Коробка передач

 

Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - увеличение надежности коробки за счет повышения плавности переключений передач. Колеса 4 установлены с возможностью вращения на промежуточном валу 2 и постоянно зацепляются с колесами 5 ведущего вала 1 и колесами 6 ведомого вала 3. Между колесами 4 и валом 2 размещены муфты для выборочного соединения колес 4 с валом 2. Муфты выполнены в виде шарикоподшипников с упругого деформируемой в радиальном направлении внутренней обоймой 8. Вал 2 полый, и в нем размещены осеподвижные штоки 7, 10, взаимодействующие с выступами 9 на обоймах 8. Выступы 9 размещены в пазах вала 2. Для включения нужной передачи осевым перемещением штоков 7, 10 соединяют соответствующие колеса 4 с валом 2. При взаимодействии штоков 7, 10 с выступами 9 обойма 8 деформируется, заклинивая тела качения муфт в виде шарикоподшипников и соединяя соответствующее колесо 4 с валом 2. Конструкция муфт позволяет обеспечить плавное переключение передач на ходу, практически без разрыва потока мощности, для чего рабочий ход штоков 7, 10 включает участок одновременного взаимодействия с двумя соседними муфтами. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

1587273 А 1 (19) Ж) (11) (51)5 F 16 Н 3/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

12 5 5

Фиг,!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР

М А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4490347/25-28 (22) 06.10.88 (46) 23.08.90. Бюл. № 31 (75) Н. А. Аракелян (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1191656, кл. F 16 Н 3/12, 1983.

Авторское свидетельство СССР № 1259070, кл. F 16 Н 3/08, 1985. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — увеличение надежности коробки за счет повышения плавности переключений передач. Колеса 4 установлены с возможностью вращения на промежуточном валу 2 и постоянно зацепляются с колесами 5 ведущего вала 1 и колесами 6 ведомого вала 3. Между колесами 4 и валом 2 размещены муфты для выборочного соединения колес 4 с валом 2. Муфты

2 выполнены в виде шарикоподшипников с упруго деформируемой в радиальном направлении внутренней обоймой 8. Вал 2 полый, и в нем размещены осеподвижные штоки 7 и 10, взаимодействующие с выступами 9 на обоймах 8. Выступы 9 размещены в пазах вала 2. Для включения нужной передачи осевым перемещением штоков 7, 10 соединяют соответствующие колеса 4 с валом

2. При взаимодействии штоков 7, 10 с выступами 9 обойма 8 деформируется, заклинивая тела качения муфт в виде шарикоподшипников и соединяя соответствующее колесо 4 с валом 2. Конструкция муфт позволяет обеспечить плавное переключение передач на ходу, практически без разрыва потока мощности, для чего рабочий ход штоков 7, 10 включает участок одновременного взаимодействия с двумя соседними муфтами. 1 з. и. ф-лы, 4 ил.

1587273

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроен1лю, в частности к коробкам передач.

Целью изобретения является увеличение надежности коробки передач.

На фиг. 1 изображена коробка передач; на фиг. 2 и 3 — муфта для выборочйого соединения колес с валом, варианты выполнения; на фиг. 4 — муфта в рабочем состоянии.

Коробка передач содержит валы 1 — 3, явяющиеся соответственно ведущим промежу.очным и ведомым. На валу 2 установлеы с возможностью вращения зубчатые коеса 4, постоянно зацепляющиеся с жестко акрепленными на валах 1, 3 многовенцоыми барабанами зубчатых колес 5 и 6. ежду соответствующими вращающимися олесами 4 и валом 2, на котором они становлены, размещены муфты с упруго пеемешаемыми в радиальном направлении элеентами для выборочного соединения упомяутых колес 4 и вала 2. Коробка содерит также устройство для перемещения элеентов муфт. Вал 2 с вращающимися ко1песами 4 выполнен полым с радиальными пазами, элементы муфт размещены в пазах, а устройство для их перемещения выполнено в виде взаимодеиствующего с элементами муфт размещенного в полости вала 2 соосного осеподвижного штока 7.

Муфты выполнены в виде шарикопод шипников с упруго деформируемой в радиаль ном направлении внутренней обоймой 8, а перемещаемый элемент — в виде радиального обращенного к оси вала 2 выступа 9 на внутренней обойме 8. Кроме штока 7 в полом валу 2 размещен дополнительный шток 10, аналогичный основному. Наружной обоймой муфт в виде шарикопод, шипников служат сами колеса 4. Между по, следними в качестве дополнительной опоры установлены тела 11 качения, а между соседники внутренними обоймами 8 шарикоподшипников — дистанционные шайбы (не показаны). Число выступов 9 на обойме 8 может быть различным (фиг. 2, один, фиг. 3 и 4, три). В вариантах (фиг. 2 и 3) s шарикоподшипнике имеются три шарика. Осевые перемещения штоков 7, 10 обеспечиваются любым приводом (не показан), например электромагнитным, гидравлическим и т. д. Для реверса вращения ведомого вала 3 в коробке передач предусмотрены зубчатые колеса 12 и !3 с паразитной шестерней 14.

Возможен вариант установки паразитной шестерни между одним из колес 4 вала 2 и соответствующим колесом 6 вала 3.

Коробка передач работает следуюши."л образом.

Ведущий вал 1 с барабаном колес 5 вращается, передавая вращение на холостом ходу соответствующим колесам 4 вала 2, Осевым перемещением штока 7 через выступы 9 упруго деформируют внутреннюю обойму 8 шарикоподшипника соответствующего колеса 4 (фиг. 4). В результате шарики муфты заклиниваются между поверхностями наружной и внутренней обойм, осуществляя жесткое соединение колеса 4, зацепляюшегося с колесом 5 вала 1 с валом 2. Далее осевым перемещением штока 10 аналогичным образом колеса осуществляют жесткое соединение необходимого колеса 4, зацепляющегося с колесом 6 вала 3 и с валом 2.

Установка вращающихся колес 4 на промежуточном валу 2 и использование двух штоков 7, 10 для из выборочного соединения с валом 2 обеспечивают переключение передач в широком диапазоне передаточных отношений. Характер работы шарикоподш ипников (постепенная деформация обоймы 8) обеспечивает плавное переключение передач на ходу, практически без разрыва потока мощности. Для этого рабочий ход штоков 7, 10 при переключениях включает участок одновременного взаимодействия с двумя соседними муфтами.

1. Коробка передач, содержащая валы, установленные на одном из ннх с возможностью вращения, а на других — жестко постоянно зацепляющиеся зубчатые колеса, размещенные между соответствующими вращающимися колесами и валом, на котором они установлены, муфты с упруго перемещаемыми в радиальном направлении элементами для выборочного соединения упомянутых колес и вала и устройство для перемещения элементов муфт, вал с вращающимися колесами выполнен полым с радиальными пазами, элементы муфт размещены в пазах, а устройство для их перемещения выполнено в виде взаимодействующего с ними размещенного в полости вала соосного осеподвижного штока, отличающаяся тем, что, с целью увеличения надежности за счет повышения плавности переключений передач, муфты выполнены в. виде шарикоподшипников с упруго деформируемой в радиальном направлении внутренней обоймой, а перемещаемый элемент — в виде радиального обращенного к оси вала выступа на внутренней обойме.

2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что снабжена дополнительным размещенным в полом валу аналогичным основному штоком, а полый вал — промежуточный, 1587273

Фиг.

Составитель В. Сергеев

Редактор А. Мотыль Тех ред А. К равчу к Корректор A. Обручар

Заказ 2409 Тираж 487 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1! 3035, Москва, )К вЂ” 35, Рау тиская наб.. д. 4, 5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, IOl

Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к коробкам передач

Изобретение относится к передачам с изменением скорости и может быть использовано в приводах с изме-; нением скорости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к механизмам переключения передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в передачах с постоянным зацеплением зубчатых колес, разъединяемых с валом

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к коробкам переключения передач, может использоваться в любых технических узлах, где требуется вариация скорости вращения и момента вращения какого либо вала, и в частности, в автотранспорте

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач

Изобретение относится к трансмиссии транспортного средства, включающей в себя парковочную шестерню

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращательного движения между валами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач автотракторной техники
Наверх