Транспортное средство повышенной проходимости

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Целью изобретения является уменьшение циркуляции паразитной мощности в приводе ведущих мостов и улучшение поворачиваемости на склоне при стабилизации остова в вертикальном положении . Транспортное средство содержит

союз сОВетских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К AST0PCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4293332/31-11 (22) 03.08.87 (46) 15.02.89. Бюл. В 6 (71) Белорусский политехнический ин- ститут (72) В.П.Зарецкий, П.А.Амельченко, В.С.Войтешонок и П.B.Степанюк (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1324872, кл. В 60 С 19/ 10, 1987.

„„SU„„45 252 А1 (51)4 В 60 G 19/10 В 60 К 17/36 (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОВЬППЕНной пРоходииости (5?) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Целью изобретения является уменьшение циркуляции паразитной мощности в приводе ведущих мостов и улучшение поворачиваемости на склоне при стабилизации остова в вертикальном положении. Транспортное средство содержит

1458252

25

30 остов 1, ходовую часть, шарнирно установленный на остове передний ведущий мост 23 с приводом от шестерни вторичного вала коробки перемены передач, задний ведущий мост, снабженный устройствами для перемещения колес каждого борта вниз от исходного положения в виде бортовых редукторов 5, 6. Промежуточная шестерня 25 привода переднего ведущего моста связана с эйициклической шестерней планетарного механизма, солнечная шестерня которого связана с карданной передачей 27 привода, а водило

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в трансмиссиях самоходных колесных машин, предназначенных для работы в горных условиях.

Целью изобретения является уменьшение циркуляции паразитной мощности в приводе ведущих мостов и улучшение поворачиваемости транспортного средства при стабилизации остова в вертикальном попожении.

На фиг,1 прецставлена схема предлагаемого транспортного средства до, вьппенной проходимости;,на фиг.2— схема работы устройства для перемещения колес каждого борта вниз от ис.ходного положения.

Транспортное средство повьппенной проходимости содержит остов 1 и ходовую часть (фиг. 1) „. Задний ведущий мост 2 транспортного средства снабжен устройством для поочередного в зависимости от направления склона перемещения левого 3 или правого 4 колес .вниз от исходного положения.

Устройство для перемещения колес 3 и 4 заднего моста выполнено в виде бортовых редукторов .5 и 6, содержащих по два шарнирно сочленнных между собой полых рычага соответственно

7, 8 и 9, 10. Первые из этих рыча» гов соответственно 7 и 9 левого и правого бортов транспортного средства своими свобоцными концами установлены с возможностью вращения кинематически связано с толкателем, установленным на остове с возможностью перемещения вдоль продольной оси симметрии транспортного средства, причем толкатель посредством цилиндрического шарнира связан с одним концом тяги, второй конец которой шаровым шарниром связан с левой и правой тягами, концы которых соединены посредством шаровых шарниров с соответствующими первыми рычагами редукторов левого и правого бортов. 2 ил. на остове 1, à вторые из них соответственно 8 и 10 содержат оси для крепления ведущих колес 3 и 4, которые с помощью зубчатых передач 11 и 12 соответственно связаны с ведущим валом 13 трансмиссии транспортного средства. Зубчатые передачи

11 и 12 представляют собой планетарные механизмы внешнего зацепления, установленные в полостях рычагов

7, 8 и 9, 10. Вторые рьиаги 8 и 10 содержат также тяги 14 н 15, одни концы которых шарнирами связаны с остовом 1, а другие концы — с кронштейнами 16 и 17 рычагов 8 и 10 (фиг.1 и 2). Первые рычаги 7 и 9 снабжены приводом поворота, включающим.гидроцилиндры 18 и 19 с запорными клапанами, гидравлические магистрали, источник 20 давления, маятник 2.1, управляющий гидрораспределителем 22.

На остове 1 шарнирно установлен передний ведущий мост 23 с приводом от шестерни вторичного вала 24 короб ки перемены передач. Привод переднего ведущего моста включает промежуточную шестерню 25, раздаточную коробку 26 и карданную передачу 27.

Промежуточная шестерня 25 привода связана с эпициклической шестерней 28 планетарного механизма раздаточной коробки 26, солнечная шестерня 29 которого связана с карданной передачей 27. Водило 30 планетарного

1458252 механизма раздаточной коробки 26 кинематически связано с толкателем 31, установленным на остове 1 симметрично относительно бортовых редукторов

5 и 6 с возможностью перемещения вдоль продольной оси транспортного средства. Упомянутая кинематическая связь водила 30 с толкателем 31 включает цилиндрическую шестерню, введен-10 ную в зацепление с зубчатым венцом водила 30, карданную передачу 32, пару конических шестерен 33 и 34, одна из которых 33 связана с карданной передачей 32, а другая 34 установле- 15 на на валу, жесто связанном с цилиндрической шестерней 35, введенной в зацепление с зубчатой рейкой, которая выполнена заодно с толкателем

31. Последний посредством цилиндри- 20 ческого шарнира соединен с одним концом тяги 36, второй конец которой шаровым шарниром связан с левой 37 и правой 38 тягами. Концы левой 37 и правой 38 тяг связаны с первыми 26 рычагами 7 и 9 соответственно редукторов 5 и 6 левого и правого бортов транспортного средства.

Транспортное средство повышенной проходимости работает следующим об- 30 разом.

При движении транспортного средства по горизонтальной опорной по .верхности остов 1 транспортного средства и маятник 21 занимают вертикальное положение. Маятник 21 удерживает золотник гидрораспределителя 22 в нейтральном положении, обеспечивающим сообщение гидравлических магистралей со сливом. Запорные 40 клапаны гидроцилиндров 18 и 19 заперты и гидроцилиндры удерживают рычаги левого 5 и правого 6 редукторов в исходном положении. Толкатель 31, связанный тягами 36, 37 и 38 с рычагами 7 и 9 редукторов 5 и 6,неподвижен, вследствие чего водило 30 планетарного механизма раздаточной короб-. ки 26, связанное кинематически с толкателем 31, заторможено. Передаточное число планетарного механизма раздаточной коробки 26 при заторможенном водиле 30 подобрано с учетом передаточного числа передач от вала

24 к колесам 3 и 4 заднего моста 2

55 транспортного средства таким образом,, нтобы конструктивное кинематическое несоответствие межосевого привода равнялось нулю. При этом циркуляция паразитной мощности в приводе ведущих мостов отсутствует.

При въезде транспортного средства колесами одного из бортов, например правого на наклонную опорную поверхность остов 1 получает некоторый поперечный крен. Маятник 21, продолжая под действием силы тяжести занимать вертикальное положение, перемещает золотник гидрораспределителя

22 в такое положение, в котором к ис- точникуу 20 давления подключаются штоковая полость левого гидроцилиндра 18 и бесштоковая полость гидроцилиндра 19, асо сливом сообщены бесштоковая полость гидроцилиндра

18 и штоковая полость гидроцилиндра

19. Шток правого гидроцилиндра 19 остается в крайнем выдвинутом (исход- . ном) положении, а шток левого гидроцилиндра 18 под действием давления рабочей жидкости, втягиваясь в кор-! пус гидроцилиндра 18, поворачивает рычаг 7, а тяга 14, шарнирно связанная с остовом 1, поворачивает рычаг

8, обеспечивая перемещение колеса

3 вниз относительно остова 1, а, следовательно, и стабилизацию остова 1.

В процессе стабилизации имеет место относительное перемещение осей планетарного механизма 11 левого бортового редуктора 5, отсутствующее при движении транспортного средства по горизонтальной опорной поверхности.

Указанное относительное перемещение осей приводит к обкату шестерен планетарного механизма 11 и изменению угловой скорости вращения выходного звена планетарного механизма 11, т.е. вала, связанного жестко с колесом

З.При принятом изменении наклона опоркой поверхности (транспортное средство въезжает на склон колеса правого борта) заднее колесо 3 получает приращение угловой скорости, в то время как угловая скорость правого колеса 4 остается без изменения.

При этом средняя скорость колес заднего моста 2 увеличивается, но к возникновению циркуляции паразиткой мощности в приводе ведущих мостов это ие приводит, так как при повороте рычага 7 бортового редуктора 5 толкатель 31, связанный с рычагом 7 посредством тяг 35 и 37, перемещается. При этом водило 30 планетарного механизма раздаточной коробки 26 по лучает вращение благодаря кинемати458252

ЗО

5 1 ческой связи с толкателем 31 посредством карданной передачи 32, конической пары шестерен 33 и 34, пары рейка толкателя 31 — шестерня 35.

Направление вращения водила 30, передаточные числа упомянутой кинематической связи и планетарного механизма раздаточной коробки 26 при вращающемся водиле 30 подобрано таким образом, чтобы изменение угловой ско рости колес -переднего моста 23 при стабилизации соответствовало измене( нию средней угловой скорости колес заднего моста 2,При дальнейшем возастании угла склона устройство работает аналогичным обраеои.

Как только остов 1 займет на наклонной опорной поверхности вертиальное положение, маятник 21 возратит золотник распределителя 22 нейтральное положение, обеспечив ообщение источника 20 давления со ивом. Запорный клапан левого гидоцилиндра 18 в этом случае.удерживает шток гидроцилиндра, а вмете с ним рычаги 7 и 8 и колесо 3 положении, обеспечивающем вертиальное положение остова 1 транспортого средства. Шток правого гидроиндра 19 остается в исходном по 1ожении. Оси планетарных механизмов

1!1 и 12, а также водило 30 планетарного механизма раздаточной коробки

26 неподвижны. Привод колес переднего 23 и заднего 2 ведущих мостов работает так, как и при движении транспортного средства по горизонтальной опорной поверхности.

При уменьшении угла склона маятн як 21 перемещает золотник распределителя 22 в положение, когда с источнИком давления сообщена бесштоковая полость левого гидроцилиндра 18 и шгоковая область гидроцилиндра 19, а со сливом — штоковая полость гидр >цилиднра 18 и бесштоковая полость гидроцилиндра 19. В результате шток левого гидроцилиндра 18 под действиеи давления рабочей жидкости и веса транспортного средства, приходящегося на левое колесо 3 заднего моста 2, выдвигается из гидроцилиндра

18 и поворачивает рычаг 7. Одновременно с рычагом. 7 поворачивается ры" чаг 8, перемещая колесо 3 вверх от- носительно остова 1 транспортного средства, обеспечивая стабилизацию остова 1. Направление обката шесте- рен планетарного механизма 11 левого бортового редуктора 5 противопо. ° ложно тому, которое было при увеличении угла склона. Поэтому угловая скорость вращения колеса 3 уменьшается по сравнению с его скоростью при движении транспортного средства по горизонтальной опорной поверхности или при постоянном угле склона. Угловая скорость вращения правого колеса 4 по-прежнему ос-ается без изменения, а средняя скорость колес заднего моста 2 также уменьшается.

Направление перемещения толкателя

31 противоположно по сравнению с его перемещением при увеличении угла склона, что приводит к такому вращению водила 30 планетарного механизма раздаточной коробки 26, при котором скорость вращения колес переднего моста 23 уменьшается по сравнению с режимом движения транспортного средства по горизонтальной опорной поверхности или при постоянном угле склона.

Таким бразом, снижение средней угловой скорости колес заднего моста

2 транспортного средства при стабилизации в случае уменьшения угла склона соответствует уменьшению скорости вращения колес переднего моста 23.

При въезде трактора на наклонную опорную поверхность колесами левого борта работа устройства аналогична.

Различие состоит в том, что в этом случае как при увеличении, так и при уменьшении угла склона неподвижным относительно остова 1 остается левое колесо 3 заднего моста 2 транспортного средства, а перемещение получает колесо 4. При перемещении колеса 4 вниз относительно остова

1 (при увеличении угла. склона) его угловая скорость увеличивается. Перемещение толкателя 31, благодаря связи с рычагом 9 посредством тяг 36 и 38, приводит к возникновению вращения водила 30 планетарного механизма раздаточной коробки 26, с которой толкатель 31 имеет кинематическую связь. Вращение водила 30 со- провождается изменением передаточного числа планетарного механизма раздаточной коробки 26 и увеличением угловой скорости колес переднего моста 23.При перемещении колеса 4 относительно остова 1 (уменьшение

14582

Формула изобретения

Транспортное средство повышенной проходимости, содержащее остов, ходовую часть, шарнирно установленный на остове передний ведущий мост с угла склона) его угловая скорость уменьшается. Устройство обеспечивает соответствующее уменьшение угловой скорости колес переднего ведуще5 го моста 23. Так как толкатель 31 установлен симметрично относительно редукторов 5 и 6 и их рычагов 7 и

9, то изменению угловой скорости задних колес в процессе стабилизации 10 всегда будет соответствовать изменение угловой скорости передних колес, причем независимо от того, какое из колес заднего моста 2 получает перемещение, т.е. независимо от направления наклона опорной поверхности.

Таким образом, в предлагаемом транспортном средстве повышенной проходимости при движении по горизонтальной поверхности или по наклон- 20 ной опорной поверхности с постоянным углом склона, а .также при стабилизации транспортного средства в вертикальном положении, как при увеличении угла склона, так и при его 25 уменьшении, что всегда имеет место при повороте транспортного средства на склоне, обеспечивается кинематически согласованный режим работы переднего 23 и заднего 2 ведущих мостов, причем независимо от направления наклона опорной поверхности. Это позволяет уменьшить циркуляцию паразитной мощности в приводе ведущих мостов, что обеспечивает снижение затрат мощности иа передвижение транспортного средства на склоне, улучшить поворачиваемость и топливную экономичность, снизить износ шин.

52 8 приводом от коробки перемены передач, промежуточной и карданной передач, задний ведущий мост, снабженный устройством для перемещения колес каждого борта вниз от исходного положения с бортовыми редукторами,.содержащими по два шарнирно сочлененных полых рычага, первый из которых своим свободным концом установлен с воэможностью вращения на остове транспортного средства и снабжен приводом "поворота, а второй содержит ось для крепления ведущего колеса,кинематически связанную с ведущим валом трансмиссии транспортного средства с помощью зубчатой передачи, размещенной в обоих рычагах, и тягу, один конец которой шарнирно связан с остовом, а другой — с кронштейном редуктора, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения циркуляции паразитной мощности в приводе ведущих мостов и улучшения поворачиваемости транспортного средства при стабилизации остова в вертикальном положении, промежуточная шестерня привода переднего ведущего моста связана с эпициклической шестерней планетарного механизма, солнечная шестерня которого связана с карданной передачей привода, а водило кинематически связано с толкателем, установленным на остове симметрично относительно бортовых редукторов с возможностью перемещения вдоль продольной оси транспортного средства, причем толкатель посредством цилин-. дрического шарнира соединен с одним концом тяги, второй конец которой шаровым шарниром связан с левой и правой тягами, концы которых шаровыми шарнирами связаны с соответствующими первыми рычагами редукторов левого и правого бортов.

1458252

Составитель С.Белоусько

Техред JI.цлидиык Корректор С.Черни

Редактор Ю.Середа

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

»«» \

Заказ 312/22 Тираж 527 Подписное

BHHH1IH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб °, д. 4/5

Транспортное средство повышенной проходимости Транспортное средство повышенной проходимости Транспортное средство повышенной проходимости Транспортное средство повышенной проходимости Транспортное средство повышенной проходимости Транспортное средство повышенной проходимости 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тракторному машиностроению, а именно к системам автоматического управления приводом ведущих мостов многоосной тяговой машины

Изобретение относится к приводам ведущих колес транспортных средств и может быть использовано в автотракторном, транспортном и дорожно-строительном машиностроении

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции рессорного подвешивания тележки локомотива

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к крутосклонным тракторам с поворотными телескопически выдвигающимися бортовыми редукторами

Изобретение относится к устройствам автоматического поддержания вертикального положения транспортных средств, преимущественно горных сельскохозяйственных тракторов и самоходных мобильных машин на склоне

Изобретение относится к устройствам для стаби.:1изации горизонта.чьнок) по

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в механизмах выравнивания нагрузки

Изобретение относится к тракторному и сельскохо;1ЯЙстве11Н()му маи1 и построению, преимущественно к транспортным средствам для работы на склонах

Изобретение относится к подвескам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для блокировки подвески шасси автомобильного стрелового крана
Наверх