Устройство для контроля дефектов поверхностей трения подшипников скольжения

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для контроля технического состояния подшипников скольжения. Цель изобретения - повьшгение надежности работы и упрощение конструкции . Приводной вал 1 вращает контролируемый подшипник 2. Кольцевым электродом 7, нанесенным на поверхности пьезокерамической втулки 3, и генератором 8 создают высокочастотный акустический поток. Этот поток модулируется зоной контакта скольжения, дефектами подшипника 2. Сигнал, проходящий через подшипник 2, кольцевой электрод и противопомеховый фильтр 12, подается на регистратор 13. Второй генератор 11 через фазовращающее устройство 10 и секционные электроды 6локазизует дефекты поверх-g ностей трения. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 08 А1 (51)40 01 M 13 04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4218580/31-27 (22) 01.04,87 (46) 30.10.88. Бюл, Р 40 (7 1) Каунасский политехнический институт им.Антанаса Снечкуса (72) P .Ю. Бансяви -тюс, П.П.Лаз аравичюс, К.И.Рагульскис и В.И.Чуприн (53) 658,562.012,7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1343265, кл. G 01 М 13/04, 1984.

{54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДЕФЕКТОВ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ

СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для контроля технического состояния подшипников скольжения.

Цель изобретения — повышение надежности работы и упрощение конструкции, Приводной вал 1 вращает контролируемый подшипник 2. Кольцевым электродом 7, нанесенным на поверхности пьезокерамической втулки 3, и генератором 8 создают высокочастотный акустический поток, Этот поток модулируется зоной контакта скольжения, дефектами подшипника 2. Сигнал, проходящий через подшипник 2, кольцевой электрод и противопомеховый фильтр 12, подается на регистратор

13. Второй генератор 11 через фаэовращающее устройство 10 и секционные электроды блоказизует дефекты поверх- Я ностей трения. 2 нл.

1434308

Устройство относится к машино-строению и может быть использовано для контроля технического состояния подшипников скольжения °

Цель изобретения — повышение надежности работы устройства и упрощение конструкции, На фиг. 1 показана схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — развертка наружной поверхности пьезокерамической цилиндрической втулки с расположением электродов.

Устройство содержит приводной вал

1 (привод не показан) для установки подшипника 2 скольжения, вибропреобразователь 3, выполненный в вйде пьезокерамической цилиндрической втулки с радиальной поляризацией, тонкостенный вкладыш 4 подшипника, первый кольцевой электрод 5, нанесенный на наружной поверхности втулки 3, секционные электроды 6, число которых равно четырем, второй кольцевой электрод 7, который подключен через постоянный (стационарный) контакт к генератору 8 вибровозбуждения, общий электрод 9, подключенный к секционным электродам 6, фазовращающее устройство 10 и второй генератор 11, подключенные к первому кольцевому электроду 6, противопомеховый фильтр

12, пропускающий сигналы с частотой, равной частоте генератора 8 вибровозбуждения, и регистрирующую аппаратуру 13.

Устройство работает следующим образом.

Привод вращает приводной вал 1, на котором установлен контролируемый подшипник 2 скольжения. Посредством второго кольцевого электрода 7, нанесенного на поверхности пьезокерамической втулки 3, и генератора 8 вибровозбуждения в контролируемом подшипнике создается высокочастотный акустический поток, проходящий через подшипник и модулируемый зоной контак- . та скольжения. Если зона контакта поверхностей трения вала 1и вкладьппа 4 содержит дефект, то высокочастотный акустический сигнал, пройдя подшипник, изменяет свою амплитуду, по сравнению с высокочастотным сигналом, прошедшим бездефектный подшипник. Высокочастотный сигнал, прошедший подшипник, сни" мается вибропреобразователем посредством первого кольцевого электрода 5 и через противопомехавый фильтр 12 подается на регистрирующую аппаратуру 13. Зарегистрированный сигнал позволяет производить общую оценку состояния поверхностей трения подшипников скольжения.

Для локализации дефектов поверхностей трения по параметру подшипника скольжения включают второй генератор 11, который через фазовращающее устройство 10 сигнала подает низкочастотный сигнал (20...60 кГц) на четыре секционные электрода 6, расположенные по окружности на пьезокерамической втулке 3, внутри которой размещен тонкостенный вкладьпп 4 подшипника.

Фазовращающее .устройство 10 низкочастотного сигнала подает сигнал на секционные электроды 5 со смещением фаз и /2 друг относительно друга, вследствие чего противоположные друг другу секционные электроды под действием поданного напряжения сигнала вызывают изгибную деформацию и изменение формы по периметру поперечного сечения втулки 3 и вкладыша 4. Зто приводит к локализации контакта поверхностей вкладьппвал в одной зоне контакта, состояние которого (наличие дефектов) модулирует высокочастотный акустический по, ток, создаваемый генератором 8 вибровозбуждения через второй кольцевой электрод 7, нанесенный на поверхности пьезокерамической втулки 3, Смодулированный высокочастотный сигнал акустического потока, как и при общей оценке состояния поверхностей трения, с помощью кольцевого электрода 5 подается на цротивопомеховый фильтр 12 и далее на регистрирующую аппаратуру 13. Измеренный аппаратурой 13 сигнал позволяет произвести оценку состояния дефектности поверхностей трения подшипника в различных зонах контакта. Под действием бегущей волны, создаваемой фазовращающим устройством 10, зона контакта вкладьип-вал меняет свое местоположение, позволяя проконтролировать наличие дефектов по всему периметру подшипника, Предлагаемое устройство позволяет производить контроль дефектности поверхностей трения подшипника как прн вращении вала, так и в статике, а также повысить надежность работы и упростить конструкцию за счет исключения из устройства токосъемника и

1434308

Формула изобретения

Составитель В. Пучинский

Редактор Е. Копча Техред N.Õoäàíè÷ Корректор. И. Муска

Заказ 5547/44 Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 вибровозбудителя, устанавливаемого на приводном валу, и снабжения устройства вторым кольцевым электродом, нанесенным на невращающуюся пьезокерамическую втулку, имеющую первый кольцевой электрод и секционные электроды, и подключения второго кольцевого электрода к генератору вибровозбуждения. 1О

Устройство для контроля дефектов поверхностей трения подшипников сколь-15 жения, содержащее приводной вал для установки подшипника скольжения, генератор вибровозбуждения, вибропреобразователь, второй генератор, фазовращающее устройство, противо- щ помеховый фильтр, регистрирующую, аппаратуру, при этом вибропреобразователь выполнен в виде пьезокерами.ческой цилиндрической втулки, внутри которой соосно установлен тонкостенный вкладыш подшипника, на наружной поверхности втулки по ее периметру нанесены концевой электрод и четыре секционных электрода, равномерно расположенные по окружности кольцевого электрода, а на внутренней поверхности расположен общий электрод, при этом кольцевой электрод подключен через противопомеховый фильтр к регистрирующей аппаратуре, а секционные электроды подключены через фазовращающее устройство к второму генератору, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы устройства и упрощения конструкции, оно снабжено по наружной поверхности пьезокерамической цилиндрической втулки вторым кольцевым электродом, который подключен к ге» нератору вибровозбуждения.

Устройство для контроля дефектов поверхностей трения подшипников скольжения Устройство для контроля дефектов поверхностей трения подшипников скольжения Устройство для контроля дефектов поверхностей трения подшипников скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для контроля шарикоподшипников

Изобретение относится к машинам для испытаний шарнирных подшипников и может быть использовано в подшип- .никовой промьш1ленности

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для контроля подшипников, и МО-- жет быть использовано преимущественно для контроля подшипников собранных синхронных гистерезисных электрических двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промьшшенности и тложет быть преимущественно использовано для контроля состояния подшипников качения , Цель изобретения - увеличение Z / - ./«X CSNNSSNXSX N срока службы устройства

Изобретение относится к подшип- : никам и м.б

Изобретение относится к измерительной технике и м.б

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению- , и касается диагностики техническог о состояния подшипникового узла преимздцественно с подшипником скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при усталостных испытаниях подшипников качения

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх