Судовой движитель

 

Изобретение относится к судостроению, а более конкретно к судовым движителям, работающим с использованием эффекта Магнуса. Целью изобретения является повышение эффективности работы движителя путем увеличения площади рабочей поверхности. Судовой движитель содержит роторы, установленные на судне 1 симметрично его диаметральной плоскости В-В с возможностью вращения вокруг своих вертикальных осей. Роторы выполнены в виде приводных 2, натяжных 3 и промежуточных 4 шкивов, которые снабжены цилиндрическими шестернями, на которые надеты зубчатые приводные ремни 6. Приводные ремни соединены с бесконечной гибкой лентой 7, выполненной с закрепленными на ее внешней стороне лопастями 8. Судовой движитель содержит также каркас 9 с установленными на нем осями шкивов. Каркас закреплен на отдельной для каждой группы роторов поворотной раме, которая установлена с возможностью вращения вокруг вертикальной оси. Роторы судового движителя могут устанавливаться в различные положения друг относительно друга в зависимости от направления ветра и курса судна. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (su 4 В 63 Н 9 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4197321/27-11 (22) 18.02.87 (46) 23.04.89. Бюл. № 15 (75) Ч.-К.А. Будревич (53) 629.124.7 (088.8) (56) Изобретатель и рационализатор.—

1985, № 6, с. 23. (54) СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ (57) Изобретение относится к судостроению, а более конкретно к судовым движителям, работающим с использованием эффекта Магнуса. Целью изобретения является повышение эффективности работы движителя путем увеличения площади рабочей поверхности. Судовой движитель содержит роторы, установленные на судне 1 симметрично его диаметральной плоскости В-В с возможностью вращения вокруг своих верти„„SU„„1474026 д 1 кальных осей. Роторы выполнены в виде приводных 2, натяжных 3 и промежуточных

4 шкивов, которые снабжены цилиндрическими шестернями, на которые надеты зубчатые приводные ремни 6. Приводные ремни соединены с бесконечной гибкой лентой 7, выполненной с закрепленными на ее внешней стороне лопастями 8. Судовой движитель содержит также каркас 9 с установленными на нем осями шкивов. Каркас закреплен на отдельной для каждой группы роторов поворотной раме, которая установлена с возможностью вращения вокруг вертикальной оси. Роторы судового движителя могут устанавливаться в различные положения друг относительно друга в зависимости от направления ветра и курса судна.

3 ил.

1474026

Формула изобретения

Изобретение относится к судостроению, конкретно к судовым движителям, работающим с использованием эффекта Магнуса.

Цель изобретения — повышение эффективности работы движителя путем увеличения площади рабочей поверхности.

На фиг. 1 показан судовой движитель при следовании судна курсом в направлении ветра, вид сверху; на фиг. 2 — то же, при следовании судна под ветром со стороны левого борта; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 1.

Судовой движитель содержит роторы, установленные на судне 1 симметрично его диаметральной плоскости В-В с возможностью вращения вокруг своих вертикальных осей. Роторы выполнены в виде приводных 2, натяжных 3 и промежуточных 4 шкивов, которые снабжены цилиндрическими шестернями 5, на которые надеты зубчатые приводные ремни 6. Приводные ремни соединены с бесконечной гибкой лентой 7, выполненной с закрепленными на ее внешней стороне лопастями 8. Судовой движитель содержит также каркас 9 с установленными на нем осями шкивов. Каркас закреплен на отдельной для каждой группы роторов поворотной раме 10, которая установлена с возможностью врашения вокруг вертикальной оси 11. Движитель содержит также реверсивный электродвигатель 12, соединенный через червячный редуктор 13 и звездочку 14 на его тихоходном валу с цевочным колесом 15, закрепленным на палубе, реверсивные пускатели 16 и контроллеры 17 для управления питанием от генератора судна (не показан) соответственно электродвигателем

12 и электродвигателем, встроенным в приводной шкив 2 через токосъемные кольца

18, закрепленные на оси 11 и оси шкива 2, и сопряженные с ними щетки 19, установленные на каркасе. Движитель содержит также катки 20, закрепленные на раме для качения ее по цевочному колесу при поворотах вокруг оси 11.

Судовой движитель работает следующим образом.

Если направление ветра совпадает с курсом судна, то роторы устанавливаются в положение, показанное на фиг. 1, причем лопасти 8 на бесконечных гибких лентах

7 перемещаются в одну сторону навстречу ветру. При этом лопасти отгибаются ветром от лент, что также увеличивает площадь рабочей поверхности роторов. Поочередная установка роторов в указанное положение осуществляется контроллером, который вклю чает электродвигатель 12. Вращение вала электродвигателя через редуктор 13 передается звездочке 14, которая, обегая сцепленное с ней цевочное колесо 15, заставляет поворотную раму 10 катиться с по5

10 l5

40 мощью катков 20 по колесу 15 и поворачиваться с роторами вокруг оси 11. При этом подача тока к электродвигателю 12 от пускателя или контроллера производится через пустотелую ось 11, ее токосъемные кольца 18 и щетки 19, закрепленные на раме 10. Затем пускателем или контроллером включаются электродвигатели, вмонтированные в приводные шкивы 2, которые через шестерни 5 и приводные ремни 6 вращают бесконечную ленту 7 с лопастями

8. Смежные ветви лент 7 роторов перемешаются при этом в одну сторону навстречу ветру, а внешние ветви — в направлении ветра. Под действием ветра лопасти 8 на смежных ветвях отгибаются от лент 7, увеличивая их рабочие поверхности.

Движение ветвей ленты 7 в противоположные стороны создает известный эффект

Магнуса, т.е. избыточное давление воздуха на ветвь, движущуюся навстречу ветру.

Это избыточное давление воздуха складывается с силой давления ветра на те же ветви лент 7, как на неподвижные паруса, и передается на корпус судна через шкивы 2 — 4, каркас 9, раму 10 и ось 11. Часть сил от роторов взаимно уравновешивается, а другая, направленная по ветру, создает силу тяги судна. Когда роторы находятся в положении, показанном на фиг. 1, между ними образуется клинообразное пространство, приводящее к увеличению в нем скорости ветра, что также способствует повышению эффективности работы роторов. При боковом ветре, например, со стороны левого борта судна роторы устанавливают в положение, показанное на фиг. 2. В этом случае угол встреч:: ветра с лентами 7 может уменьц:иться до нуля, однако результирующая сила будет направлена по курсу судна.

При отсутствии ветра ленты 7 роторов поворотом рам 10 устанавливаются параллельно плоскости В-В и все электродвигатели выключаются. При выключении электродвигателей 12 ра мы 10 затормаживаются.

Тормозами служат червячные редукторы 13.

Судовой движитель, содержащий установленные на палубе симметрично диаметральной плоскости судна роторы и приводы их вращения, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы путем увеличения площади рабочей поверхности, каждая группа расположенных симметрично диаметральной плоскости судна роторов установлена на отдельной поворотной раме, при этом роторы группы выполнены в виде приводных, натяжных и промежуточных шкивов, соединенных бесконечной гибкой лентой, снабженной с внешней стороны лопастями.

1474026

А-А

Фиг,у

Соста в и тель A. Петр1 х и н

Редактор И. Горная Техред И. Верес Корректор Л. Пата и

Заказ !826/16 Тираж 374 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4,5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Судовой движитель Судовой движитель Судовой движитель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , а именно к судовым роторрым двигателям, использующим для движения судна ветровую энергию

Изобретение относится к судостроению , в частности к судовым аэродинамическим движителям

Изобретение относится к судо- ,строению, в частности к способам (управления тягой судового роторного ветродвижителя

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судовым движителям, использующим энергию ветра

Изобретение относится к судостроению и касается строительства роторных судов

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции судовых парусно-роторных движительных комплексов, использующих энергию ветра

Изобретение относится к области транспортной технике, а именно к тяговым устройствам, основанным на использовании эффекта Магнуса

Изобретение относится к водному и авиационному транспорту, а также к гидро- и ветроэнергетике и может быть использовано при конструировании силовых приводов водных и авиационных транспортных средств

Изобретение относится к ветроэнергетике, в частности к судостроению, а именно к судовым роторным двигателям, использующим для движения судна экологически чистую ветровую энергию, а также может быть использован для спортивных целей, развлечения и отдыха на воде

Изобретение относится к парусному судостроению и может быть применено при проектировании и изготовлении высокоэффективных мягких парусов, имеющих форму крыла

Изобретение относится к судостроению и ветроэнергетике ,в частности, к конструированию роторных тяговых и управляющих устройств, использующих эффект Магнуса
Наверх