Способ образования фаски по торцу зуба зубчатого колеса

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к отделке торцовых кромок зубьев деталей типа зубчатых колес, и может быть использовано для образования фасок по . торцовому контуру зуба зубчатых колес в автомобилестроении и других отраслях промышленности. Цель изобретенияповышение производительности за счет повышения режимов резания и использования стандартного инструмента. Обрабатываемому зубчатому колесу 1 сообщают вращение с угловой скоростью, изменяемой по закону синусоидального типа. Вращающийся инструмент 2 циглиндрической формы устанавливают под острым углом к торцу зуба заготовки 1 так, чтобы его ось вращения лежала в осевой плоскости заготовки. Диаметр цилиндрической части инструмента 2 при этом принимают не более величины удвоенного нормального модуля зуба обрабатываемого колеса. Фаску получают при взаимодействии с заготовкой цилиндрической части инструмента, совершающего возвратно-поступательное движение вДоль оси заготовки, согласованное с ее вращением. 2 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (su 4 В 23 F 19./10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4135351/25-08 (22) 17. 10.86 (46) 15.05.88. Бюл. Р 18 (71) Витебское специальное конструкторское бюро зубообрабатывающих, шлифовальных и заточных станков (72) И.С.Мисевич, N.È.Íàíoñ и И.И.Малер (53) 621.914.5.002.54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 831441, кл. В 23 F 19/10, 1979. (54) СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ ФАСКИ ПО .ТОРЦУ ЗУБА ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к отделке торцовых кромок зубьев деталей типа зубчатых колес, и может быть использовано для образования фасок по торцовому контуру зуба:зубчатых колес в автомобилестроении и других отрас„„SU„„1395434 А 1 лях промышленности. Цель изобретения— повышение производительности за счет повышения режимов резания и использования стандартного инструмента. Обрабатыв аемому зубчатому колесу 1 сообщают вращение с угловой скоростью, изменяемой по закону синусоидального типа. Вращающийся инструмент 2 ци-. линдрической формы устанавливают под острым углом к торцу зуба заготовки

1 так, чтобы его ось вращения лежала в осевой плоскости заготовки..Диаметр цилиндрической части инструмента 2 при этом принимают не более величины удвоенного нормального модуля зуба обрабатываемого колеса. Фаску получают при взаимодействии с заготовкой Й цилиндрической части инструмента, со- ур вершающего возвратно-поступательное движение вдоль оси заготовки, согла- С сованное с ее вращением. 2 ил.

1395434

Изобретение относится к машиностроению, в частности к отделке торцовых кромок зУбьев деталей типа зубчатых колес и может быть использоваЭ

5 но для образования фасок по торцовому контуру зуба зубчатых колес в автомобилестроении, сельскохозяйственном машиностроении, станкостроении и других о тра слях промьш ле н но с т и, Цель изобретения — повышение проИзводительности за счет повьш1ения режимов резания и использования стандартного инструмента.

На фиг. 1 представлена схема об разования фаски; на фиг.2 — разрез

А-А на фиг.1.

Фаску по торцовому контуру зуба обрабатываемого колеса 1 образуют инструментом 2 цилиндрической формы ти па концевых фрез или сверл. В процессе обработки цилиндрическая часть ин-, струмента 2 взаимодействует с торцоВым контуром зуба обрабатываемого ко леса 1. Для обеспечения в процессе 25 обработки взаимодействия цилиндрической части инструмента 2 с торцовым контуром зуба обрабатываемого колеса

1 цилиндрическую часть инструмента 2 устанавливают так, чтобы ось ее лежала в осевой плоскости обрабатываемого колеса 1 и была наклонена под острым углом И=15- t8 к торцовой поверхности зуба обрабатываемого колеса 1, при этом диаметр и цилиндрической части инструмента 2 принимают не

35 более величины удвоенного нормального модуля m н зуба обрабатываемого колеса 1, т.е. d c 2 mu, Затем сообщают инструменту 2 вращение вокруг оси его

40 цилиндрической части и поступательно вводят цилиндрическую часть инструмента 2 во впадину зуба обрабатывае-. мого колеса 1 до касания цилиндрической частью инструмента 2 торцово-го контура зуба. 45

После установки инструмента 2 со-общают обрабатываемому колесу 1 непрерывное вращение с угловой ско" ростью, изменяемой по закону синусо-идального типа, и согласованное с íим 5О возвратно-поступательное движение вдоль оси обрабатываемого колеса 1 вращающемуся инструменту 2, ось которого лежит в осевой плоскости обрабатываемого колеса 1.

Величина диаметра цилиндрической части инсгрумента, которая взаимодействует с торцовым контуром зуба обрабатываемого колеса„связана с размерами впадины зуба и углом наклона оси вращения инструмента, совпа,дающей с осью цилиндрической части инструмента и лежащей в осевой плоскости обрабатываемого колеса, к тор— цу зуба обрабатываемого колеса. Увеличение диаметра ограничено возможностью получения фаски в области ножки зуба, т.е. в окрестности основной окружности, Это объясняется тем, что размер впадины на дуге основной окружности наименьший и определяет максимальный диаметр цилиндрической части инструмента, т,е.

sos (arctg ())

tgв

d «а m, (t)-2,5tgp) 1(1)

2-sic(2arctg())

tgp

s 1.Il8 где Й вЂ” диаметр цилиндрической части инструмента;

m — нормальный модуль зуба обраН батываемого колеса;

Ы вЂ” угол наклона оси вращения инструмента, совпадающей с осью цилиндрической части инструмента и лежащей в осеsoA плоскости обрабатываемого колеса„ к торцу зуба обрабатываемого колеса, 1) к

=3, 14; р — угол, составляемый радиусомвектором, лежащим в радиальной плоскости заготовки, и касательной к торцовому контур т зуба в окрестности основной окружности.

1 )) . О cos 200 (ь-агсtg1 — — "iIIv 2Π—.— - -, (2) 2z 1-со» 2оо где z — число зубьев обрабатываемого колеса.

Угол g также связан с углом наклона получаемой фаски следующей зависимостью;

Ы = arctg(tg Ч) tgP), (3) где q- угол наклона получаемой фаскч.

Численное значение угла можно принять как среднее значение между максимально допускаемым углом наклона фаски 68 и общеприня1ъм углом наклона фаски 45, т.е.

Ч= 56,5

Число зубьев z принимается z1

ЗО и я 1 = 6О, так как большинство

1395434 зубчатых колес изготавливаются с числом зубьев z 30-60.

Подставляя значение = 56,6

z„30ez< 60 в (2), (3) и (1), получаем Ы 15- 18 и d 4 2 m

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Составитель В.Слиткова

Редактор В.Ковтун Техред М.Дидык Корректор В.Бутяга

Заказ 2328/ 15 Тираж 880 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ образования фаски по торцу 10 зуба зубчатого колеса, при котором сообщают вращение с угловой скоростью, изменяемой по закону синусоидального типа, обрабатываемому колесу и согласованное с ним возвратно-поступатель-. ное движение вдоль оси обрабатываемого колеса вращающемуся инструменту, ось которого лежит в осевой плоскости обрабатываемого колеса, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения производительности, берут концевой инструмент с цилиндрической рабочей поверхностью и диаметром, не превышающим величину удвоенного модуля обрабатываемого колеса, и его ось располагают под острым углом к торцовой поверхности колеса.

Способ образования фаски по торцу зуба зубчатого колеса Способ образования фаски по торцу зуба зубчатого колеса Способ образования фаски по торцу зуба зубчатого колеса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к изготовлению зубчатых изделий

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к обработке заусенцев на торцах зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снятия заусенцев на обрабатываемых деталях

Изобретение относится к машиностроению и может бы ть использов - но при обработке зубчатых колес для снятия заусенцев

Изобретение относится к области металлообработки, изготовлению переключаемых зубчатых колес и зубчатых муфт

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении прямозубых и косозубых цилиндрических зубчатых колес для обработки зубьев и снятия фасок и заусенцев на их торцах

Изобретение относится к области производства цилиндрических зубчатых колес больших диаметров (более 1500 мм) и может быть использовано в различных отраслях машиностроения и приборостроения

Изобретение относится к финишным методам обработки зубчатых колес и может быть использовано в машиностроении, в автотракторостроении, при производстве сельскохозяйственных машин, в ремонтных мастерских и индивидуальными предпринимателями

Изобретение относится к металлообработке, а именно к способам удаления заусенцев и скругления острых кромок на зубчатых колесах, звездочках, ступицах

Изобретение относится к металлообработке, а именно к оборудованию для удаления заусенцев и скругления острых кромок на зубчатых колесах, звездочках, ступицах и т.д

Изобретение относится к механической обработке, например, зачистке, снятию заусенцев, скруглению острых кромок и т.п

Изобретение относится к метал;|ообработке, в частности к обработке зубчаты.х колес

Изобретение относится к машиностроению в частности к чистовой обработке конических зубчатых колес Цель изобретения - расширение технологических возможностей за счет одновременного с зубошевингованием снятия заусенцев с вершин зубьей и торцов зубчатого венца

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при производстве зубчатых изделий с повышенной износостойкостью активных поверхностей зубьев
Наверх