Зубошлифовальный станок

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству зубчатых конических колес, преимущественно зубошлифованием. Целью изобретения является расширение технологических возможностей за счет создания условий обработки различных видов колес при коррекции обката. Зубошлифовальный станок для конических колес содержит размещенную на станине 1 люльку 2 с приводом 3 обкатки, ползун 4, поворотный сектор 5 со шпинделями 6 и 7, сменный инструментальный узел 8, механизм 9 осевого перемещения, связанный с люлькой 2 механизмом обката деления. Кулачок механизма коррекции размещен на люльке, а толкатель - на его корпусе, размещенном с возможностью поворота вокруг своей оси. На толкателе расположена направляющая с фигурным пазом, взаимодействующим с роликом рычага. На секторе 5 могут быть установлены два шпинделя для закрепления двух изделий. Имеется вариант выполнения инструментального узла с двумя шпинделями. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

„.80„„15814 1) В 23 F 5/00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4220710/40-08 (22) 31.03. 87 . (46) 30.07.90. Бюл. Р 28 (72) В.Г.Лысяков (53) 621.924.6 (088,8) (56) Кедринский В.Н. и др. Станки для обработки конических зубчатых колес. M.: Машиностроение, 1967, с. 528-529, (54) ЗУБОЙЛИ ОВАЛЬНЪ|Й СТАНОК (57) Изобретение относится к машино2 строению, в частности к производству

1 зубчатых конических колес преимущественно зубошлиАованием. Целью изобре, тения является расширение технологических возможностей за счет создания условий обработки различных видов колес при коррекции обката. Зубошлифовальный станок для конических колес содержит размещенную на станине 1 люльку 2 с приводом 3 обкатки, ползун 4, поворотный сектор 5 со шпинделями 6 и 7, сменный инструментальный

1581488 узел 8, механизм 9 осевого перемещения, связанный с люлькой 2 механизмом обката деления. ° Кулачок механизма коррекции размещен на люльке, а толкатель — на его корпусе, размещенном с воэможностью поворота вокруг своей оси. На толкателе расположена наИзобретение относится к машиностроению, в частности к производству зубчатых конических колес, преИмущественно эубошлифованием.

Целью изобретения является расширение технологических воэможност и за счет создания условий обработки различных видов колес при коррекции обката.

На Аиг. t показан станок, общий вид; на Аиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на Аиг. 3 — инструментальный узел с 25 двумя .коническими кругами; на

Аиг. 4 — вид Б на Аиг. 2; на фиг. 5 инструментальньп узел с двумя шлифовальными кругами для конических .колес с круговым зубом; на Аиг. 6 — 30 вид Б на фиг. 5; на Аиг. 7 — механизм коррекции обката; на Аиг. 8— вид Г на Аиг. 7.

ЗубошлиАовальный станок для конических колес содержит станину 1, I

35 люльку 2, привод обкатки 3 люльки 2, полэун 4, поворотный сектор 5 со шпинделями б и 7, сменный инструментальньп узел 8, механизм осевого перемещения 9 люльки 2, механизм кор- 40 рекции обката 10 (покаэан на фиг. 7 и 8), механизм обката и деления, включающий опорное коническое колесо 11, расположенное соосно с люлькой 2, коническую шестерню 12, рас- 45 положенную на люльке, коническое колесо t3 на шпинделе,б и 7, коничес кую шестерню 14, конические шестерни 12 и 14 соединены гитарой сменных колес 15 — 17.

Полэун 4 установлен в направляю. 50 щей 18 станины 1. Ползун 4 выполнен с центральным отверстием, в котором расположено опорное коническое колесо 11, в верхней части ползуна имеется резьбовая нарезка 19, в нижней части полэуна выполнена ось 20, на которую на подшипниках 21 .установлена люлька 2. правляющая с фигурным пазом, взаимодействующим с роликом рычага. На секторе 5 могут быть установлены два шпинделя для закрепления двух иэделий.

Имеется вариант выполнения инструментального узла с двумя шпинделями.

2 з.п. ф-лы, Я ил. !

11юлька 2 имеет центральное отверстие, в которое посажены подшипники 21, перпендикулярно центральному отверстию выполнена секторная расточка, в которую установлена круговая направляющая 22, паз последней сопряжен с выступом 23 поворотного сектора

5, расположенного между направляющей

22 и крышкой 24..Крышка 24 имеет прижимы 25, выполненные в виде прорезей, окно 26 для прохода хвостовика шестерни t4, окно 27 для наблюдения эа нониусом. Соосно центральному отверстию люльки 2 установлено приводное зубчатое колесо 28.

В поворотном секторе 5 выполнены расточки, в которых установлены на подшипниках 29 шпиндели 6 и 7, снабженные тормозом 30. В шпиндели 6 и 7 вставлена оправка 31, на которой носажена шестерня 32 или колесо 33.

Йеханизм осевого перемещения 9 люльки 2 состоит из червячной пары

34, колесо которой выполнено в виде гайки, взаимодействующей с резьбовой . нарезкой 19 ползуна 4, гайка-червячное колесо опирается на упорный подшипник 35, а червяк соединен с электроприводом 36. Вал 37 опорного колеса 11 соединен жестко с рычагом 38, который взаимодействует с электромагнитом 39 (или гидроцилиндром) выборки зазора.

Механизм коррекции обката 10 содержит поворотный корпус 40, установленный на шейке полэуна 4, для этого корпус 40 имеет кронштейны 41 и 42.

Б корпусе 40 установлен подвижный толкатель 43, палец 44 которого взаимодействует с кулачком 45 на люльке 2. На толкателе 43 расположена поворотная направляющая 46 на оси 47.

В направляющей 46 имеется паэ 48, который взаимодействует с роликом 49 рычага 50, установленного на валу 37.

Корпус 40 может быть соединен с

15814 электромагнитом 39(или гидроцилиндром)выборки зазора.

Инструментальный узел 8 содержит плиту 51, на котором смонтированы поворотные рычаги 52, на которых расположены наклонные направляющие

53, снабженные ползунами 54. На ползунах 54 установлены кронштейны 55 с круговой направляющей 56 на котой

10 рую устанавливается шлифовальная головка с кругом 57. Привод ползунов

54 и механизм правки кругов на фигурах не показаны.

Инструментальный узел 58 для шлифовки двумя коническими кругами со15 держит поворотную плиту 59 с поворотными секторами 60, на наклонных направляющих 61 которых расположены ползуны 62. На ползунах 62 расположены шлифовальные головки 63 с кругом 64. Сектора 60 смонтироваI

Hb1 на оси 65,, а поворотные направляющие 61 смонтированы на осях 66. На кронштейнах 67 и 68 смонтирован гид. роцилиндр 69. Привод ползунов 62 и механизм правки кругов не показаны.

Инструментальный узел 70 для шлифования криволинейного зуба (фиг 5 и 6) содержит на оси 71 поворотные сектора 72, несущие ползун 73, соединенный винтом .74 с маховиком 75.

На ползуне 73 установлен механизм качания 76 шлиАовальной головки 77 с кругом 78 вокруг оси 79.

Передаточное число кбнических 35 . пар колеса 11 и колеса 13 одинаково.

Станок работает следующим образом.

В зависимости от способа обработки и Аормы зуба конического колеса 40 (шестерни) устанавливается соответствующий инструментальный узел 8, 58, 70 или какой-либо другой. В шпиндель 6 устанавливается шестерня 32, этот шпиндель может быть выполнен 45 меньших размеров, чем шпиндель 7 для

:, колеса 33. Шпиндель 6 допускает установку шестерни 32 по углом начального конуса (P „„ (фиг. 1), устанавливается угол начального конуса 50 шестерни 32 или р„ колеса 33 по нониусу в окне 27 путем поворота сектора 5, который зажимается приляма—

-ми 25. Устанавливается угловое положение и осевое шестерни 32 (колеса . 55 . 33) путем, например, соответствующей конструкции оправки 31.

Устанавливается режим движения люльки 2 настройкой привода 3, а

88 d также положение люльки по высоте . электроприводом 36 и режим. вертикального движения ползуна 4 при об работкее. Подбираются и устанавливаются сменные колеса 15 — 17. Число зубьев колеса 15 берется равным числу зубьев плоского колеса (круглой рейки) 7. = 7.е + 2ек, где 2е— число зубьев шестерни 32, Z — число зубьев колеса 33.

Эта формула справедлива для ортогональной передачи, т.е. для передачи с углом между осями 90 . Число зубьев 7. получается дробным и оно округляется до целого числа Ес.

Число зубьев колеса 17 берется равным 2 или Z . Колесо 16 паразитное.

Настраивается инструментальный узел: устанавливается число двойных ходов ползуна 54, угол ножки зуба >„, угол между секторами 8, угол исходного контура (и другие параметры в зависимости от применяемого инструментального узла. Станок работает по теоретически точной схеме плоского производящего колеса.

Поскольку число зубьев колеса 15

Е округлено, то это необходимо ком( пенсировать установкой угла р направляющей 46. При вращении по стрелке Е (Аиг, 8) передаточное число при наклоне против часовой стрелки уменьшается.

После проведения всех подготови тельных операций включается привод

3 и начинается вращение люльки 2, движение ползунов 54 и вращение шлифональных кругов шлиАовальной головки 57. При вращении люльки 2 вместе с ней вращается коническая шестерня

12, обкатываясь вокруг опорного колеса 11.

От конической шестерни 12 вращение передается через гитару сменных колес 15 — 17 конической шестерне 14 и от нее колесу 13, сидящему на шпинделе 7, при этом шпиндель все время притормаживается тормозом 30, это необходимо, чтобы кинематическая цепь была в постоянном натяжении.

При вращении люльки 2 шлифуемое колесо 33 вращается вместе с ней вокруг оси ОС и одновременно вокруг своей собственной оси ОМ, совпадающей с осью шпинделя 7, и для правильного зацепления начальный конус колеса с учетом р< должен обкатываться без скольжения IIo начальному

1 . конусу плоского производящего колеса, 1581488 образованного инструментом — шлифовальными кругами. Начальный конус плоского производящего колеса проходит через плоскость, перпендикулярную

5 оси ОС, а линия OH принадлежит этому конусу. Угол начального конуса плоского производящего колеса (= 90 о

При прохождении шлифуемого, колеса над инструментом скорость вращения люльки 2 замедляется. Это обеспечивается автоматикой станка и конструкцией привода обкатки 3, например, с применением регулируемого электродвигателя постоянного тока, скоросгь рабочего вращения люльки примерно в

3-4 раза меньше холостого. Через один оборот люльки к инструменту подходит уже другой зуб. Чтобы прошлиАовать все зубья, число зубьев шлиЬуемого колеса Z „ и число зубьев шестерни 15 Х не должны иметь общего множителя.

П р и м е. р. Пусть, например, требуется настроить станок для обра- 25 ботки ортогональной конической.пары Е = 14 Е = 29, определим Е .=

14 + 29 = 32,202.

Если принять .Е = 32 как ближайшее число, то зубья шестерни будут обрабатываться через зуб.

Г

В данном случае Ес = ЗЗ, обеспечит деление и обкат как для шестерни, так и для колеса. Через количество оборотов люльки, равное Е, будут отшлифованы все зубья, после этого ползун 4 опускают, Для этого включается привод 36 механизма осевого перемещения 9 и червячная пара вращается, а червячное колесо, взаимодей40 ствуя с .резьбовой нарезкой 19 опускает (поднимает) ползун 4, а вместе с ким люльку 2, происходит второй проход. Количество. проходов зависит от припуска на шлифовку и коробления .

45 при термообработке. По окончании всех проходов станок отключается, а пол! зун 4 с люлькой отводятся до крайнего верхнего положения. Величина угла обката, на котором замедляется вращение люльки в 3-4 раза, составляет около 90, на этом же угле про0 исходит и коррекция скорости обката.

Кроме описанного. режима работы станок позволяет и такой режим, как возвратно-вращательное движение люль-55. ки на угол обката около 90 со снятием большего припуска материала с одного зуба, затем полный оборот люльки и деление соответственно, обработка другого зуба и т.д. При такой схеме число двойных качаний люльки в одном зубе зависит от величины сниМаеМого слоя,и может определяться asтоматически, например по току электродвигателя шлиАовального круга (или по искре и т.п.).Если припуск будет распределен неравномерно по зубьям колеса то все равно холостых качаний люльки не будет, Окончательный проход обработки зубьев можно провести по схеме кругового неравномерного вращения люльки. При качательном движении люльки в работу вступает механизм выборки зазора, состоящий пз рычага 38,,жестко соединенного через вал 37 с опорным колесом 11, и электрсмагнита 39. При реверсе вращения люльки электромагнит 39 поворачивает на необходимый угол за рычаг 38 опорное колесо 11. Величина этого поворота регулируется при настройке станка, а момент поворота колеса 11 обеспечивается автоматикой станка.

Для правильного зацепления начальный конус колеса должен без скольжения обкатываться по производящему колесу с числом зубьев Е, которое чаще всего является не целым числом. Очень важно, чтобы обкат без скольжения происходил в момент обработки зуба, а эта обработка происходит на угле не более 90 поворота люльки, следовательно, на этом угле и надо синхронизировать вращение обрабатываемого колеса вокруг оси OH с вращением люльки. Эта синхронизация достигается механизмом коррекции обката 10. Он работает следующим образом.

При вращении люльки, например, по стрелке Е палец 44 толкателя 43, взаимодействуя с кулачком 45, движется вместе с толкателем 43 вниз (собственным весом или пружиной). При движении толкателя 43 вниз ролик 49 рычага 50> взаимодействуя с пазом 48, поворачивает рычаг 50 в том же направлении, в котором вращается люлька, т.е. по стрелке Е, колесо И также поворачивается в этом направлении и уменьшает скорость вращения колеса 33 вокруг оси 0N.

Если направляющую 46 повернуть по часовой стрелке, то колесо 11 будет получать поворот в сторону, ш ютиво5

55

158 положную вращению люльки, и скоростьвращения колеса 33 вокруг оси ОМ увеличивается. При сходе пальца с кулачка 45 механизм коррекции обката исключается из работы. Поворотный корпус 40 механизма коррекции соединен с электромагнитом. 39 выборки зазора при реверсе вращения люльки.

Направление и величина коррекции обката в основном зависят от направления и величины поворота направляющей 46, т.е. от угла p .

Инструментальный узел 58 работает следующим образом.

Устанавливается угол между кругами О, угол ножки зуба ), осевое н ,положение кругов 64 так, чтобы оба касались одной стороны зуба, угол поворота плиты у, число двойных хо- . дов ползунов. После шлифования одной стороны зуба колеса поворотная плита 59 поворачивается гидроцилиндром 69 на угол г, а круги в шлифовальных головках получают смещение и начинают шлифовать другую сторону зуба. Здесь шлифуются одновременно две одноименных стороны разных зубьев.

Инструментальный узел 70 служит для шлифования криволинейного зуба двумя кругами, один круг шлифует правую сторону, другой — левую. При этом конструкция колеса должна обеспечивать расположение двух шлифовальных кругов. Сектора 72 устанавливаются на необходимые углы, а маховиком 75 устанавливается радиус расположения круга. При работе шлифовальная головка 77 с кругом 78 может покачиваться вокруг оси 79.

На фиг. 1 угол расположения шпинделей йа поворотном секторе 5

90", это позволяет при небольшом угле поворота сектора 5 обрабатывать на станке шестерни и колеса в широком диапазоне угла начального конуса ц.

Если на станке угол о выполнить равным 180-2Ц„, то можно одновременно обрабатывать две шестерни, что повысит производительность станка.

Возможны и другие исполнения станка. В станке люлька является своеобразным ротором. Расположение люлькиротора 2 на ползуне 4, а поворотного

1488 1П сектор» 5 со шпинделчми изделия 6-7 на люльке упрощает конструкцию cTBhKB, позволяет его выполнить в вертикальном исполнении.

Короткая и совмещенная кинематическая цепь обката и деления позволяет без отвода инструмента от обрабатываемого изделия производить обработку всех зубьев, механизм коррекции обката позволяет изменением угла наклона направляющей исправлять пятно контакта — это позволяет повысить точность обработки.

Формула изобретения

1 ° Зубошлифовальный станок, на станине которого размещены люлька с эксцентрично расположенным шпинделем и механизмом его осевого перемещения, механизм обката-деления, имеющий привод, бабка со шпинделем,.механизм коррекции обката, включающий корпус с кулачком и контактирующий с ним толкатель с роликом, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей, механизм осевого перемещения связан с люлькой механизмом обката-деления, кулачок механизма коррекции размещен на люльке, а толкатель — на его корпусе, востановленном с возможностью поворота вокруг своей оси, при этом станок снабжен размещенным на люльке. с возможностью поворота на угол и несущим шпиндель, предназначенный для обрабатываемого изделия, сектором введенным в механизм коррекции рычагом с роликом, опора вращения которого соосна с осью люльки, и смонтированной на толкателе направляю. щей с фигурным пазом, предназначенной для взаимодействия с роликом рычага, причем шпиндель бабки предназначен

45,.для закрепления инструмента.

2. Станок по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что он снабжен вторым шпинделем, установленным на секторе люльки оппозитно первому шпинделю и предназначенным для закрепления обрабатываемого изделия.

3. Станок по п. 1, отличаюшийся тем, что он снабжен вторым шпинделем, установленным в бабке и предназначенным для закрепления инструмента.

1581488

1581488

Вибдпобернужо

Ф08. 8

Составитель В.Слиткова

Редактор Н. Горват Техред И. Xop,àíè÷ Корректор О.Кравцова

Заказ 2054 Тираж 522 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат ."Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Зубошлифовальный станок Зубошлифовальный станок Зубошлифовальный станок Зубошлифовальный станок Зубошлифовальный станок Зубошлифовальный станок Зубошлифовальный станок Зубошлифовальный станок 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано при производстве зубчатых колес и для получения зубьев и шлицев дисков турбин газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению блочных зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, в частности к абразивной обработке, и может быть использовано при разработке конструкций станков для отделочной обработки впадин между зубьями зубчатых колес

Изобретение относится к станкостроению и, в частности, к обработке цилиндрических зубчатых колес с коррекцией их по профилю и длине зубьев

Изобретение относится к станкостроению и, в частности, к обработке цилиндрических зубчатых колес с коррекцией их по профилю и длине зубьев

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству зубообрабатывающих станков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к станкам, предназначенным для комбинированной обработки зубчатых колес

Изобретение относится к обработке металлов резанием и может быть использовано в машиностроении при изготовлении цилиндрических зубчатых колес, преимущественно крупномодульных

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубодолбежных станках и станках с ЧПУ общего назначения

Изобретение относится к металлообработке, в частности к обработке зубчатых колес на зубообрабатывающих станках с периодическим делением, работающих обкаткой

Изобретение относится к способу точной обработки зубчатых венцов на станке, причем обрабатываемое зубчатое колесо, находящееся в контакте с вращающимся вокруг своей оси абразивным инструментом, вращают вокруг своей оси, за счет чего происходит снятие стружки на обрабатываемых боковых сторонах зубьев зубчатого колеса, а вращательное движение оси зубчатого колеса и вращательное движение оси абразивного инструмента электронно связаны между собой

Изобретение относится к области станкостроения и может быть использовано для нарезания некруглых колес с прямым и винтовым зубом червячной фрезой

Изобретение относится к области станкостроения, к зубошлифовальным станкам для обработки цилиндрических зубчатых колес обкатным кругом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес резанием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубьев цилиндрических колес

Изобретение относится к машиностроению, к обработке конических зубчатых колес

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для установления угла главного профиля исходного производящего реечного контура и коэффициента его смещения при нарезании прямозубых зубчатых колес с малым числом зубьев внешней эвольвентной передачи с передаточным отношением, равным единице, в частности, при изготовлении масляных и топливных шестеренчатых насосов

Изобретение относится к станкостроению, к зубофрезерным станкам для нарезания конических колес с косыми зубьями червячной фрезой

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к автомобилестроению, станкостроению, редукторостроению, тракторостроению, краностроению, самолетостроению, производству силовых эвольвентных зубчатых передач, применяемых в приводах машин и в их коробках
Наверх