Способ оценки технического состояния внутренней поверхности блока двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить точность оценки технического состояния . Задают т-ру охлаждающей жидкости и измеряют т-ру окружанщей среды. Нагревают охлаждающую жидкость до заданной т-ры и определяют величину т-рных деформаций выбранного сечения блока. Величину деформации сравнивают с их эталонным значением при заданной т-ре окружающего воздуха. Т-рное поле м.б. создано за,счет работы двигателя или путем подачи в систему охлаждения жидкости заданной т-ры. L 2 з.п. ф-лы, 2 ил. .

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (i9)SU(Ii) 4 7 15

А1 (51)4 G 01 М 15(00

СЯ)1 1;) ); l jQ .

) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ,И(ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,;;;"

И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОС,ТОЯНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ БЛОКА

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (21) 4019762/25-06 (22) 10.02.86 (46) 15.11.88. Бюл. У 42 (71) Вильнюсский инженерно-строительный институт (72) P.È. Жеромскас (53) 621.43-15(088 ° 8) (56) Бельских В.И. Диагностирование и обслуживание сельскохозяйственной техники. М.: Колос, 1980, с. 309. (57) Изобретение позволяет повысить точность оценки технического состояния. Задают т-ру охлаждающей жидкости и измеряют т-ру окружающей среды.

Нагревают охлаждающую жидкость до заданной т-ры и определяют величину т-рных деформаций выбранного сечения блока. Величину деформации .сравнивают с их эталонным значением при заданной т-ре окружающего воздуха. Т-рное поле м.б. создано за,счет работы двигателя или путем подачи в систему охлаждения жидкости заданной т-ры.

2 з.п. ф-лы, 2 ил.

1437715

Изобретение относится к эксплуатации и может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение точности оценки технического состояния.

На фиг. представлена зависимость вероятности F образования трещин в перемычках между посадочными гнездами гильз от температурных деформаций блока двигателя ЗИЛ-130; на фиг, 2 зависимость для определения ресурса блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 по критерию образования трещин в слу- !5 чае применения в системе охлаждения воды.

Способ осуществляют следующим образом.

Задают температуру охлаждающей 20 жидкости и измеряют температуру окружающей среды. Выбирают сечение блока цилиндров, удобное для определения его начальных размеров и температурных деформаций. 25

Нагревают охлаждающую жидкость до заданной температуры и определяют величину температурных деформаций . выбранного сечения Уу.

Оценку структурного параметра или 3Р состояния П определяют по формуле

П =(V -U ). К; К= " " " э кр где U — температурная деформация

Э выбранного сечения однотипного нового (эталонного) двигателя;

К вЂ” коэффициент пропорциональности параметра состояния;

П „ — максимальное значение парами кс метра состояния;

U „Π— критическое значение температурных деформаций, соответствующее моменту перехода блока цилиндров в нерабо- 45 тоспособное состояние.

U3, П «« n U <> определяют заранее эмпирически или вычисляют аналитически При заданных температурах охлаждающей жидкости и окружающей среды.

Оценку состояния блока цилиндров можно также осуществить по заранее составленному графику П=f(U ).

Основной причиной возникновения трещин в перемычках между посадочными

55 гнездами, т.е. увеличения величины F, является тенденция с увеличением наработки при одинаковых условиях охлаждения, характеризуемых температурой охлаждающей жидкости Т и температурой окружающей среды Т, уменьшения температурных деформаций блока цилиндров U, вызывающих рост контактных напряжений 6, в сопряжении гильза-посадочное гнездо, причем при определенном крчтическом значении температурных деформаций U=v конкр тактные напряжения С к достигают предела прочности материала блока цилиндров 6, и вероятность возникновения отказа (трещин) Г близка к единице. Для нового (эталонного ) двига- теля при тех же условиях охлаждения

U--!! — Uz, а вероятность отказа близка к нулю, Следовательно, для практического применения предлагаемого способа необходимо определение функциональной зависимости F=f(v), которая также является диагностической характеристикой технического состояния блока цилиндров по критерию образования трещин. Здесь F структурный параметр, а U — диагностический, На фиг. 1 представлена зависимость

F=f(U) для двигателя ЗЙЛ-130. Pеальная зависимость F=f(U) имеет криволинейный характер (фиг.1, кривая 1).

Однако для практических целей с определенной точностью можно считать ее прямолинейной (кривая 2, фиг.1) °

Прямолинейную диагностическую характеристику строят следующим образом.

Экспериментальным или аналитическим путем определяют величины U „ и кр

U для заданных нормальных температур охлаждающей жидкости T =85 С и о окружающей среды T=20 С, после че- го строят прямолинейный график зависимости F=f(U) с учетом того, что

F+a„c =f (13„, )=1 и Р „ „=f(va)=0.

Диагностирование блока цилиндров двигателя„ т.е, определение величины диагностического параметра — температурной деформации U, должно производиться при тех же условиях охлаждения, при которых был составлен график зависимости F=f(U). Величина структурного параметра F диагностируемого блока цилиндров может быть определена графически с использованием графика 2 (фиг. 1) или аналитически по формуле

9 (Э где К =

U -U з 377 — коэффициент пропорциональности вероятности отказа

F, определяемый эмпирически или вычисляемый аналитич ески; текущее значение

1 диагностического параметра.

На фиг.2 представлен график для определения ресурса Ь блока цилиндров двигателя ЗИЛ-130 по критерию образования трещин в перемычках поса- 15 дочных гнезд в случае применения в системе охлаждения природной воды (L p — полный пробег автомобиля с начала эксплуатации до наступления предельного состояния т,е. до Возник 2б новения отказа). Использованный ресурс L и остаточный ресурс Ь— структурный параметр, U — как и в прежнем случае диагностический.

Структурные параметры L H L A 25 также могут быть определены аналитически. Например, использованный ресурс .Ь может быть определен по т формуле

Ьт 30 где К„=Ь ф -U „

=tg - коэффициент пропорциональности использования ресурса, определяемый эмпирически или вычисляемый аналити-. чески. формула изобретения !. Способ оценки технического состояния внутренней поверхности блока двигателя внутреннего сгорания с жидкостной системой охлаждения, включающий создание температурного поля и оценку его параметров на наружной стенке блока при заданной температуре охлаждающей жидкости, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности, в качестве параметров температурного поля используют темпе- . ратурные деформации блока и сравнинают их с эталоном при заданной темпе- ратуре окружающего воздуха.

2. Способ по п. l, о т л и ч а юшийся тем, что создание температурного поля осуществляют за счет работы двигателя.

3. Способ по и. I, о т л и ч а юшийся тем, что создание темпераТурНого поля осуществляют путем подачи в систему охлаждения жидкости заданной температуры.

1437715

4в1

Составитехрь А. Аристов

Редактор А. Лежнина Техред М.яндык. Корректор Л.Патай тирам 847 Подписное

ВИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-Э5, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5883/41

Производственно-полиграфическое предприятие, r, Ужгород, ул, Проектная, 4

Способ оценки технического состояния внутренней поверхности блока двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния внутренней поверхности блока двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния внутренней поверхности блока двигателя внутреннего сгорания Способ оценки технического состояния внутренней поверхности блока двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительно-дорожной технике

Изобретение относится к испытательным стендам

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам определения надёжности восстановленных деталей конструкции в условиях эксплуатации после ее ремонта

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх