Механизм привода хода гусеничных машин

 

Изобретение относится к самоходным машинам и позволяет повысить удобство эксплуатации. Для этого смонтированная на шлицах приводного вала 6 обгонная муфта, содержащая две обоймы 8 и 9 с рычагами, снабжена двумя расположенными с торцов звездочки 10 дисками 12 и 3, соединенными посредством тяг. Диск 13 имеет ступицу. На ее внутренней поверхности выполнены косые зубья, взаимо - действующие с косыми зубьями установленной на валу 6 втулки 17 переключения . На плоских гранях звездочки 10 а S сл tl / (7 со сл сл / fS ч faf.g

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (5))4 2 F 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4026105/29-03 (22) 16.01. 86 (46) 07.06.87. Бюл. № 21 (71) Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по проблемам развития Канско-Ачинского угольного бассейна и Красноярское производственное объединение тяжелых экскаваторов (72) B.È.Çâoíàðåâ, О.В.Папулов, Д.В.Булавин и В.P.Ýáè÷ (53) 621.879(088.8) (56) Поляков В.С. и др. Муфты.

Конструкции и расчет. — Л.: Машиностроение, 1973, с. 225-264.

Авторское свидетельство СССР

¹ 1040060, кл. Е 02 F 5/08, 1983. (54) МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ХОДА ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН (57) Изобретение относится к самоходным машинам и позволяет повысить удобство эксплуатации ° Для этого смонтированная на шлицах приводного вала 6 обгонная муфта, содержащая две обоймы 8 и 9 с рычагами, снабжена двумя расположенными с торцов звездочки 10 дисками 12 и 13, соединенными посредством тяг, Диск 13 имеет ступицу. На ее внутренней поверхности выполнены косые зубья, взаимодействующие с косыми зубьями установленной на валу 6 втулки 17 переключе. ния ° На плоских гранях звездочки 10 выполнены пазы, в которых расположены опоры. Посредством опор со звездочкой 10 связаны две пары упорных полуколец 20, 21 и 22,, 23. При включении закрепленных на раме привода тяговых гидроцилиндров (ГЦ) через связанные с их штоками рычаги обойм

8 и 9 и обгонную муфту вал 6 приводится в непрерывное вращение. За счет того, что шток одного тягового ГЦ втягивается, а шток другого выдви15570 гается, обоймы 8 и 9 вращаются вразнобой и взаимодействуют с рядами расположенных на плоских гранях звездочки 10 роликов !1. Закрепленные на тягах толкатели с упругими элементами перемещают ролики li. Для измене— ния направления движения включается двухштоковый ГЦ 18. Происходит осевое перемещение втулки 17 и поворот дисков 12 и 13 с тягами относительно звездочки 10 на требуемый угол. 5 ил °

Изобретение относится к самоходным машинам на гусеничном ходу, а более конкретно к механизмам привода ходовой части.

Цель из обретения — повышение удобства эксплуатации.

На фиг.1 изобрежен механизм привода хода экскаватора; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.l; на фиг.3 — разрез

Б-Б на фиг.2; на фиг.4 — разрез В-В 10 на фиг.2; на фиг.5 — вид Г на фиг.3, Механизм привода хода гусеничньгл машин включает два тяговых гидроцилиндра 1 и 2, шарнирно закрепленных на раме 3, штоки которых соединены с рычагами 4 и 5, приводной вал 6, смонтированный на подшипниках 7, на шпицах которого установлена обгонная муфта, содержащая две обоймы 8 и 9 наружные поверхности которых жестко соединены с рычагами 4 и 5, звездочку 10, на плоских гранях которой расположены два ряда роликов 11, два диска 12 и 13, установленные на звездочке 10 и соединенные посредством тяг 14, на которых закреплены толкатели 15 с упругими элементами 16.

Тяги 14 расположены таким образом,, что между каждой их парой находится по одному ролику 11 каждого ряда.

Диск 13 имеет ступицу, на внутренней поверхности которой расположены косые зубья, входящие в зацепление с косыми зубьями, расположенными на наружной поверхности втулки 17 переклю- 35 чения, которая установлена на приводном валу 6 с воэможностью осевого перемещения.

Переключение осуществляешься гидроцилиндром 18, штоки которого закреп- <0 лены на раме 3, а корпус соединен с втулкой 17 переключения.

Обоймы 8 и 9 посажены на опоры 19, которые крепятся в прямоугольных пазах звездочки 10.

Для предотвращения осевого смещения обоймы 8 и 9 снабжены двумя упорами кольцами 20 и 21, закрепленными на торцовой поверхности каждой обойп1, и двумя парами упорных полуколец

22 и 23, установленными на наружной поверхности обойм., которые взаимодействуют, например, с буртами.

Для предотвращения самопроизвольного разъединения полуколец плоскости разъема каждой пары расположены по отношению друг к другу под уг-

"",ом 90

Два полукольца 24, установленные в кольцевой проточке между обоймами

8 и 9, служат для осевой фиксац ж роликов 11. На приводной вал 6 консольно посажены ведущие звездочки

25, взаимодействующие с гусеничными цепями 26. Для предотвращения смещения звездочки 10 на ней закреплена упорная втулка 27, взаимодействующая с торцовой поверхностью подшипника 7.

Питание гидроцилиндров осуществляется от гидропередачи 28.

Привод работает следующим образом.

При включении в работу тяговые гидроцилиндры l и 2 через рычаги 4 и 5 и обгонную муфту приводят в непрерывное вращение приводной вал 6 и ведущие звездочки 25, вследствие чего гусеничным цепям 26 сообщается движение.

Питание гидроцилиндров 1 и 2 организовано таким образом, что если

3 13155 шток гидроцилиндра 2 втягивается, в это время шток гидроцилиндра l выдвигается, благодаря чему обоймы 8 и 9 вращаются по отношению друг к другу вразнобой. Это достигается тем, что одноименные полости тяговых гидроцилиндров 1 и 2, например поршневые, соединены между собой, а другие одноименные полости, например штоковые, соединены с гидропередачей 28, в результате чего обеспечиваются одинаковые скорости движения штоков гидроцилиндров 1 и 2. Обоймы 8 и 9 взаимодействуют соответственно с правым и левым рядами роликов 11 и поочередно их заклинивают, вращаясь в одну сторону. При вращении обойм в противоположную сторону происходит свободный ход, вследствие чего приводной вал 6 вращается только в одном задан- 20 ном направлении.

Ролики 11, находящиеся на плоских гранях звездочки 10, имеют три положения: положение холостого хода, правое и левое рабочие положения, и, в 25 зависимости от переключения, с ними взаимодействуют толкатели 14, находящиеся с левой или с правой стороны, которые перемещают ролики 11 в одно из рабочих положений. 30

Муфта работает следующим образом.

В положении, показанном на фиг.2, втулка 17 переключения находится в крайнем правом положении. При этом с роликами 11 взаимодействуют левые толкатели 15, которые благодаря упругим элементам 16 перемещают ролики

11 из положения холостого хода в правое рабочее положение, обеспечивая тем самым постоянньп контакт роликов 40

11 с внутренними поверхностями обойм

8 и 9 и наружной поверхностью звездочки 10. При движении, например, обоймы 8 по часовой стрелке левый ряд роликов 11 увлекается в узкую часть, 45 происходит их заклинивание и передача момента того же направления, в это время обойма 9, вращаясь в противоположную сторону, совершает свободный ход. Наоборот, если обойма 8, 50 ,вращаясь против часовой стрелки, совершает свободный ход, то обойма 9, вращаясь по часовой стрелке, заклинивает ролики ll и передает момент в ту же сторону. 55

Переключение механизма привода для обеспечения реверса осуществляется при остановке экскаватора, т.е.

70 4 когда штоки тяговых гидроцилиндров

1 и 2 неподвижны.

Система управления должна обеспечивать остановку штоков тяговых гидроцилиндров 1 и 2 только в их крайних положениях.

Для изменения направления движения включается в работу гидроцилиндр

18, штоки которого остаются неподвижными, а корпус перемещается в крайнее левое положение. Вместе с корпусом цилиндра 18 по шлицам приводного вала 6 перемещается втулка 17 переключения. Благодаря косозубому зацеплению осевое движение втулки 17 вызывает поворот на некоторый угол дисков 12 и 13 с тягами 14 относительно звездочки 10. В результате с роликами ll уступают во взаимодействие правые толкатели 15, которые перемещают ролики 11 в левое рабочее положение °

Если обойма 8 или 9 вращается против часовой стрелки, то происходит заклинивание соответствующего ряда роликов 11 и передача момента того же направления. При обратном движении обоймы 8, 9 совершается свободный ход.

Торможение может осуществляться, например, гидромотором (не показан), установленным на приводном валу 6.

В предлагаемом механизме привода существует возможность переключения для обеспечения реверса хода нагрузкой, т.е. случай, когда экскаватор находится на наклонной плоскости. В этом случае ролики ll одного из рядов, в зависимости от того, какая из обойм участвовала в передаче крутящего момента, находятся в заклиненном состоянии. Ролики другого ряда находятся в положении холостого хода, так как другая обойма совершала свободный ход.

При включении в работу гидроцилиндра 18 происходит осевое перемещение втулки 17 переключения и поворот дисков 12 и 13 вместе с тягами 14 относительно звездочки 10 на требуемый угол.

Толкатели 15, вступающие во взаимодействие с группой заклиненных роликов 11, благодаря деформации упругих элементов 16 не препятствуют полному повороту дисков 12 и !3 с тягами 14 на требуемый угол.

При включении в работу тяговых гидроцилиндров 1 и 2 заклиненная обойма начинает вращаться в противо 131 положную сторону, вследствие чего происходит расклинивание роликов 11, при этом упругие элементы 16 благодаря запасу энергии упругой деформации воздействуют на толкатели 15, которые перемещают ролики ll в другое рабочее положение, где вновь происходит их заклинивание и передача крутя-щего момента в сторону вращения упомянутой обоймы.

Использование изобретения обеспечивает повышение эксплуатационной надежности, долговечности и ремонтопригодности ходовых механизмов горнотранспортных машин, кроме того, обеспечивается передача больших мощностей при минимальных габаритах.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Механизм привода хода гусеничных машин, включающий приводной вал, на шлицах которого смонтирована обгонная муфта, содержащая две обоймы с рычагами, звездочку, на плоских гра—

55 70 6 нях которой расположены два р; да цилиндрических роликов и механизм переключения, выполненный в виде двухштокового гидроцплиндра и втулки пе5 реключения с косыми зубьями, и шар— нирно закрепленные на раме тяговые гидроцилиндры, штоки которых соединены с рычагами обойм, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повыше10 ния удобства эксплуатации, муфта снабжена двумя расположенными с торцов звездочки дисками, соединенными между собой посредством тяг, которые имеют толкатели с упругими элемента—

15 ми, при этом один из дисков имеет ступицу, на внутренней поверхности которой выполнены косые зубья, расположенные с возможностью взаимодействия с косыми зубьями втулки переклю20 чения, причем на плоских гранях звездочки выполнены пазы, а обоймы имеют две пары упорных полуколец со сдвиО гом их разъемов на 9G, которые связаны со звездочкой посредством опор, расположенных в пазах.

1315570

Фиг.5

1315570

Составитель N,Ñèíèöêàÿ

Техред М.Ходанич Корректор Г.Решетник

Редактор А.Шандор

Тираж 60б Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 2325/31

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Механизм привода хода гусеничных машин Механизм привода хода гусеничных машин Механизм привода хода гусеничных машин Механизм привода хода гусеничных машин Механизм привода хода гусеничных машин Механизм привода хода гусеничных машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горным машинам с шагающим ходовым оборудованием и повышает устойчивость при работе на влажной грунтовой наклонной поверхности

Изобретение относится к землеройным машинам и позволяет упростить конструкцию тележки и уменьшить ее массу

Изобретение относится к землеройным машинам, а именно к экскаваторам на гусеничном ходу

Изобретение относится к строительным и дорожным машинам и может использоваться преимущественно в экскаваторах на пневмоколесном ходу

Изобретение относится к гусеничным ходовым механизмам одноковшовых экскаваторов, имеющих раздельный привод каждой гусеницы

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам блокировки гусеничных лент при креплении гусеничных машин на грузовых платформах

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к области тяжелого машиностроения, а именно к конструкции ходовой части карьерного экскаватора

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям приводов ходовых механизмов гусеничных машин и устройствам для их стопорения, например экскаваторов, кранов
Наверх