Способ контроля качества подшипниковых узлов

 

Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для контроля качества изготовления и сборки подшипниковых узлов. Целью изобретения является уменьшение трудоемкости и повышение точности измерения. Способ основан на определении момента сопротивления вращению путем создания по оси вращения исследуемому подшипниковому узлу крутильных колебаний на постоянной частоте. В процессе измерения крутильные колебания создают на частоте до момента трогания ротора узла. В один из полупериодов этих колебаний на частоте после трогания ротора создают дополнительные крутильные колебания . Демодулируют крутильные колебания на второй частоте, и по величине и характеру отдельных составляющих демодулированных колебаний судят о неровностях поверхностей газодинамических подшипников. Для этого необходимо иметь тарировочные характеристики - эталонный спектр. 3 ил. со 1чЭ СО 00 со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (511 4 и 01 М 13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3998526/25-27 (22) 29.12.85 (46) 15.07.87. Бюл. № 26 (71) Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (72) И. П. Воболис, К. М. Рагульскис и А. В. Скобелева (53) 658.562.012.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1163181. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ (57) Изобретение относится к области приборостроения и может быть использовано для контроля качества изготовления и сборки подшипниковых узлов. Целью изобретения является уменьшение трудоемкости и повы„„SU „„1323894 А 1 шение точности измерения. Способ основан на определении момента сопротивления вращению путем создания по оси вращения исследуемому подшипниковому узлу крутильных колебаний на постоянной частоте. В процессе измерения крутильные колебания создают на частоте до момента трогания ротора узла. В один из полупериодов этих колебаний на частоте после трогания ротора создают дополнительные крутильные колебания. Демодулируют крутильные колебания на второй частоте, и по величине и характеру отдельных составляющих демодулированных колебаний судят о неровностях поверхностей газодинамических подшипников.

Для этого необходимо иметь тарировочные характеристики — эталонный спектр. 3 ил.

1323894

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля качества изготовления и сборки подшипниковых узлов.

Целью изобретения является уменьшсние, трудоемкости и повышение точности измерения.

1-1а фиг. 1 представлена функциона lbная схема устройства при помощи которой реализуется способ; на фиг. 2 — вид А на фиг. l,ìåõàíè÷åñêàÿ часть функциональной схемы; на фиг. 3 — диаграммы соответствуюших параметров отдельных узлов функциональной схемы, где Ui -- сигнал крутильных колебаний подшипникового узла с частотой до момента трогания ротора, -— момент инерции колебательной системы, Ь вЂ” демодулированный сигнал.

Устройство содержит основание 1, торсионный вал 2, одним концом жестко скрепленный с основанием 1, планшайбу 3, выполненную на другом конце торсионного ва- 20 ла 2 и предназначенную для закрепления исследуемого подшипникового узла 4, ротор 5 которого установлен на газодинамических подшипниках 6 (второй не показан .

Кроме того, устройство содержит датчик 7 и вибратор 8 крутильных колебаний торсионного валя 2, усилитель 9, через который датчик 7 соединен с вибратором 8 положительной обратной связью, а также электронный ключ 10, подключенный на другом входе усилителя 9, генератор 11 электрических колебаний, подключенный одним выходом к вибратору 8, а другим — к ключу 10, и демодулятор 12 высокочастотных колебаний, подключенный на втором выходе усилителя 9.

Способ реализируется следующим образом.

При помоши генератора 11 электрических колебаний, подключенного к вибратору 8, создают крутильные колебания торсионного вала 2.

Режим крутильных колебаний создают та- 40 кой, чтобы ротор 5 не проскальзывал относительно корпуса исследуемого подшипникового узла 4, т. е. выполняется условие

М тр) /А1 W (, где М p — момент силы сухого трения в газодинамических подшипниках 6;

1 — момент инерции ротора вокруг оси врашения;

Аь Wi — амплитуда и частота крутильных колебаний.

При этом за время одного полупериода крутильных колебаний ротор 5 вместе с корпусом и планшайбой 3 поворачивается на определенный угол <р в пространстве.

Во время другого полупериода крутиль- 55 ных колебаний при помоши датчика 7, вибратора 8 и усилителя 9, соединенных положительной обратной связью, а также электронного ключа !О создают дополнительные резонансные крутильные колебания на частоте, при которой ротор 5 проскальзывает относительно корпуса, т. е.

М г(/А Ф 2, где А., К вЂ” амплигуда и частота в высокочастотных крутильных колебаний.

B связи с этим колебательная система торсионный вал 2 — - планшайба 3 — корпус 4 вернется в исходное положение, а ротор 5 остается в повернутом состоянии.

Поэтому поверхности газодинамических подшипников контактируют между собой в интервале угла q:, модулируя тем самым высокочастотные резонансные крутильные колебания.

3а другой период крутильных колебаний весь процесс повторяется, но только в другом угловом интервале газодинамических опор б, и т. д. (ротор 5 как бы осушествляет вращение относительно корпуса).

При помощи демодулятора 12 демодулируют высокочастотные колебания и по отдельным составляюгцим этого сигнала судят о неровностях поверхностей газодинамических подшипников 6 Для этого необходимо иметь тарировочные характеристики — — эталонный спектр.

Пример. Исследовался малогабаритный двигатель с газодинамическими подшипниками.

Частота крутильных колебаний, создаваемых при помаши генератора, составляла

20 Гц. Частота крутильных колебаний, создаваемых при помощи усилителя датчика и вибратора, составляла 1500 Гц. В качестве датчика и вибратора крутильных колебаний использовались отдельные обмотки шагового двигателя ШДА — 1ФК.

Частота трогания ротора составляла примерно 110 Гц. В качестве демодулятора использовался фильтр высших частот и анализатор спектра с самописцем типа «Брюл и

Къеро».

Было установлено, что в спектре демодулированного сигнала осуществляют составляюшие 130, 175, 257, 360 Гц.

Способ контроля качества подшипниковых узлов уменьшает трудоемкость работы и повышает точность измерения при исследовании дефектов газодинамических подшипников.

Формула изобретения

Способ контроля качества нодшипниковых узлов, заключающийся в создании вынужденных крутильных колебаний подшипникового узла, содержащего ротор и статор, отличающийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости и повышения точности измерения, один полупериод колебаний производят с частотой, при которой положение!

323894

3 ротора и статора неизменно, а второй — с частотой, при которой происходит поворот ротора относительно статора, демодулируют колебания узла при втором полупериоде и по составляющим дсмодулированного сигнала определяют качество подшипникового узла.

)323894

ВНИИ(1И осуд))рственного коми I«I;I СХС.Р по делам изобретений и открь)ти)<

1! 6035, Москва, )К-:(5, Ра) Гискан наб., д. 4)5

11()<)изво,jt ) lit. Illlt):)<)лн) р<)<()н ft. l<<)<. )if)t )Ltl()I)SIT)I<., Г. УЖГОрод, ). f. 11ро I<) I!d)I, 4

Редактор Н. Слободнник

Заказ 2956/46

Состаз ител ь В. 11у ч инский

Текред И. Берес Корректор A. Зимокосов

1ираж 776 11одписное

Способ контроля качества подшипниковых узлов Способ контроля качества подшипниковых узлов Способ контроля качества подшипниковых узлов Способ контроля качества подшипниковых узлов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области манипюстроепия и может быть использовано для исследования работоспособности под- Н1ИПНИКОВ качения в среде маловязких смазочно-охлаждаюших жидкостей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для измерения угла контакта шарикоподшипников

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для контроля состояния подшипников качения по электрическим параметрам

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для контроля подшипников качения по вибрации

Изобретение относится к области приборостроения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения жесткости вращающихся подпшпников

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к мапюностроению, а именно к диагностике подшипников

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх