаг 22 фасонного рычага станет отсоединяться от штифта 28 в новом положении и удерживаться в этом положении при повторном зацеплении зубчатой или накатанной поверхности HB. рычаге и штыре. Поверхность 31 рычага 23 смещается по радиусу наруЖу .от своего первоначального положения посредством радиального перемещения фасонного ры.чага и рабочая длина распорки тем самым увеличивается, чтобы удерживать колодки в новом настроенном положении вблизи от поверхности барабана.

В случае, когда тормоз нагревается до высокой температуры, например, при пользовании тормозами при длительном спуске, барабан расширяется. Однако высокая температура вызывает быстрое увеличение длины тепловой компенсирующей спирали 40 и тем самым запорная пластина 34 перемещается влево (фиг.5) против действия пружины 41 растяжения, пока зубчатый край 36 прорези 35 не зацепится с головкой 27 штыря 24. Ес- ли торможение наступает, то сила спирали значительна, чтобы нажать на фасонный рычаг 21 влево против действия пружины 41 растяжения и удержать по1240369

Фиг.2

Фие.,7 верхность 31 рычага 23 против радиального удаленного края отверстия 30.

Тем самым сохраняется зазор Е и устраняется необходимость в настройке тор5 моза. Если перемещение колодки достаточно велико, чтобы заставить рычаг

21 выйти из зацепления со штифтом 28, укаэанное зацепление запорной пластины 34 с головкой 27 штыря 24 предот- 1о вратит вращение фасонного рычага так, чтобы рычаг 22 вновь зацепился со штифтом 28. Когда барабан охладится, спираль 40 укоротится и запорная пластина 34 освободится от штыря 24.

Спиральные пружины из материала с . эффектом памяти формы могут принимать другие формы, такие, например, как трубка. Однако. при исполнении она должна бьггь достаточна, чтобы выдерживать нагрузки сжатия без изгиба.

Спиральная пружина или какой-либо другой элемент из указанного материала может быть укреплена между двумя отдельными частями собачки или расположена между парой телескопически соединенных частей собачки, в обоих случаях происходит удлинение собачки при высокой температуре с тем, чтобы отсоединить собачку от зубчатого колеса или другого устройства, обычно приводимого в действие собачкой для того, чтобы вызвать эффект настройки тормоза и тем самым предотвратить перенастройку при длительном действии высокой температуры.

1240369

Фиг. Ф

Фиг. 5

Составитель В.Розанов

Техред В-.Кадар

Редактор А,Козориз

Корректор М. Шароши

Заказ 3417/60 - Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ .Государственного комитета. СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул. Проектная, 4

Автоматическое регулировочное приспособление тормоза (его варианты) Автоматическое регулировочное приспособление тормоза (его варианты) Автоматическое регулировочное приспособление тормоза (его варианты) Автоматическое регулировочное приспособление тормоза (его варианты) Автоматическое регулировочное приспособление тормоза (его варианты) Автоматическое регулировочное приспособление тормоза (его варианты) 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции барабанных тормозов транспортных средств с устройством автоматической регулировки рабочей и стояночной тормозных систем

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа, и может найти применение в дисковых тормозах колес самолетов и автомобилей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа, и может найти применение в дисковых тормозах колес самолетов и автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для использования в атомобильных тормозных системах, преимущественно в грузовых автомобилях и их прицепах

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для использования в дисковых тормозах как наземного транспорта, так и летательных аппаратов

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к регуляторам тормоза, и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств с пневматическим приводом

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа в дисковых тормозах авиационных колес

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к барабанным тормозам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к дисковым тормозам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам, регулирующим зазор между накладкой тормозной колодки и тормозным барабаном в пневматических тормозах
Наверх