Многоскоростная волновая передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в многоскоростных приводах. Цель изобретения - расширение технологических возможностей путем обеспечения реверса и плавного регулирования вращения. Передача содержит гибкое 4 и жесткое 3 колеса, генератор волн, корпус 1, механизм свободного хода, соединенную с корпусом 1 дополнительную фрикционную муфту, блокируемую управляемую муфту и дополнительную управляемую муфту, которые позволяют соединить гибкое колесо 4 или с жестким колесом 3, или с корпусом 1, или с фрикционной муфтой, в зависимости от того, с чем соединено гибкое колесо 4, выходной вал 2 вращается с частотой вращения кулачка 6 генератора или с замедлением обычной волновой . передачи, или появляется возможность плавной регулировки частоты вращения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. СЛ 24 i 33 23 2i а r3fff3f JS30262527 г4.Щ, (6 f 3 4

СО)ОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (51) 4 F 16 Н 3/00, 29/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3972163/25-28 (22) 04.11.85 (46) 15.11.87. Бюл. Р 42 (71) Харьковский авиационный институт им. Н.Е. Жуковского ,(72) А.И. Полетучий (53) 62!.833.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 739286, кл. F 16 Н 1/00, 1977.

Волков Д.П. и др. Волновые зубчатые передачи. Киев: Техника, 1976, с. 44, рйс. 24а. (54) МНОГОСКОРОСТНАЯ ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в многоскоростных приводах. Цель изобретения — расширение технологических возможностей путем обеспечения реверса и плавного регулирования вращения.

Передача содержит гибкое 4 и жесткое

3 колеса, генератор волн, корпус 1, механизм свободного хода, соединенную с корпусом 1 дополнительную фрикционную муфту, блокируемую управляемую муфту и дополнительную управляемую муфту, которые позволяют соединить гибкое колесо 4 или с жестким колесом 3, или с корпусом 1, или с фрикционной муфтой. В зависимости от того, с чем соединено гибкое колесо 4, выходной вал 2 вращается с частотой вращения кулачка 6 генератора или с замедлением обычной волно- с ф вой . передачи, или появляется возможность плавной регулировки частоты вращения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

13521

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для приводов с переменной скоростью вращения выходного вала.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей путем обес20 печения реверса и плавного регулирования скорости вращения.

На чертеже изображена многоско- 10 ростная волновая передача, осевой разрез.

Многоскоростная волновая передача содержит корпус 1, выходной вал 2, связанное с ним жесткое колесо 3, 15 зацепляющееся с гибким колесом 4, внутри которого установлен генератор волн, представляющий собой гибкий подшипник 5, насаженный на кулачок 6.

На торцовых поверхностях кулачка

6 выполнены кольцевые проточки, в которых установлены цилиндрические роторы 7 и 8 на эксцентричных шейках

9 и 10 оси 11, содержащей каналы (не 25 показаны) для подвода и слива масла.

Гибкое колесо 4 посредством зубчатого соединения 12 связано с полумуфтой 13 блокирующей управляемой муфтой, на торце которой выполнeíû 30 мелкомодульные кулачки 14,, находящиеся в контакте с такими же кулачками полумуфты 15, нагруженной пружиной

16 и связанной шлицами 17 через переходник 18 с жестким колесом 3.

Гибкое колесо 4 посредством зубчатого соединения 12 также связано со звездочкой 19 механизма свобоцного хода и с полумуфтой 20, дополнительной фрикционной управляемой муф- 40 ты, включающей также фрикционные диски 21, установленные на шлицах 22 и 23, и полумуфту 24, связанную с корпусом 1.

Обойма 25 механизма свободного хода взаимодействует со звездочкой

19 через ролики 26 и установлена во втулке 27, запрессованной в корпус 1, и имеет возможность вращаться относительно нее.

5G

На торцовой поверхности обоймы 25 имеются кулачки 28 дополнительной управляемой муфты, находящиеся в. соединении с такими же кулачками зубчатого элемента 29, постоянно связанного посредством шлицев 30 с корпусом 1.

B.корпусе l установлен гидроци.линдр 31, внутри которого располо19

2 жен поршень 32, нагруженный пружиной

33. Поршень 32 постоянно находится в контакте с фрнкционными дисками 21 и с зубчатым элементом 29. В корпусе

1 выполнена расточка, служащая гидроцилиндром 34 для поршня 35, контактирующего через антифрикционный элемент 36 с полумуфтой 15. В гидроцилиндры 31 и 34 через штуцеры может подаваться рабочая среда под давлением. Подача и слив рабочей среды поступающей в гидромотор через ось

11, показана стрелками.

Многоскоростная волновая передача работает следующим образом.

Рабочая среда под высоким давлением подается к цилиндрическим роторам 7 и 8, приводя их во вращение совместно с кулачком 6 и гибким подшипником 5. Если при этом давление в гидроцилиндр 34 не подается, то кулачки 14 находятся в соединении, а гибкое колесо 4 и жесткое колесо 3, связанные между собой, вращаются совместно с генератором волн, как одно целое. Соответственно и выходной вал 2 имеет частоту вращения, равную частоте вращения кулачка 6 генератора волн.

Кулачки 14, нагруженные пружиной, 16,рассчитаны только на сравнительно небольшой вращающий момент, определяемый максимальным моментом привода, т.е. моментом гидромотора. Если момент сопротивления на выходном валу

2 превысит допустимый момент для кулачков, то выходной вал 2 и связанное с ним жесткое колесо 3 остановится и при работающем генераторе волн гибкое колесо 4 начнет медленно поворачиваться в сторону, противоположную вращению генератора волн, как это обычно бывает в волновой передаче с остановленным жестким колесом.

При этом кулачки 14 под действием распорных сил выйдут из соединения.

Вместе с гибким колесом 4 будет поворачиваться и полумуфта 13 и связанная с ней звездочка 19, вследствие чего произойдет ее сцепление с обоймой 25 через ролики 26. Если при этом рабочая среда в гидроцилиндр 31 не подается. то под действием пружины 33 поршень 32 будет находиться в крайнем правом положении и оказывать давление на зубчатый элемент 29.

Последний, сместившись вправо (как показано на чертеже) будет соединять

Л 1352 через торцовые кулачки 28 и шлицы 30 обойму 25 с корпусом 1, в результате чего гибкое колесо 4 соединится с корпусом 1 и станет неподвижным, В а жесткое колесо 3 совместно с выходным валом 2 получат замедленное вращение в ту же сторону, что и генератор волн. В этом случае волновая передача будет работать в обычном 1р режиме с остановленным гибким колесом 4 и вращающимся жестким колесом

3, обеспечивая большое передаточное отношение. Вышеописанный процесс происходит автоматически при постоян- 16 но работающем генераторе.

Вращаясь, жесткое колесо 3 вызывает прощелкивание кулачков 14, нагруженных пружиной 16.. И хотя относительные скорости весьма малы, для 2о устранения износа кулачков 14 и обеспечения бесшумности в гидроцилиндр 34 подается рабочая среда, вызывающая смещение поршня 35 вправо, который, воздействуя через антифрик- 26 ционный элемент 36 на полумуфту 15, выводит кулачки 14 из соединения.

Это же действие может быть выполнено и в случае включения волновой передачи в обычный режим, не уско†ЗО ренный сразу.

Если опять момент нагрузки на выходном валу 2 упадет ниже движущего момента, развиваемого гидроцилиндром, а рабочая среда в гидроцилиндр

34 не подается, то под действием пружины 16 кулачки 14 войдут в соединение и гибкое колесо 4, увлекаемое жестким колесом 3, расцепит механизм свободного хода и начнет вращаться с той же скоростью и в ту же сторону, что и генератор волн.

Для бесступенчатого регулирования скорости выходного вала 2 помимо варьирования скорости генератора 45 волн используется притормаживание гибкого колеса 4. С этой целью подается рабочая среда повышенного давления . в гидроцилиндр 31, вследствие чего поршень 32, преодолевая сопротивление пружины 33, будет смещаться влево, сжимая фрикционные диски 21. При смещении поршня 32 влево под дейст119

4 вием распорных сил кулачки 28 выйдут из соединения и обойма 25 получит возможность свободного вращения во втулке 27 относительно корпуса 1 придав тем самым подвижность гибкому колесу и превратив волновую передачу в дифференциальную с двумя степенями подвижности. Частота вращения гибкого 4 и жесткого 3 колес будет зависеть от мощности нагрузки, приложенной к ним, и может регулироваться изменением давления в гидроцилиндре

31. При этом возможно изменение направления вращения кулачка 6 генератора волн и, следовательно, изменение направления вращения выходного вала. формулаизобретения

Многоскоростная волновая передача, содержащая корпус, выходной вал, связанное с ним жесткое колесо, зацепляющееся с последним гибкое колесо, генератор волн, механизм свободного хода, звездочка которого связана с гибким колесом, а обойма установлена в корпусе, и блокирующую управляющую муфту, одна иэ полумуфт которой связана с гибким колесом, отличающаяся тем, что, с целью расширения технологических возможностей путем обеспечения реверса и плавного регулирования вращения, другая полумуфта блокирующей управляющей муфты связана с жестким колесом, обойма установлена в корпусе с возможностью вращения, а передача снабжена двумя дополнительными управляемыми муфтами, соединяющими первая обойму с корпусом, а вторая, фрикционная,гибкое колесо с корпусом.

2. Передача по п. 1, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что элементы управления муфт выполнены в виде двух гидравлических поршней, первый из которых предназначен для размыкания первой дополнительной управляемой муфты и одновременного замыкания второй дополнительной муфты, а второй поршень предназначен для размыкания блокирующей управляемой муфты.

ВНИИПИ Заказ 5547/30 Тираж 804 Подписное

Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Многоскоростная волновая передача Многоскоростная волновая передача Многоскоростная волновая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению и приборостроению, в частности к зубчатым механизмам для преобразования врашательного движения

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для ограничения угла новорота вращающихся элементов механизмов и мащин

Изобретение относится к машиностроению , к зубчато-фрикционным передачам

Изобретение относится к машиностроению „ Цель - повышение надежности и долговечности коробки передач - достигается за счет снижения износа деталей коробки при переключении передач

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению , и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к оборудованию лесозаготовительных машин, оснащенных гидроприводом

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быт1, использовано в Г1еременн1,1х зубчат|1| передача.х

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к импу.1ьсным вариаторам, применяемым для плавного изменения скорости вращения выходного вала, и может быть использовано в передачах с бесступенчатым регулированием скорости

Изобретение относится к вибрационной технике и может быть использовано в качестве узла передачи вибрации от источника к ведомому элементу

Изобретение относится к машиностроению , в частности к передачам для бесступенчатого регулирования скорости, и может быть использовано, например, в хлопкоочистительных машинах и другом оборудовании

Вариатор // 1335763
Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано для изменения крутящего момента и угловой скорости приводов механизмов и позволяет повысить надежность вариатора путем использования шарнира с крестовиной

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано для бесступенчатого регулирования скорости вращения ведомого вала вариатора и позволяет уменьшить неравномерность его вращения путем обеспечения равномерных угловых перемещений двуплечих рычагов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах различных механизмов и машин, не требующих реверсивного врашения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , может быть использовано в автотракторной промышленности, позволяет повысить передаваемую мощность за счет уменьшения инерционных нагрузок и увеличения передаваемого круА 1 тящего момента

Изобретение относится к передачам для бесступенчатого регулирования скорости движения выходного звена
Наверх