Муфта

 

Изобретение относится к ма строению и предназначено для перед. чи вращения путем заклинивания эксцентриковых кулачков между концентрично расположенными полумуфтами. Целью изобретения является повышение надежности и долговечности. Муфта содержит две полумуфты, связанные между собой заклинивающими зубчатыми эксцентриковыми кулачками. Последние установлены на осях, концы которых закреплены на сепараторах, центрированных один относительно другого и относительно полумуфт. Взаимная центровка полумуфт и сепараторов обеспечивает гарантированные одинаковые зазоры в зубчатых зацеплениях кулачков , что приводит к четкому срабатыванию муфты в режиме заклинивания и i обгона. 4 з.п.ф-лы, 2 ил. (/)

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (1c9 (и) 845 A l (50 4 F 16 П 43/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A STOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

I т 4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3780484/25-27 (22) 15.08.84 (46) 07. 11. 86. Бюл. № 41 (72) В.А. Коробкин, И.А.Прийма, А.Н.Ивановский и Н.И.Юруц (53) 621.825.5(088.8) (56) Поляков В.С. и др. Справочник по .муфтам.-N. Машиностроение, 1979, с. 229, рис. Vl. 14.

Авторское свидетельство СССР № 396483, кл. F 1Ь 0 43/08, 1971. (54) МУФТА (57) Изобретение относится к ма.. строению и предназначено для перед чи вращения путем заклинивания эксцентриковых кулачков между концент» рично расположенными полумуфтами.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности. Муфта содержит две полумуфты, связанные между собой заклинивающими зубчатыми зксцентриковыми кулачками. Последние установлены на осях, концы которых . закреплены на сепараторах, центрированных один относительно другого и относительно полумуфт. Взаимная центровка полумуфт и сепараторов обеспечивает гарантированные одинаковые зазоры в зубчатых зацеплениях кулач1 ков, что приводит к четкому срабатыванию муфты в режиме заклинивания и обгона. 4 s.ï.ô-лы, 2 ил.

1 126

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах передачи вращения.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности муфты путем исключения возможности перекосов заклинивающих кулачков эа счет центрирования и крепления сепараторов друг относительно друга, а также относительно полумуфт.

На фиг.1 изображена муфта, общий вид, разрез; на фиг.2 — установка заклинивающего элемента в сепараторах.

Муфта содержит ведущую полумуфту

1, ведомую полумуфту 2 и заклинивающие элементы 3, выполненные в виде кулачков, которые установлены на осях

4, запрессованных в сепараторы 5 и 6.

Заклинивающие элементы выполнены в виде эксцентричных кулачков, имеющих заклинивающую часть со стороны ведомой полумуфты и зубья со стороны ведущей полумуфты. Для снижения трения между боковыми поверхностями кулачков и сепараторов расположены шайбы 7 из антифрикционного материала, например иэ латуни. Сепаратор 6 снабжен выступами 8,. которые входят в промежутки между кулачками. Выступами 8 сепараторы соединены один с другим. Взаимная центровка и крепление сепараторов осуществляются с помощью буртика 9, выполненного на одном из сепараторов, болтов 10 со стопорными шайбами 11 и, с помощью проточек 12 на концах выступов другого сепаратора, которые контактируют с буртиком 9. Ha: противоположных сторонах сепараторов 5 и 6 .выполнены концентричные бурты, во внутреннюю расточку которых смонтированы подшипники 13 и 14 для центровки сепараторов относительно ведущей полумуфты. Подшипник 13 с одной стороны удерживается выступом на бурту сепаратора, а с другой стороны кольцом 15. Подшипник 14 с одной стороны удерживается сепаратором 6, а с другой кольцом 16. На наружной расточке буртов установлены подшипники

17 .и 18 для центровки ведомой полумуфты относительно сепараторов. Для предотвращения трения сепараторов о подшипники 17 и 18 в режиме обгона между внутренним кольцом подшипников и сепараторами установлены кольца 19 и 20. Стопорение подшипника 18 осуществляется с помощью кольца 21.

Ведущая полумуфта 1 .имеет осевой канал 22 и радиальные отверстия 23

55 верстий через зазоры между выступами сепараторов и кулачками поступает на смазку ведомой полумуфты. Удаление излишков смазки осуществляется чере

8845 для подачи смазки в полость муфты.

Удаление смазки осуществляется через радиальные каналы 24, расположенные в ведомой полумуфте в плоскости наружных боковых поверхностей сепараторов.

Муфта работает следующим образом.

При повороте ведущей полумуфты по часовой стрелке в подшипниках 13

10 и 14 кулачки 3 поворачиваются на осях

4 против часовой стрелки до упора заклинивающей части кулачков 3 в рабочую поверхность ведомой полумуфты 2.

При этом последняя может также поворачиваться вместе с сепараторами, однако последние отстают во вращении от ведущей полумуфты благодаря моменту инерции масс, присоединенных к зубчатке ведомой полумуфты, моменту инерции сепараторов 5 и 6, подшипников 17 и 18 и полумуфты 2. Процесс заклинивания закончен, происходит передача крутящего момента от ведущей к ведомой полумуфте.

25 Если угловая скорость ведомой полумуфты 2 выше угловой скорости ведущей полумуфты 1, то кулачки 3 под действием реакции со стороны полумуфты 2 поворачиваются на осях 4 по

30 часовой стрелке " заклиниващие части кулачков начинают выходить из зацепления с ведомой полумуфтой. Шайбы, расположенные между торцами сепараторов и кулачками, снижают трение и улучшают условия поворота. Поворот

35 кулачков происходит до упора в выступы сепараторов в связи с тем,.что внутренние обоймы подшипников 17 и 18 получают дополнительный импульс, 40 направленный против часовой стрелки, вызванный динамическим моментом трения в этих подшипниках. Процесс расклинивания закончен. Ведомая полумуфта 2 и ведущая полумуфта 1 вращаются независимо одна от другой.

Смазка в полость муфты поступает через осевой канал 22 и радиальные отверстия 23. Часть смазки через радиальные отверстия 23 поступает к зубчатому зацеплению полумуфты и ку50 лачков, далее по впадинам между зубьями кулачков к торцам кулачков и центробежной силой отбрасывается в зазор между кулачками и сепараторами. Вторая часть смазки из радиальных от126 каналы 24, расположенные в ведомой полумуфте в плоскости наружных боковых поверхностей сепараторов. Жесткое соединение сепараторов устраняет возможные перекосы кулачков. Благодаря наличию колец из материала с низким коэффициентом трения между боковыми поверхностями кулачков и сепараторов, а также взаимной связи сепараторов кулачки легко поворачиваются на осях.

Центровка ведомой попумуфты относительно сепараторов на подшипниках, а также взаимная центровка ведущей полумуфты — сепараторов — ведомой полумуфты обеспечивает гарантированные одинаковые зазоры в зубчатых зацеплениях кулачков с ведущей полумуфтой и заклинивающей частью кулачков — ведомой полумуфтой, что приводит к четкому срабатыванию муфты в режиме заклинивания и обгона. Смазка трущихся поверхностей увеличивает ресурс муфты и обеспечивает надежность срабатывания в течение всего срока эксплуатации.

Формула изобретения

1. Муфта, содержащая ведущую и ведо- мую полумуфты, расположенные концентрично и связанные между собой через эаклинивающие эксцентриковые кулачки, смонтированные на осях, концы которых закреплены на сепараторах, расположенных по обе стороны от кулач8845 ков,и закрепленные на сепараторе упоры, ограничивающие поворот кулачков, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, один из сепараторов выполнен с выступами, расположенными параллельно оси муфты между кулачками, и с цилиндрическими проточками на концах выступов, а другой сепара10 тор выполнен с цилиндрическим буртиком, контактирующим с цилиндрическими проточками выступов, и закреплен на них реэьбовыми элементами.

2. Муфта по п.1, о т л и ч а ю— щ а и с я тем, что упоры выполнены заодно с выступами сепараторов.

3. Муфта по пп.1 и 2, о т л и ч аю щ а я с я тем, что она снабжена двумя парами концентрично расположенных подшипников, смонтированных на выполненных на наружной поверхности сепараторов цилиндрических буртах и контактирующих с полумуфтами.

4. Муфта по пп.1-3, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что она снабжена антифрикционными шайбами, установленными между боковыми поверхностями кулачков и сепараторов.

5. Муфта по пп.1-4, о т л и ч а—

30 ю щ а я с я тем, что ведущая полумуфта выполнена с осевым и радиальным каналами для подвода смазки, а ведомая полумуфта — с радиальными каналами для удаления смазки.

1268845

Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д..4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Ужгород, ул.Проектная, 4

Редактор E.Ïàïï

Заказ 6014/37

Составитель И.Яцунов

Техред M.Õîäàíè÷ Корректор В.Бутяга

Муфта Муфта Муфта Муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на различных видах транспортных средств для плавного их разгона, а также в механизмах, где необходимо безударное включение ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено предпочтительно для передачи крутящего момента между соосными валами

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно - к узлам соединения валов авиационных и наземных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к фрикционным центробежным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на различных видах транспорта, а также в устройствах и механизмах для безударного включения ведомых валов

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно - к малогабаритной сельхозтехнике, но может быть использовано и в других областях техники, где требуется соединение вращающихся валов

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить плавность включения центробежной муфты
Наверх