Электроинерционный стартер транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссии транспортных машин. Изобретение позволяет упростить конструкцию, снизить материалоемкость транспортного средства. На ведущем валу двигателя 1 свободно установлен маховик 2, на котором расположена муфта 3 для соединения маховика 2 с ведуш,им валом двигателя 1, муфта 4 для соединения маховика с шестерней 5, свободно установленной на первичном валу 6 коробки передачи (КП). Муфта 7 соединяет ведуш,ий вал 6 КП с электростартером 9. На валу 6 свободно установлены шестерни 5, 10, 11, 12, 13, на выходном (вторичном) валу 14 - шестерни 15, 16, 17, 18 и 19. Шестерни зацеплены: 5 с 15; 10 с 16; 11 с 17; 12 с 18; 13 с 19. Между шестернями установлены муфты 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27. Муфты выборочно соединяют шестерни между собой или шестерни с валами или обеспечивают нейтральное положение. 2 ил. (О (Л со ел ю ел 00 Фиг.1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
@11 4 В 60 К 17/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4081410/31-11 (22) 02.07.86 (46) 07.12.87. Бюл. № 45 (71) Курганский машиностроительный институт (72) В, И. Некрасов, В. В. Афанасьев и Я. К. Айткулов (53) 629.113(088.8) (56) Косырев Е. А. и др. Танки.— М., ДОСААФ, 1973, с. 185, рис. 99. (54) ЭЛЕКТР ОИ НЕ РЦИО ННЫЙ СТАРТЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссии транспортных машин. Изобретение позволяет упростить конструкцию, снизить материалоемкость транспортного средства. На
1Р
„„SU„, 1357258 А1 ведущем валу двигателя 1 свободно установлен маховик 2, на котором расположена муфта 3 для соединения маховика 2 с ведущим валом двигателя 1, муфта 4 для соединения маховика с шестерней 5, свободно установленной на первичном валу 6 коробки передачи (КП) . Муфта 7 соединяет ведущий вал 6 КП с электростартером 9. На валу 6 свободно установлены шестерни 5, 10, 11, 12, 13, на выходном (вторичном) валу 14— шестерни 15, !6, 17, !8 и 19. Шестерни зацеплены. 5 с 15; 10 с 16; 11 с 17; 12 с 18;
13 с 19. Между шестернями установлены муфты 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27. Муфты выборочно соединяют шестерни между собой или шестерни с валами или обеспечивают нейтральное положение. 2 ил.
1357258
1О 15
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссии транспортных машин.
Цель изобретения — упрощение конструкции и снижение материалоемкости транспортного средства.
На фиг. 1 приведена схема электроинерционного стартера с использованием основной коробки передач в качестве редуктора маховика; на фиг. 2 — таблица работы муфт в различных режимах.
На ведущем валу 1 двигателя свободно установлен маховик 2, на маховике расположены муфта 3 для соединения маховика 2 с ведущим валом 1 двигателя, муфта 4 для соединения маховика с шестерней
5, свободно установленной на первичном валу 6 коробки передач (КП) .
Муфта 7 соединяет ведущий вал 1 двигателя с первичным валом 6 КП. Муфта 8 соединяет вал 6 КП с электростартером 9. На валу 6 свободно установлены шестерни 5 и 10 — 13, на выходном (вторичном) валу 14 — шестерни 15 — 19. Шестерня 5 зацеплена с шестерней 15, шестерня !Π— с шестерней 16, шестерня 11 — с шестерней 17, шестерня !
2 — с шестерней 18, шестерня 13 — с шестерней 19. Между шестернями установлены муфты 20 — 27. Муфты выборочно соединяют шестерни между собой или шестерни с валами или обеспечивают нейтральное положение.
Электроинерционный стартер работает следующим образом.
Первый этап. Раскрутка маховика.
От электростартера 9 через муфту 8 крутящий момент передается на вал 6 КП.
В зависимости от типа применяемого электродвигателя (его частоты вращения) возможны различные варианты передачи крутящего момента на маховик 2. При всех вариантах раскрутки маховика он соединяется муфтой 4 с шестерней 5 КП. Если применяется электродвигатель с высокой частотой вращения вала, соответствующей частоте вращения маховика, достаточной для запуска двигателя, то вал 6 через муфту 20 (положение 1) соединяется с шестерней 5 и через муфту 4 с маховиком 2.
Если используется электродвигатель с частотой вращения вала ниже частоты вращения маховика или применяется ручной запуск, то коробка передач работает в режиме ускоряющего редуктора (мультипликатора).
НА фиг. 1 показан пример максимального увеличения частоты вращения маховика 2 по сравнению с частотой вращения вала 6 привода. Крутящий момент от вала 6 через муфту 23 (положение I) передается на шестерни 12 и 18, через муфту 26 (положение
III) — на шестерни 17 и 11, через муфту 21 (положение III) — на шестерни 10 и 16, через муфту 24 (положение 111) — на шес30
55 терни 15 и 5, от шестерни 5 через муфту 4— на маховик 2. Муфты 20, 22, 25 и 27 находятся в нейтральных положениях 11 и IV.
Возможна ступенчатая раскрутка маховика за счет использования различных передач КП. Вначале маховик раскручивается с малой частотой вращения при его соединении напрямую с валом 6. Промежуточные частоты вращения маховика обеспечивают включением в работу двух пар шестерен КП.
Например, вал 6 муфтой 23 (положение 1) соединяется с шестернями 12 и 18, муфтами 26, 25 и 24 (положение III) — с шестернями 15 и 5 и далее с маховиком. Остальные муфты находятся в нейтральных положениях. Затем обеспечивается раскрутка маховика с максимальной частотой вращения за счет включения в работу четырех пар шестерен (фиг. 1). Такая ступенчатая раскрутка маховика наиболее целесообразна в зимнее время из-за высокой вязкости смазочного масла, применяемого в КП, и связанного с этим увеличенного сопротивления проворачиванию шестерен.
Второй этап. Запуск двигателя от маховика ЭИС.
На этом этапе коробка передач используется как замедляющий редуктор (демультипликатор). При этом вал 6 отсоединяется муфтой 8 от электростартера 9. От маховика 2, накопившего энергию при высокой частоте вращения раскрутки, это вращение передается по тому же пути, но в обратном направлении — через муфту 4 на шестерни 5 и 15, через муфту 24 (положение 111) на шестерни 16 и 10, через муфту 21 (положение 111) на шестерни 1! и 17, через муфту 26 (положение III) на шестерни 18 и 12, через муфту 23 (положение I) на вал 6. Вал 6 муфтой 7 соединяется с ведущим валом 1 двигателя, при этом электростартср 9 отсоединен от вала 6. Для достижения пусковой частоты вращения ведущего вала 1 двигателя возможно включение других передач
КП. После достижения пусковой частоты вращения ведущего вала двигатель запускается и коробка передач электроинерционного стартера переходит на режим работы двигателя с трансмиссией, при этом муфта 4 отсоединяет маховик 2 от шестерни 5.
Третий этап. Работа двигателя с трансмиссией.
От ведущего вала 1 двигателя через муфту 7 крутящий момент передается на первичный вал 6 КП. От вала 6 через муфты и шестерни, включаемые в различных сочетаниях, крутящий момент поступает на выходной (вторичный) вал 14 и далее к другим агрегатам трансмиссии. Муфта 4 разобщает шестерню 5 с маховиком 2, а муфта 3 соединяет маховик, снизивший свою частоту вращения, с ведущим валом 1.
Применение маховика 2, свободно установленного на ведущем валу 1 двигателя.
1357258
Формула изобретения
Составитель С. Белоусько
Редактор О. Юрковецкая Техред И. Верес Корректор М. Шароши
Заказ 5488/15 Тираж 590 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 не исключает применения обычного маховика, закрепленного на коленчатом валу.
Возможна упрощенная конструкция электроинерционного стартера без муфты 3, соединяющей маховик 2 с ведущим валом 1 двигателя.
Электроинерционный стартер транспортного средства, содержаш,ий маховик, установленный на валу двигателя, редуктор, электростартер, связанный через редуктор с валом двигателя, и муфты включения, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и снижения материалоемкости транспортного средства, редуктор представляет собой коробку передач, на маховике, свободно установленном на валу двигателя, расположены муфты для связи соответственно маховика с крайней шестерней коробки передач, маховика с валом двигателя и вала двигателя с валом коробки передач, причем все шестерни коробки передач свободно установлены на валах и снабжены
10 муфтами переключения передач для связи шестерен между собой и с валами коробки передач и обеспечения нейтрального положения, причем электростартер через муфту включения соединен с валом коробки передач.