Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для контроля шарикоподшипников. Цель - повьпиение точности контроля шарикоподшипников. Измерение резонансной частоты производят в радиальном направлении непрерывно при вращении ротора относительно статора. Проводят спектральный анализ вариации резонансной частоты. Выделяют вторую гармонику вариации резонансной частоты.относительно частоты вращения ротора. По величине амплитуды второй гармоники определяют величину перекоса роторного кольца шарикоподшипника , а по фазе - направление перекоса . За счет оценки перекоса повышается точность контроля. 1 ил. i О)

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

COLlHAËÈÑTÈ×ECHÈХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (1) 4 G 01 М 13/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (21) 4230891/31-27 (22) 17.04.87

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (46) 30.10.88, Бюл, У 40 (7 1) Московский авиационный технологический институт им,К.З.Циолковского (72) Д.Н.Козлов, А.М.Дудатий, А.А.Ковалев и E.À.Ïåðåëü (53) 658.562.012.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 823944, кл. G О) М 13/04, 1982. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ НАРИКОПОДБИПНИКОВ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для контроля шарикоподшипников.

Цель — повышение точности контроля шарикоподшипннков. Измерение резонансной частоты производят в радиальном направлении непрерывно при вращении ротора относительно статора.

Проводят спектральный анализ вариации резонансной частоты. Выделяют вторую гармонику вариации резонансной частоты. относительно частоты вращения ротора. По величине амплитуды второй гармоники определяют величину перекоса роторного кольца шарикоподшипника, а по фазе — направление перекоса. За счет оценки перекоса повышается точность контроля. 1 ил.

1434307

Изобретение относится к машино1 строению и может быть использовано для контроля шарикоподшипников.

Целью изобретения является повы5 шение точности контроля шарикоподшипников в собранном электродвигателе.

На чертеже представлена функциональная схема устройства для осуществления предлагаемого способа. Устройство содержит вибростенд 1, в который входят вибродатчик 2 и

1 вибратор 3. На вибростенде расположена оправка 4 для закрепления в ней испытуемого электродвигателя. Оправка 15

4 соединена ременной передачей 5 с электродвигателем 6. Вход вибратора

3 и выход вибродатчика 2 подключены к измерителю 7 динамических параметров (ИДП) 7. Информационный выход 20

ИДП 7 соединен с самописцем 8. Фотодатчик 9 подключен и ИДП 7, Устройство работает следующим

1 образом.

Испытуемый электродвигатель уста- 25

1 навливают в оправку 4 на вибростенде

1 так, чтобы на подшипники электродвигателя действовала радиальная вибрация. Ротор испытуемого электродвигателя соединен с ременной пере- ЗО дачей 5. На вибратор 3 вибростенда 1 от прибора ИДП 7 подается сигнал, Вибратор 3 задает испытуемому электродвигателю радиальные гармонические колебания. Вибрация испытуемого элект З5 родвигателя воспринимается вибродатчиком 2 и передается на ИДП 7, который осуществляет автоматическую подстройку частоты вибратора 3 на резо1 нансную частоту испытуемого электро- 40 двигателя. При включении электродвига теля 6 ротор испытуемого электродвигателя приводится во вращение ремен, ной передачей 5. При вращении ротора. испытуемого электродвигателя нанесен- 45 иая на него метка модулирует отражаемый световой поток, который воспринимается фотодатчиком 9. Сигнал с последнего усиливается ИДП 7 и поступает на самописец 8, который дает эО график угловой скорости вращения ротора.

Если роторные кольца шарикоподшипника испытуемого электродвигателя установлены с перекосом, то при вибрации возникает неравножесткость опор ротора. Это приводит к тому, что возникает вариация резонансной частоты sf ИДП 7 регистрирует вариацию резонансной частоты и выдает сигнал на самописец 8, который строит зависимость gf от угла поворота ц> ротора относительно статора. По величине амплитуды второй гармоники определяют величину перекоса роторных колец шарикоподшипников, а по фазе— направление перекоса. Величина и направление перекоса определяются по тарировочным графикам.

Для контроля установки статорных колец шарикоподшипников испытуемого электродвигателя на вибростенде 1 неподвижно закрепляют ротор электродвигателя. В процессе испытания вращают статор относительно ротора. Снимаемые характеристики вариации резонансной частоты аналогичны приведенным, Наличие перекоса в шарикоподшипниках является причиной неравномерного износа, несимметрии реакций на внешние возмущения, что особенно недопустимо в прецизионных электродвигателях — гиромоторах.

Изобретение позволяет резко повысить точность контроля за счет оценки перекоса по второй гармонике вариации резонансной частоты при вращении ротора электродвигателя относительно статора.

Формула изобретения

Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя, заключающийся в том, что устанавливают электродвигатель на вибростенд, непрерывно возбуждают вибрацию при вращении ротора относительно статора, измеряют уровень вибрации, находят и регистрируют резонансную частоту, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности контроля, проводят спектральный анализ вариации радиальной резонансной частоты, выделяют вторую гармонику вариации резонансной частоты относительно частоты вращения ротора .и по величине амплитуды второй гармоники определяют величину перекоса роторных колец шарикоподшипников, а по фазе — направление перекоса.

1434307

Составитель В. Пучинский

Редактор Е. Копча Техред M.Õîäàíè÷ Корректор В. Романенко

Заказ 5547/44

Тирах S47 Подписное

ВПИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя Способ контроля шарикоподшипников электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машинам для испытаний шарнирных подшипников и может быть использовано в подшип- .никовой промьш1ленности

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для контроля подшипников, и МО-- жет быть использовано преимущественно для контроля подшипников собранных синхронных гистерезисных электрических двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промьшшенности и тложет быть преимущественно использовано для контроля состояния подшипников качения , Цель изобретения - увеличение Z / - ./«X CSNNSSNXSX N срока службы устройства

Изобретение относится к подшип- : никам и м.б

Изобретение относится к измерительной технике и м.б

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению- , и касается диагностики техническог о состояния подшипникового узла преимздцественно с подшипником скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при усталостных испытаниях подшипников качения

Изобретение относится к подтип-

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх