Головка цилиндров для двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность и долговечность головки цилиндров путем устранения накопления остаточных напряжений в перемыч-ках между клапанными седлами. Головка содержит корпус 1 с огневой поверхностью 2 на нижней плите. В последней выполнены клапанные седла 4 и перемычки 5 между ними. В корпусе имеется кольцевая выточка, в которой установлена вставка 7 из материала, обладакнцего эффектом памяти формы. Вставка 7 в форме трапеции имеет чередующиеся проточки 8 и 9 на внешней и внутренней поверхностях в зоне перемычек 5. Проточки на внешней поверхности выполнены на дуге 24-87. При запуске двигателя головка цилиндров нагревается. С ростом т-ры во вставке 7 происходит мартенситное превращение и она изменяет свою форму. Внешняя поверхность вставки оказывает давление на боковую поверхность выточки , что препятствует выпадению вставки, а внутреняя перестает взаимодействовать с головкой цилиндров. При остановке двигателя и охлаждении во вставке происходит обратное мартенситное превращение. 3 з.п. ф-лы, 5 ил. СЛ )

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (Я)4Р 0 F 2!!!ф;;n у, !

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4061413/25-06 (22) 28,04.86 (46) 23.08.87. Бюл.)(! 31 (71) Брянский институт транспортного машиностроения (72) В.Г.Новиков, Ю.И.Фокин, В.И.Воробьев и В.И.Воробьев (53) 621.43.242 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

È 917707ь кл. F 02 F ° 1/24, 1978 ° (54) ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность и долговечность головки цилиндров путем устранения накопления остаточных напряжений в перемыч. ках между клапанными седлами. Головка содержит корпус 1 с огневой поверхностью 2 на нижней плите. В последней выполнены клапанные седла 4 !

Ю и перемычки 5 между ними. В корпусе имеется кольцевая выточка, в которой установлена вставка 7 из материала, обладающего эффектом памяти формы.

Вставка 7 в форме трапеции ймеет чередующиеся проточки 8 и 9 на внешней и внутренней поверхностях в зоне перемычек 5. Проточки на внешней поверх

О ности выполнены на дуге 24-87 . При запуске двигателя головка цилиндров нагревается. С ростом т-ры во вставке 7 происходит мартенситное превращение и она изменяет свою форму. Внешняя поверхность вставки оказывает давление на боковую поверхность выточки, что препятствует выпадению вставки, а внутреняя перестает взаимодействовать с головкой цилиндров.

При остановке двигателя и охлаждении во вставке происходит обратное мартенситное превращение. 3 з.п. ф-лы, :5 ил. !

1 133

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано при изготовлении головок цилиндров поршневых машин, преимущественно двигателей внутреннего сгорания.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности головки цилиндров путем устранения накопления остаточных напряжений в перемычках между клапанными седлами.

На фиг. 1 изображена крышка цилиндров, вид со стороны нижней плиты; на фиг.2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг.3 — кольцевая вставка, поперечное сечение; на фиг.4 — схема для определения дуги проточки, выполненной на внешней поверхности кольцевой вставки в двухклапанной головке цилиндров; на фиг.5 — то же, в четырехклапанной головке цилиндров.

Головка цилиндров содержит корпус

1 с огневой поверхностью 2 на нижней плите 3, в которой выполнены клапанные седла 4 и перемычки 5 между ними, кольцевую выточку 6 в корпусе 1 с высотой, превышающей толщину плиты 3 и кольцевую вставку 7, установленную в кольцевую выточку 6.

Кольцевая вставка 7 имеет чередующиеся проточки 8 н 9 соответственно на внешней 10 и внутренней 11 поверхностях в зоне клапанных перемычек 5 (фиг. 1) .

Кольцевая вставка 7 в поперечном сечении может иметь форму трапеции, большее основание 12 которой обращено к огневой поверхности 2 нижней плиты 3, Кольцевая вставка 7 выполнена нз материала, обладающего эффектом памяти формы, например никелида титана.

Этот материал претерпевает мартенсит.ное превращение с изменением температуры окружающей среды. При этом изделие из такого материала способно изменять свою форму, если оно находится в свободном состоянии, или генерировать значительные внутренние напряжения, если оно находится в связанном состоянии, например запрессовано в другую деталь.

Величину дуги проточки на внешней поверхности кольцевой вставки определяют из условия, что радиусы, проведенные иэ концов дуги в центр огневой поверхности нижней плиты, касательны к отверстиям под клапанные

2055 2 седла, диаметр которых можно принять равным диаметру головки клапана (фиг.4 и 5).

Наибольшая величина дуги относительно к головке цилиндров с двумя клапанами, имеющими наименьшие предлагаемые конструктивные размеры (фиг ° 4).

1р Величина дуги определяется иэ геометрических соотношений по формуле

d g = 2 arccos — — ——

+28

1б где d =0,315 D — наименьший рекомендуемый диаметр головки клапана при установке двух клапанов;

В = 0,06 D — наиболее часто используемая толщина огневых стенок

2р днища головки;

D — диаметр цилиндра. (= 87 12, т.е. (87

Наименьшая величина дуги относит" ся к головке цилиндров с четырьмя клапанами, имеющими наибольшие предлагаемые конструктивные размеры (фиг.5).

Величина дуги определяется из герметических соотношений по формуле

30 о О» (= 90 — 2 arcsin (25 + 0 ) 2

Dz= 0,414 D — наибольший рекомендуемый диаметр головки клапана при установке, двух клапанов; о = 0,06D, 23 30, т. е. q = 24

Таким образом, проточки на внешней поверхности кольцевой вставки могут

4р быть выполнены на дуге 24-87

На неработающем двигателе головка цилиндров с кольцевой вставкой 7 из материала, обладающего эффектом памяти формы, имеет температуру окружаю45 щей среды. При этом внутренняя поверх- ность вставки, воздействуя на боковую поверхность кольцевой выточки 6, соз" дает в центральной зоне огневой поверхности нижней плиты 3, в частнос5р ти в перемычках 5, напряжения сжатия, а внешняя — не оказывает воздействия на головку цилиндров.

При запуске двигателя головка цилиндров с кольцевой вставкой .7 нагре55 ваются. В головке появляются термические напряжения, имеющие на огневой поверхности характер сжатия. С ростом температуры во вставке, выполненной из материала с эффектом памя1332055

Я-A

6 7 0 ° ти формы, происходит мартенситное превращение, и она изменяет свою форму. При этом внешняя поверхность кольцевой вставки 7 оказывает давление на боковую поверхность кольцевой вы . точки 6, что препятствует выпаданию вставки, а внутренняя — перестает взаимодействовать с головкой цилиндров. В .результате этого снимаются сжимающие напряжения в перемычках от запрессовки, и увеличивается податливость периферийной области огневой поверхности, что ведет к уменьшению

I термических напряжений сжатия. 15

При остановке двигателя и охлаж,дении головки цилиндра с кольцевой вставкой 7 в последней происходит обратное мартенситное превращение.

Вставка принимает первоначальную фор- му. При этом величина остаточных напряжений растяжения на огневой поверхности нижней плиты 3 значительно уменьшается вследствии воздействия 26 кольцевой вставки 7 на боковую поверхность кольцевой выточки 6, что исключает появление обратной пластической деформации, а следовательно, и накопление остаточных напряжений gp в перемычках 5 между клапанными седлами 4, являющееся причиной их разрушения.

При последующих запусках и остановках двигателя циклы работы голов.ки цилиндров повторяются.

Формула изобретения

1. Головка цилиндров для двигателя внутреннего сгорания, содержащая корпус с огневой поверхностью на.нижней плите, в которой выполнены клаJ панные седла и перемычки между ними, кольцевую выточку в корпусе, превышающую по высоте толщину плиты, и кольцевую вставку, размещенную в кольцевой выточке, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности путем устранения накопления остаточных напряжений в перемычках между клапанными седлами, кольцевая вставка выполнена из материала, обладающего эффектом памяти формы.

2. Головка цилиндров по п. 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что в качестве материала кольцевой вставки использован никелид титана.

3. Головка цилиндров по п.1, о т-., л и ч а ю щ а я с я тем, что кольцевая вставка выполнена с чередующимися проточками на внутренней и внешней поверхностях, при этом проточки на внешней поверхности выполнены на о дуге 24...87 и размещены в зоне клапанных перемычек.

4. Головка цилиндров по п. 1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что кольцевая вставка в поперечном сечении выполнена в форме трапеции, большее основание которой обращено к огневой поверхности нижней плиты корпуса.

1332055

Составитель О.Фунтов

Редактор Л Лангазо Техред M.Äèäüïñ Корректор М.Шароши

Заказ 3784/31 Тираж 503 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д.4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, у . р л.П оектная 4

Головка цилиндров для двигателя внутреннего сгорания Головка цилиндров для двигателя внутреннего сгорания Головка цилиндров для двигателя внутреннего сгорания Головка цилиндров для двигателя внутреннего сгорания Головка цилиндров для двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроенИю и позволяет повысить долговечность голобки цилиндра путем уменьшения температурного перепада по межкйапанной перемычке

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность путем охлаждения выпускного клапана и уменьшения прорыва газов

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к дизелестроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах газообмена двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано в двигателе внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах газораспределения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, а именно к поршневым машинам для преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение вала и наоборот, и может быть использовано при конструировании и изготовлении двигателей или компрессоров

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в качестве основной корпусной детали двигателя внутреннего сгорания, а именно, в качестве блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением

Изобретение относится к двигателестроению
Наверх