Автоматический регулятор зазора стояночного тормоза барабанного типа с внутренними колодками

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<»>947511 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04. 01. 81 (21) 3227537/25-27 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

t$1}hA Ktl з

F 16 D 65/52

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (531 УДК 621-597 (088. 8) Опубликоваио30.07. 82. Бюллетень ¹ 28

Дата опубликования описания 30.07.82

{72) Автор изобретен и я

Н.И.Жаровцев (71)заявитель

БИБЗЙЫ < - : (54) АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР ЗАЗОРА СТОЯНОЧНОГО

ТОРМОЗА БАРАБАННОГО ТИПА С ВНУТРЕННИМИ

КОЛОДКАМИ

Изобретение относится к машиностроению.

Известен автоматический регулятор зазора барабанного тормоза с внутренними колодками и разжимным рычагом ручного тормоза, содержащий двухсекционную распорную планку, внутренняя и внешняя секции которой установлены с возможностью их взаимного осевого перемещения и связаны соединительными элементами (1 ).

Недостатком указанной конструкции является наличие храпового колеса с собачкой, установленные на внешней стороне распорной планки, что усложняет ее конструкцию и приводит к загрязнению соединительных элементов, а значит и снижает ее надежность.

Цель изобретения — повышение надежности работы регулятора..

Указанная цель достигается тем, что в автоматическом регуляторе зазора стояночного тормоза барабанного типа с внутренними колодками, содержащим телескопическую распорную план- 25 ку, внутренняя и внещняя секции которой установлены с возможностью их . взаимного осевого перемещения и связаны соединительными элементами, а также узлом их взаимной фиксации в ЗО нерабочем состоянии, на внутренней поверхности наружной секции выполнены зубцы, а соединительные элементы выполнены в виде зубчатого сухаря, подпружиненного к зубчатой поверхности наружной секции, торцовая поверхность которого расположена с возможностью контакта с торцовой поверхностью внутренней секции, при этом торцовые поверхности сухаря и внутренней секции выполнены.под углом к оси планки.

Кроме того, узел фиксации телескопического регулятора выполнен в виде ползуна, в теле сухаря выполнен профильный паз, а во внутренней секции планки — продольный паэ, в котором установлен ползун с возможностью взаимодействия его с профильной поверхностью паза сухаря.

На чертеже изображен тормоз с автоматическим регулятором зазора, продольный разрез.

Устройство содержит первую 1 и вЖрую 2 тормозные колодки, размещенные в тормозном барабане 3 и стянутые стяжной пружиной 4, рабочий цилиндр

5 гидравлическогО тормоза, разжимной рычаг 6, шарнирно соединенный с первой тормозной колодкой 1, и авто947511 матический регулятор зазора, содержащий распорную планку, состоящую из внутренней 7 и внешней 8 секций.

Внутреняя секция 7 распорной планки шарнирно. соединена с раэжимным рычагом б, а внешняя секция 8 - с второй тормозной колодкой 2. Отверстие для шарнирного соединения со внешней секции распорной планки 8 выполнено в виде прорези и обеспечивает свободный ход на величину E. Части 10 распорной планки 7 и 8 связаны соедительными элементами, которые включают в себя зубчатую рейку 9, сухарь

10 и пружину 11. На внутренней распорной планке 7 установлен ползун 12,15 исполвэуемый для расцепления сухаря

10 и зубчатой рейки 9 при сборе механизмов тормозов. Раэжимной рычаг б приводится в действие тросом 13, размещенным в возвратной пружине 14.

Устройство ручного тормоза допустикает увеличение расстояния между тормозными колодками при работе гидравлического тормоза и запирает секции распорной планки 7 и 8 при возникновении сжимающих сил в процессе работы ручного тормоза.

Исходное состояние устройства ручного тормоза соответствует положению разжимного рычага б и распорных пла- 30 нок, изображенных на чертеже. Работу устройства ручного тормоза следует рассматривать в сочетании с работой гидравлического тормоза. В процессе работы гидравлического тормоза тор- 35 моэные колодки 1 и 2 расходятся до соприкосновения с тормозным барабаном 3. В устройстве ручного тормоза при этом выбирается свободный ход К эа, счет прорези в планке 8. 40

По мере износа тормозных накладок и тормозных барабанов увеличивается . расстояние между тормозными колод" ками, свободного хода ь оказывается недостаточно, поэтому правая и левая 45 части распорной планки автоматически раздвигаются на необходимую величину эа счет усилий, передаваемых от тормозных колодок. Для работы устройства ручного тормоза необходимо, чтобы усилие для раздвижения планок 7 и 8 было меньше усилия от возвратной пружины 14.

Таким образом, работа тормоза, несмотря на износ тормозных накладок, всегда начинается с исходного положения устройства, изображенного на чертеже °

При работе ручного тормоза поворачивается разжимной рычаг б, на распорную планку действует сжимающее: 60 усилие, при котором правая и левая части .запираются между собой.

Привод ручного тормоза автомобиля включает в себя две системы рычагов— собственно ручной управляемый рычаг в салоне автомобиля (не показан),и

3 раэжимной рычаг, которые увеличивают силу, приложенную к управляемому ры- чагу в 25-30 раэ.

При условии, например, 35 кг, прикладывавмом к управляемому рычагу, на каждую распорную планку воздей ствует сжимающая сила величиной до

500 кг, которая должна выдерживаться запирающим механизмом в распорной планке. Запирающий механизм содержит зубчатую рейку 9, являющуюся составной частью планки 8, и сухарь 10 (затемненный на фиг. 1) с такими же зубьями, что и на рейке 9. Сухарь 10 постоянно прижат к зубчатой рейке 9 пружиной 11,размещенной в прорези распорной планки 7.

Сжимающее при действии ручного тормоза усилие одновременно воспринимается всеми зубьями сухаря и распорной планки.

Для повышения эффективности работы запирающего механизма торцовые поверхности сухаря 10 и сопряженные с ними поверхности распорной планки

7 выполнены под определенным углом

af.. При растяжении распорной планки возникает составляющая сила, помогающая расцеплению сухаря и .зубчатой рейки, а при сжатии на сухарь 10 воздействует составляющая сила F„ прижимающая его к зубчатой рейке.

Сухарь 10 оказывается надежно заперт между зучабтой рейкой и торцовой толкающей поверхностью левой распорной планки 7. B такой конструкции исключено срезание верхушек зубьев и отказ запирающего механиз ма при воздействии больших сжимающих усилий в системе ручного тормоза.

Предельное значение угла определяется углом заклинивания, равным

g=arctg $, 1 где f - коэффициент трения между сопряженными поверхностями сухаря и зубчатой рейки.

В процессе сборки механизмов тормозов сухарь и зубчатая рейка разъединяются ползуном 12, вводимым в фигурный паз сухаря 10.

При использовании зубчатого сухаря и зубчатой рейки в устройстве ручного тормоза имеется дополнительный свободный ход, максимальная величина которого равна шагу между зубьями сухаря и зубчатой рейки.

ОДнако в устройстве, изображенном на чертеже, величина шага между зубьями может быть сделана достаточно малой (в пределах 1 мм), Устройство ручного тормоза может быть использовано в отвчествейных лег947511

Формула изобретения

Заказ 5595/55

Подписн ое новых автомобилях типа "Москвич", "Запорожец", "Жигули".

Предлагаемое техническое решение хорошо вписывается в существующую конструкцию этих автомобилей. Оно требует замены распорной планки, из- 5 менения конструкции разжимного рычага и доработки тормозных колодок.

Каких либо других изменений в системах ручного и гидравлического тормозов не требуется. На чертеже распор10 ная планка условно показана в вертикальной плоскости. При практической реализации ее следует располагать в горизонтальной плоскости, т.е. так же как и в существующей конструкции ручного тормоза.

Внедрение устройства ручного тор моза с автоматической регулировкой свободного хода может быть осуществлено как на вновь изготавливаемых авто-20 мобилях, так и в автомобилях, находящихся в эксплуатации, путем замены или доработки упомянутых деталей, 1, Автоматический регулятор зазора стояночного тормоза барабанного типа с внутренними колодками, содержащий телескопическую распорную планку, внутренняя и внешняя секции кото-30 рой установлены с возможностью их

Л взаимного осевого перемещения и связаны соединительными элементами., а также узлом их взаимной фиксации в нерабочем состоянии, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности его работы, на внутренней поверхности наружной секции выполнены зубцы; а соединительные элементы выполнены в виде зубчатого сухаря, подпружиненного к зубчатой поверхности наружной секции, торцовая поверхность которого расположена с возможностью контакта с торцовой поверхностью внутренней секции, при этом торцовые поверхности сухаря и внутренней секции выполнены под углом к оси планки.

2. Регулятор по п.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что узел фиксации телескопического регулятора выполнен в виде ползуна, в теле су- . харя выполнен профильный паз, а во внутренней секции планки — продольный паз, в котором установлен ползун с возможностью взаимодействия с профильной поверхностью паза сухаря.

Источники информации. принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 421207, кл. F. 1б D 65/14, 1971 (прототип1ПП ГПатент", . г.ужгород,ул. Проектная, 4

Автоматический регулятор зазора стояночного тормоза барабанного типа с внутренними колодками Автоматический регулятор зазора стояночного тормоза барабанного типа с внутренними колодками Автоматический регулятор зазора стояночного тормоза барабанного типа с внутренними колодками 

 

Похожие патенты:

Тормоз // 538669

Изобретение относится к конструкции барабанных тормозов транспортных средств с устройством автоматической регулировки рабочей и стояночной тормозных систем

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа, и может найти применение в дисковых тормозах колес самолетов и автомобилей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа, и может найти применение в дисковых тормозах колес самолетов и автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено для использования в атомобильных тормозных системах, преимущественно в грузовых автомобилях и их прицепах

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для использования в дисковых тормозах как наземного транспорта, так и летательных аппаратов

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к регуляторам тормоза, и может быть использовано в тормозных устройствах транспортных средств с пневматическим приводом

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводам тормозов с компенсатором износа в дисковых тормозах авиационных колес

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к барабанным тормозам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к дисковым тормозам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам, регулирующим зазор между накладкой тормозной колодки и тормозным барабаном в пневматических тормозах
Наверх